В начале октября в Санкт-Петербурге прошла уже традиционная конференция и выставка по судостроению Offshore Marintec Russia, в рамках которой смогли встретиться, пообщаться и показать себя миру гиганты судостроительной и нефтегазовой отрасли. Как обычно, обсудили Арктику, шельф, подводные исследования, Северный морской путь. И, конечно, технику и суда, которые требуются для освоения всего этого громадного и потенциально богатейшего региона.
Три миллиарда на импортозамещение
Предыдущий нефтегазовый форум прошел в Петербурге еще в 2014 году и, во многом, он основывался на устаревших предпосылках, не учитывавших в полном объеме проблему западных санкций, плавающего рубля, пикирующих цен на нефть и правительственной политики импортозамещения. В этот раз тематика импортозамещения в докладах зазвучала сразу — причем с нотками явного оптимизма.
— В федеральных органах власти находятся более 20 научно-исследовательских работ, направленных на решение задач по вопросам разработки и добычи, обустройства, строительства добычных платформ, судов. В 2017 году они могут претендовать на финансирование в объеме более 3 млрд рублей. На данный момент на импортозамещение оборудования для арктического шельфа РФ выделено уже более 1,3 млрд рублей, — объявил на пленарном заседании замминистра энергетики Кирилл Молодцов.
90% из этих 1,3 млрд рублей, заложенных министерством на 2016 год, было выделено на разработку сейсмокос и прочей аппаратуры для геологоразведки. Плюс еще 50 млн рублей ушло в ЦКБ "Коралл" на разработку и унификацию оборудования бурового комплекса.
В 2017 году деньги предназначаются на разработку бурового и генерирующего оборудования, технологий по ликвидации нефтеразливов, а также комплектующих для судов обеспечения. Здесь Минэнерго прежде всего интересует проектирование и изготовление опытно-серийного образца ВРК механического типа мощностью 6,5 МВт, а также разработка поршневого и винтового судового компрессора.
Планы у нашего правительства весьма амбициозные. В текущем году, по данным министерства, на российском арктическом шельфе будет добыто 21,3 млн тонн нефти (рост на 11,5%) и 33,9 млрд кубометров газа (рост на 6,6%). А к 2035 году эти показатели планируют довести до 50 млн тонн углеводородного сырья шельфового происхождения в год, что составит 8-10% от всего объема добычи нефти и газа со всех российских месторождений.
Дело за флотом
Понятно, что с тем флотом, который существует в России сейчас, подняться на такую планку невозможно — нужно вести активное строительство танкеров (причем ледового класса), плавучих буровых установок и прочих судов вспомогательного флота. И делать это придется в условиях санкций и импортозамещения. Способны ли с такими вызовами справиться отечественные компании обсуждали эксперты на круглом столе "Состояние и перспективы современного российского флота для освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Арктики".
Вице-президент по гражданскому судостроению ОСК Евгений Загородний, первым взявший слово, заверил: корпорация имеет все необходимые компетенции для создания как ледокольного и вспомогательного флота, так и добывающей морской техники – ледостойких стационарных платформ.
– Предприятия Группы ОСК имеют успешный опыт и достаточную квалификацию в строительстве нефтегазовых объектов и готовы к работе в таких проектах, как "Арктик СПГ — 2" и "Каменомысское — море", а также к строительству современного ледокольного флота, в том числе с атомной энергетической установкой, – пояснил Евгений Загородний.
Представитель ООО "Газпром Флот", в свою очередь, перечислил наиболее крупных проекты, реализуемые его компанией прямо сейчас: танкер "Иван Сидоренко", буровые установки "Полярная звезда" и "Северное сияние", ПРГУ "Маршал Василевский". Задача "Маршала Василевского", в частности, обеспечить передачу углеводородов из основной части России в Калининградскую область, если возникнут проблемы с транзитом через Прибалтику.
Свои данные по судостроению привел заместитель начальника отдела гражданского судостроения АО "ЦС "Звездочка" Владимир Ермаков в своем выступлении отдельно подчеркнул необходимость концентрации усилий на промышленных заказах внутри страны, для отечественного континентального шельфа.
— Наш завод при строгом соблюдении всей документации и сроков сдачи объектов в эксплуатацию уже много лет работает на Западно-Каменномысском участке, на платформе "Приразломная", обслуживая буровые установки при помощи судов вспомогательного флота различного функционала. Красноречивее всего о качестве нашей работы говорят цифры: с начала производственной деятельности нами построено 240 судов, плавсредств и сооружений, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские, понтонный мост через реку Печора, 12 корпусов портовых буксиров, 5 сухогрузных судов и 2 траулера. И приятно отметить, что сегодня объем внутреннего заказа продолжает увеличиваться, — завершил он свое выступление.
"Айсберг" на горизонте
На отдельную секцию был вынесен вопрос развития подводных и подледных технологий для разработок месторождений и добычи полезных ископаемых в условиях замерзающих морей.
– Подводные роботизированные комплексы – это не завтра и даже не сегодня. Это – началось еще вчера, и мы не имеем права буксовать в этой отрасли именно сегодня, в период обострения конкуренции в борьбе за рынки энергоресурсов. Эра подводной добычи уже началась, – таким эмоциональным заявлением открыл дискуссию руководитель Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко.
Впрочем, дискуссия — сказано слишком громко, учитывая, что все девять докладов, прозвучавших далее, были подготовлены при участии ЦКБ МТ "Рубин". По сути, на этой сессии "рубиновцы" устроили презентацию своих достижений. Благо, у них было что показать и о чем рассказать. В первую очередь, речь идет о проекте "Айсберг".
В рамках этого проекта разрабатывается техника и технологии, которые позволят обеспечить полностью автономное подводное (подледное) освоение месторождений. Во-первых, это подводный буровой комплекс, способный обеспечивать выполнение буровых работ в роботизированном режиме с передачей телеметрической информации на удаленный пункт управления.
Второй проект — подводный комплекс сейсморазведки. Он даст возможность заниматься сейсморазведкой даже в зоне круглогодичных льдов. Ну и, разумеется, может использоваться без ограничений в любом районе Мирового океана.
Третий проект — подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс. Его задача — обеспечить доставку и установку широкой номенклатуры подводного оборудования как для обустройства морских месторождений на акваториях замерзающих морей, так и в других районах Мирового океана, где использование надводных технических средств затруднительно по гидрометеорологическим условиям. Кроме того, комплекс можно будет использовать для подъема затонувших предметов с морского дна.
И четвертый — это подводный энергетический комплекс. Его запуск решит проблему автономного энергообеспечения подводных комплексов, причем без присутствия обслуживающего персонала и без обслуживания в течение периода непрерывной работы. Ничего подобного в мире пока не существует.
114 докладов, 300 экспертов, 5000 посетителей
Международная выставка и конференция по судостроению и освоению Арктики и континентального шельфа Offshore Marintec Russia прошла всего лишь во второй раз. Но уже успела стать заметным событие в нефтегазовой и судостроительной отраслях. Как подсчитали организаторы форума, за четыре дня работы было заслушано 114 докладов по различной проблематике: судостроение, энергетическая инфраструктура прибрежных территорий, подводное и подледное бурение, стратегическое развитие Арктики, средства спасения и предотвращения аварийных ситуаций, технические средства и технологические комплексы для освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа.
В работе конференции приняли участие более 300 экспертов: ученых, проектировщиков, разработчиков, производителей оборудования, представителей федеральной и местной власти, бизнеса. На полях конференции работали одновременно несколько дискуссионных площадок различной тематической направленности, что дало возможность затронуть все актуальные вопросы современного этапа развития Арктики, континентального шельфа и перспективы их развития на ближайшие 20-25 лет.
Участие в выставке 2016 года приняли такие крупные игроки рынка энергоресурсов как "Газпром", "Газпром нефть", "Газпром флот", "Лукойл", "Вега", "Redaelli SSM", "Валком", "Океанприбор", "Севмаш", завод "Звезда", "Физприбор" и многие другие.
Широко на выставке были представлены научные и научно-исследовательские учреждения, работающие в сфере энергетики и освоения континентального шельфа: Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова, Институт экологического проектирования и изысканий, Крыловский государственный научный центр, Санкт-Петербургский горный университет.
За четыре дня работы выставку посетило более 5000 специалистов: представителей науки, бизнеса, федеральной и местной власти, разработчики и проектировщики оборудования и технических систем.
Предыдущий нефтегазовый форум прошел в Петербурге еще в 2014 году и, во многом, он основывался на устаревших предпосылках, не учитывавших в полном объеме проблему западных санкций, плавающего рубля, пикирующих цен на нефть и правительственной политики импортозамещения. В этот раз тематика импортозамещения в докладах зазвучала сразу — причем с нотками явного оптимизма.
— В федеральных органах власти находятся более 20 научно-исследовательских работ, направленных на решение задач по вопросам разработки и добычи, обустройства, строительства добычных платформ, судов. В 2017 году они могут претендовать на финансирование в объеме более 3 млрд рублей. На данный момент на импортозамещение оборудования для арктического шельфа РФ выделено уже более 1,3 млрд рублей, — объявил на пленарном заседании замминистра энергетики Кирилл Молодцов.
90% из этих 1,3 млрд рублей, заложенных министерством на 2016 год, было выделено на разработку сейсмокос и прочей аппаратуры для геологоразведки. Плюс еще 50 млн рублей ушло в ЦКБ "Коралл" на разработку и унификацию оборудования бурового комплекса.
Фонд перспективных исследований |
В 2017 году деньги предназначаются на разработку бурового и генерирующего оборудования, технологий по ликвидации нефтеразливов, а также комплектующих для судов обеспечения. Здесь Минэнерго прежде всего интересует проектирование и изготовление опытно-серийного образца ВРК механического типа мощностью 6,5 МВт, а также разработка поршневого и винтового судового компрессора.
Планы у нашего правительства весьма амбициозные. В текущем году, по данным министерства, на российском арктическом шельфе будет добыто 21,3 млн тонн нефти (рост на 11,5%) и 33,9 млрд кубометров газа (рост на 6,6%). А к 2035 году эти показатели планируют довести до 50 млн тонн углеводородного сырья шельфового происхождения в год, что составит 8-10% от всего объема добычи нефти и газа со всех российских месторождений.
Дело за флотом
Понятно, что с тем флотом, который существует в России сейчас, подняться на такую планку невозможно — нужно вести активное строительство танкеров (причем ледового класса), плавучих буровых установок и прочих судов вспомогательного флота. И делать это придется в условиях санкций и импортозамещения. Способны ли с такими вызовами справиться отечественные компании обсуждали эксперты на круглом столе "Состояние и перспективы современного российского флота для освоения углеводородных ресурсов континентального шельфа Арктики".
Вице-президент по гражданскому судостроению ОСК Евгений Загородний, первым взявший слово, заверил: корпорация имеет все необходимые компетенции для создания как ледокольного и вспомогательного флота, так и добывающей морской техники – ледостойких стационарных платформ.
– Предприятия Группы ОСК имеют успешный опыт и достаточную квалификацию в строительстве нефтегазовых объектов и готовы к работе в таких проектах, как "Арктик СПГ — 2" и "Каменомысское — море", а также к строительству современного ледокольного флота, в том числе с атомной энергетической установкой, – пояснил Евгений Загородний.
"Объединенная судостроительная корпорация" |
Представитель ООО "Газпром Флот", в свою очередь, перечислил наиболее крупных проекты, реализуемые его компанией прямо сейчас: танкер "Иван Сидоренко", буровые установки "Полярная звезда" и "Северное сияние", ПРГУ "Маршал Василевский". Задача "Маршала Василевского", в частности, обеспечить передачу углеводородов из основной части России в Калининградскую область, если возникнут проблемы с транзитом через Прибалтику.
