В минувшее воскресенье, 13 декабря, произошел очередной инцидент, обостривший наши отношения с Турцией — российский военный корабль обстрелял турецкий рыболовный сейнер, подошедший слишком близко. По информации Минобороны РФ, выстрелы были произведены в целях предотвращения столкновения. Сразу после выстрелов сейнер изменил курс. Сам по себе случай из числа рядовых, но взрывоопасная обстановка в регионе придала ему особую остроту. К тому же турецкая сторона уже успела выдвинуть свою версию событий — согласно показаниям капитана сейнера, никакой угрозы российскому сторожевику он не представлял и на сближение не шел. Теперь история со стрельбой обретает все черты дипломатического скандала.
Молча и мимо
Местом действия стала северная часть Эгейского моря, в 22 километрах от греческого острова Лемнос. Вахтенная служба сторожевого корабля "Сметливый", стоявшего на якоре в этих водах, обнаружила на расстоянии около километра по правому борту турецкий сейнер "Гечицилер Балик Чилик". Рыболовное судно шло опасным курсом, способным привести к столкновению. Многочисленные попытки установить с ним радиосвязь успехом не увенчались, на визуальные сигналы светового семафора турецкий экипаж тоже не реагировал. После того, как сейнер проигнорировал запуск сигнальной ракеты, "Сметливый" был вынужден открыть предупредительный огонь. В сообщении Минобороны РФ об этом происшествия подчеркивается, что турецкое судно в этот момент находилось на расстоянии около 600 метров — за пределами возможного поражения. Так и не выйдя на связь, капитан "Гечицилер Балик Чилик" Музаффер Гечиджи резко изменил направление движения сейнера и прошел мимо российского сторожевика.
Обстрел турок производился экипажем "Сметливого" из стрелкового оружия. Какого именно, не уточняется, но вероятнее всего отгоняли сейнер автоматной очередью. Стреляли, кстати, не по самому судну, а в направлении его движения, обозначая красную линию. Сам российский корабль между тем оснащен спаренной артиллерийской установкой АК-726 с дальностью стрельбы до 15 тыс. метров, а также двумя ЗРК "Волна" с 16 ракетами, пусковыми установками противокорабельных ракет Х-35 "Уран", торпедным аппаратом на пять торпед и двумя реактивными бомбометами РБУ-1000. Это один из самых возрастных кораблей, задействованных в составе постоянного соединения ВМФ РФ в Средиземном море. Заложен "Сметливый" был еще в 1966 году на Судостроительном заводе имени 61 коммунара в Николаеве, а в строй встал тремя годами позже. Строился он в качестве большого противолодочного корабля по проекту 61, но с 1987 по 1995 гг. прошел глубокую модернизацию до сторожевого корабля по проекту 01090 на Севастопольском морском заводе им. Орджоникидзе. Сейчас, несмотря на почтенный возраст, "Сметливый" по-прежнему успешно участвует в учениях, совершает походы по Средиземноморью.
В очередной раз сторожевик прошел через Черноморские проливы в Эгейское море в сентябре 2015 года после восстановительного ремонта, пройденного в Севастополе в плавучем доке ПД-30 13-го судоремонтного завода ЧФ. С тех пор он побывал в портах Греции, Сирии и Италии, а также принял участие в учениях, прошедших с 30 сентября по 7 октября в акватории прилегающей к базе российского ВМФ в сирийском Тартусе. "Сметливый" выполнял стрельбы по морским и воздушным целям с использованием артиллерии и зенитных ракетных комплексов, а также применял комплексы постановки помех и реактивные глубинные бомбы. В начале декабря сторожевик находился в международных водах к западу от острова Лемнос, ожидая разрешения на проход через турецкие проливы обратно в Черное море.
"Действовать предельно жестко"
Стрельба в Эгейском море произошла на фоне серьезного ужесточения риторики в адрес Турции. Только накануне, 11 декабря на расширенной коллегии Минобороны России, президент страны Владимир Путин приказал действовать предельно жестко в случае возникновения угрозы нашим военным в Сирии. "Хочу предостеречь тех, кто вновь попытается организовать какие бы то ни было провокации против наших военнослужащих. Нами уже приняты дополнительные меры по обеспечению безопасности российских военнослужащих и авиабазы. Она усилена новыми авиазвеньями и средствами ПВО, — заявил президент. — Все действия ударной авиации ведутся под прикрытием истребителей. Приказываю действовать предельно жестко. Любые цели, угрожающие российской группировке или нашей наземной инфраструктуре, подлежат немедленному уничтожению".
Понятно, что, в первую очередь, имелась в виду безопасность российских летчиков, действующих на территории самой Сирии. Но корабли, находящиеся в Восточном Средиземноморье, сейчас тоже подключены к сирийской операции — на них возложена миссия парировать возможные угрозы нашей авиации. И направление этой угрозы по умолчанию турецкое. На таком фоне поводом для эскалации конфликта могут стать любые российско-турецкие инциденты — не только в небе, но и на море.
Сразу после случившегося заместитель министра обороны Анатолий Антонов вызвал для объяснений военно-морского атташе при посольстве Турции в России контр-адмирала Ахмета Гюнеша. Турецкому представителю было вынесено жесткое предупреждение об опасных последствиях, к которым могут привести действия официальной Анкары в отношении нашего воинского контингента, сражающегося с международным терроризмом в Сирии. При этом к поступкам Турции был применен эпитет "безрассудные", а случившееся в Эгейском море названо очередной провокацией. Это означает, что в Минобороны уверены, что турецкий сейнер шел на конфликт сознательно и с ведома Анкары. Отдельно было подчеркнуто, что трагедии удалось избежать только по счастливой случайности. Содержание российского предупреждения Ахмет Гюнеш пообещал довести до турецких властей.
|
Анатолий Антонов делает предупреждение военно-морскому атташе Турции / Министерство обороны РФ |
Истина где-то рядом
На сегодняшний день официального ответа от Анкары пока нет. Турецкий МИД сообщил, что сделает заявление после того, как получит записи видеонаблюдения с рыболовецкого корабля и побеседует с его экипажем. Тем временем свою версию событий в интервью телеканалу CNN Turk уже изложил капитан сейнера Музаффер Гечиджи: "Мы прошли на расстоянии мили от военного корабля, который стоял на якоре. Мы не знали, что это был российский корабль, думали, что он натовский. Мы даже не осознали, что в нашу сторону стреляли".
РИА Новости приводят мнение своего источника в отечественном силовом ведомстве:
"В данной ситуации есть только два объяснения: либо это разгильдяйство и пренебрежение к безопасности мореплавания капитана турецкого судна, который, видимо, вообще не выходит из каюты. Либо спланированная, но топорно организованная провокация против российского военного корабля, который в случае столкновения получил бы повреждения, требующие ремонта на заводе. Устранение корабля класса "фрегат" даже на несколько месяцев — это серьезная брешь в общей системе безопасности страны".
Возможную причину того, почему Турции могло понадобиться вооруженное столкновение в Эгейском море, обрисовал в интервью агентству Regnum президент Академии геополитических проблем, генерал-полковник Леонид Ивашов. По его мнению, если бы история с турецким сейнером закончилась уничтожением судна, это позволило бы Эрдогану заявить о прямой агрессии со стороны России и закрыть нашим военным кораблям проход через проливы. После такого демарша ведение операции в Сирии максимально бы осложнилось — сейчас основной коридор снабжения российской группировки пролегает через Босфор и Дарданеллы. А то, что Турция действительно готова пойти на крайние меры для сворачивания или хотя бы снижения интенсивности боевых действий, ведущихся российской авиацией вблизи от сирийско-турецкой границы, лучше всего доказывает сбитый ею в конце ноября бомбардировщик Су-24.