Попробую разъяснить правила подготовки материала для оформления лицензии судовой радиостанции, а также этапов прохождения заявок в структурах Министерства связи.
Дело в том, что лицензии судовой радиостанции и лицензии на предоставление услуг связи – совершенно разные документы и общее у них только слово – лицензия. А вот оформляют лицензии один и тот же орган: Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Лицензия судовой радиостанции (Ship Station Licence) оформляется в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации и Регламентом радиосвязи, приложенным к Международной конвенции электросвязи. Все радиооборудование, внесенное в лицензию, разрешено для установки и использования на судне. Необходимость иметь на борту судна под российским флагом лицензию на судовую радиостанцию диктуется требованиями п. 10 ст. 25 «Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации» и п. 9 ст. 14 «Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации».
Небольшое отступление для уяснения ситуации.
Вся процедура подачи заявки и ее прохождение до превращения в лицензию судовой радиостанции регламентирована действиями трех организаций:
-
Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ).
-
ФГУП «Главный радиочастотный центр» (ГРЧЦ).
-
Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
ГКРЧ принимает решение о выделении полос радиочастот для различных радиоэлектронных средств (РЭС), проще говоря – радиооборудования.
Радиочастотная служба (ГРЧЦ) проводит экспертизу присланных документов и готовит «Заключение экспертизы о возможности использования радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами».
Роскомнадзор на основании заявки судовладельца и «Заключения экспертизы…», подготовленного ГРЧЦ, оформляет лицензию судовой радиостанции.
Далее все же необходимо сослаться на действующий закон.
Федеральный закон от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи» гласит, что регулирование использования радиочастотного спектра является исключительным правом государства и обеспечивается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Использование в Российской Федерации радиочастотного спектра осуществляется в соответствии с принципом разрешительного порядка доступа пользователей к радиочастотному спектру.
Право на использование радиочастотного спектра предоставляется посредством выделения полос радиочастот и присвоения (назначения) радиочастот или радиочастотных каналов. Использование радиочастотного спектра без соответствующего разрешения – запрещено (т.е. специально для судовладельцев: запрещается использование радиостанций на судне без оформленной должным образом лицензии судовой радиостанции).
Теперь необходимо уяснить разницу в терминологии: выделение полос радиочастот и присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала для радиоэлектронных средств.
Решение о выделении полос радиочастот для РЭС принимает государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ). Для судовых (морских и речных) РЭС приняты соответствующие обобщенные решения ГКРЧ, т.е. судовладельцы при подаче заявок опираются на уже принятые для всех судовладельцев и судоводителей решения ГКРЧ.
В пределах выделенных полос радиочастот решение присвоении (назначении) радиочастот или радиочастотного канала принимается в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 23 закона «О связи» при положительном заключении экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств. Порядок проведения экспертизы определяется государственной комиссией по радиочастотам (ГКРЧ).
Как уже упоминалось выше:
- экспертизу возможности использования заявленных радиоэлектронных средств проводит
радиочастотная служба по материалам заявителя;
- присвоение (назначение) радиочастот или радиочастотного канала принимается Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Теперь от теории переходим к практике. Что необходимо знать судовладельцу перед подготовкой документального материала?
Про два этапа прохождения заявки уже говорилось. Более подробно по каждому этапу.
1-ый этап – оформление «Заключения экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами».
Радиочастотная заявка подается в ФГУП «Главный радиочастотный центр» на имя Заместителя директора (на сегодняшний день - Михалевского Леонида Вильгельмовича).
Радиочастотная заявка включает в себя:
1. Письмо от владельца судна – просьба об оформлении «Заключения…». В письме указываются РЭС, которые необходимо внести в лицензию, название судна, порт приписки, какие необходимы позывные (буквенный, цифровой, девятизначный номер цифрового избирательного вызова), необходимость международной регистрации (требуется – не требуется).
2. Заявка «Исходные данные…»по форме ИД-1С (2 экз.)
3. Копия свидетельства о праве плавания под флагом Российской Федерации, копия свидетельства о праве собственности на судно, или копия судового билета (желательно - нотариально заверенные копии).
4. Копия бербоут-чартерного договора (заверенная печатью предприятия) – при владении судна на правах аренды.
5. Выписка из единого государственного реестра юридических лиц, заверенная органом, выдавшим указанный документ (налоговый орган), или нотариально заверенная копия указанного документа.
Физические лица вместо выписки из ЕГРЮЛ представляют нотариально заверенные копию паспортных данных и копию ИНН.
Примечание. При наличии радиооборудования для использования на внутренних водных путях (диапазон 300 МГц) или при наличии указанного оборудования и РЭС морского диапазона, используемых на устьевых участках морского режима судоходства «Заключение экспертизы…» может оформить территориальный орган радиочастотной службы.
На практике в состав радиочастотной заявки обязательно включают копии документов, подтверждающих соответствие заявляемых РЭС требованиям Росморфлота (РМРС, РРР) и соответствующим Резолюциям ИМО.
Если судно поднадзорно морскому или речному регистру, то такими документами могут быть:
-
Свидетельство об одобрении типа судовой аппаратуры (РОСТРАНСНАДЗОР);
-
Свидетельство о типовом одобрении (Российский Морской Регистр Судоходства);
-
Сертификат об одобрении типового изделия (Российский Речной Регистр),
-
Свидетельство о типовом одобрении РРР на судовые РЭС.