Свои данные по судостроению привел заместитель начальника отдела гражданского судостроения АО "ЦС "Звездочка" Владимир Ермаков в своем выступлении отдельно подчеркнул необходимость концентрации усилий на промышленных заказах внутри страны, для отечественного континентального шельфа.
— Наш завод при строгом соблюдении всей документации и сроков сдачи объектов в эксплуатацию уже много лет работает на Западно-Каменномысском участке, на платформе "Приразломная", обслуживая буровые установки при помощи судов вспомогательного флота различного функционала. Красноречивее всего о качестве нашей работы говорят цифры: с начала производственной деятельности нами построено 240 судов, плавсредств и сооружений, в том числе плавучие причалы, плавучий док, плавучие мастерские, понтонный мост через реку Печора, 12 корпусов портовых буксиров, 5 сухогрузных судов и 2 траулера. И приятно отметить, что сегодня объем внутреннего заказа продолжает увеличиваться, — завершил он свое выступление.
"Айсберг" на горизонте
На отдельную секцию был вынесен вопрос развития подводных и подледных технологий для разработок месторождений и добычи полезных ископаемых в условиях замерзающих морей.
– Подводные роботизированные комплексы – это не завтра и даже не сегодня. Это – началось еще вчера, и мы не имеем права буксовать в этой отрасли именно сегодня, в период обострения конкуренции в борьбе за рынки энергоресурсов. Эра подводной добычи уже началась, – таким эмоциональным заявлением открыл дискуссию руководитель Фонда перспективных исследований Виктор Литвиненко.
Фонд перспективных исследований |
Впрочем, дискуссия — сказано слишком громко, учитывая, что все девять докладов, прозвучавших далее, были подготовлены при участии ЦКБ МТ "Рубин". По сути, на этой сессии "рубиновцы" устроили презентацию своих достижений. Благо, у них было что показать и о чем рассказать. В первую очередь, речь идет о проекте "Айсберг".
В рамках этого проекта разрабатывается техника и технологии, которые позволят обеспечить полностью автономное подводное (подледное) освоение месторождений. Во-первых, это подводный буровой комплекс, способный обеспечивать выполнение буровых работ в роботизированном режиме с передачей телеметрической информации на удаленный пункт управления.
Второй проект — подводный комплекс сейсморазведки. Он даст возможность заниматься сейсморазведкой даже в зоне круглогодичных льдов. Ну и, разумеется, может использоваться без ограничений в любом районе Мирового океана.
Третий проект — подводный транспортно-монтажный и сервисный комплекс. Его задача — обеспечить доставку и установку широкой номенклатуры подводного оборудования как для обустройства морских месторождений на акваториях замерзающих морей, так и в других районах Мирового океана, где использование надводных технических средств затруднительно по гидрометеорологическим условиям. Кроме того, комплекс можно будет использовать для подъема затонувших предметов с морского дна.
И четвертый — это подводный энергетический комплекс. Его запуск решит проблему автономного энергообеспечения подводных комплексов, причем без присутствия обслуживающего персонала и без обслуживания в течение периода непрерывной работы. Ничего подобного в мире пока не существует.
Фонд перспективных исследований |
114 докладов, 300 экспертов, 5000 посетителей
Международная выставка и конференция по судостроению и освоению Арктики и континентального шельфа Offshore Marintec Russia прошла всего лишь во второй раз. Но уже успела стать заметным событие в нефтегазовой и судостроительной отраслях. Как подсчитали организаторы форума, за четыре дня работы было заслушано 114 докладов по различной проблематике: судостроение, энергетическая инфраструктура прибрежных территорий, подводное и подледное бурение, стратегическое развитие Арктики, средства спасения и предотвращения аварийных ситуаций, технические средства и технологические комплексы для освоения нефтегазовых ресурсов континентального шельфа.
В работе конференции приняли участие более 300 экспертов: ученых, проектировщиков, разработчиков, производителей оборудования, представителей федеральной и местной власти, бизнеса. На полях конференции работали одновременно несколько дискуссионных площадок различной тематической направленности, что дало возможность затронуть все актуальные вопросы современного этапа развития Арктики, континентального