Если судно зарегистрировано в ГИМС, то зачастую судовладелец имеет на руках РЭС, которое уже было в употреблении и на которое отсутствует какой-либо из вышеперечисленных свидетельств. В этом случае необходимо ссылаться на ранее выпущенное свидетельство об одобрении (о типовом одобрении).
Срок рассмотрения документов и оформление «Заключения экспертизы…» практически составляет 2 – 2,5 месяца. В течение первых 10 дней после регистрации заявки проводится экспертиза всех документов. Если результат экспертизы положительный – заявка поступает в работу. Иногда исполнитель обращается к заявителю и просит предоставить дополнительный материал - это абсолютно нормальная текущая работа. После подготовки проекта «Заключения экспертизы…» заявителю выставляется счет и в течение 10 дней после поступления денежных средств на счет ФГУП ГРЧЦ заявителю высылается оригинал «Заключения экспертизы…».
Калькуляция работ готовится в соответствии с методическими рекомендациями по планированию, учету и калькулированию себестоимости услуг (работ), изложенным в Приказеот 24 января 2003 г. N 8 Минкомсвязи. Все зависит от количества заявляемых РЭС, их диапазона рабочих частот, формирования радиоданных, необходимости международной регистрации и т.д. На практике лицензия на одну радиостанция для катера составляет около 5600 рублей (включая НДС). А лицензия на судно класса река-море, работающее в районе А1 и ВВП, стоит около 12000 рублей.
2-ой этап - Оформление лицензии на судовую станцию.
Заявитель наконец-то имеет на руках «Заключение экспертизы…», подготовленное ФГУП ГРЧЦ. Следующий этап – подача заявления на оформление лицензии судовой радиостанции.
Заявление подается на имя Руководителя Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
В Роскомнадзор представляют следующие документы:
1. Заявка на присвоение рабочих частот (радиоканалов) – форма заявки выбирается из конкретной ситуации: оформление, переоформление, продление и т.д., физическое лицо или юридическое лицо).
2. Подлинник или нотариально заверенная копия заключения экспертизы о возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и об их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами.
3. Копия Свидетельства о праве собственности на судно (копия судового билета) или копия договора аренды судна (бербоут-чартера, лизинга, сублизинга и т.д.), копия свидетельства о праве плавания под государственным флагом Российской Федерации.
4. Копия договора купли-продажи судна (в случае перегона судна).
5. Копия договора на постройку судна (в случае ходовых испытаний).
6. Заявление на прекращение действия лицензии судовой радиостанции
от пользователя радиочастотного спектра (при наличии действующей лицензии).
7. Платежное поручение с отметкой банка об уплате государственной пошлины. Государственная пошлина для лицензий судовой радиостанции составляет 2000 рублей, а не 2600 рублей как в остальных случаях.
8. При подаче заявления о продлении (переоформлении) и о прекращении действия лицензии судовой радиостанции необходимо указать номер продлеваемой (переоформляемой) или прекращаемой лицензии и приложить оригинал или нотариально заверенную копию указанной лицензии.
В случае переоформления лицензии на другое юридическое лицо дополнительно необходимы копии следующих документов:
- учредительных документов юридических лиц, заверенные государственными органами, осуществляющими ведение единого государственного реестра юридических лиц, или нотариально заверенные копии указанных документов;
- передаточного акта или разделительного баланса;
- свидетельства о государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия (при необходимости);
- документа, подтверждающего факт внесения записи о прекращении деятельности юридического лица в единый государственный реестр юридических лиц, заверенная органом, выдавшим указанный документ, или нотариально заверенная копия (при необходимости).
В случае, если заявление подписывается внешним управляющим организации, к заявлению должна быть также приложена нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего полномочия внешнего управляющего на право обращения от имени юридического лица.
В графе «Заявляемый срок действия лицензии судовой радиостанции» заявитель самостоятельно указывает срок, на который оформляется лицензия, но не более 10 лет. В случае аренды судна заявляемый срок действия лицензии не может быть больше срока действия договора.
Вот, пожалуй, и вся основная информация по процедуре подготовки документов для получения лицензии судовой радиостанции. О чем необходимо сказать, чтобы соблюсти все нюансы законодательства. Федеральный закон от 18.07.2009 N 188-ФЗ внес изменения в Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации: «в подпункте 10 пункта 1 статьи 25 слова «лицензия судовой радиостанции» заменить словами «разрешение на судовую радиостанцию». Несмотря на это, Роскомнадзор пока выдает лицензии, в которых значится «лицензия на судовую радиостанцию». Еще раз повторюсь, что лицензия судовой радиостанции (Ship Station Licence) оформляется в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации и Регламентом радиосвязи, приложенным к Международной конвенции электросвязи.
В названии лицензии на русском языке может быть слово и разрешение, и лицензия, и индульгенция. Главное, чтобы остальные названия на английском, французском и испанском языках остались неизменными, как это требуют международные документы. Иначе любое судно с такой лицензией не сможет выйти из первого иностранного порта, куда судно сможет зайти…
Информация в данной статье приведена на момент ее написания, т.е. на сентябрь текущего года. Вполне возможно, что уже в ближайшее время будут приняты какие-либо дополнения или изменения, касающиеся оформления лицензии судовой радиостанции. Постараюсь по мере опубликования таких документов привести соответствующие комментарии.
Желаю всем терпения и верного курса в этом бумажном море документов.
Торгашев Владимир Николаевич
Ссылки на используемые сайты: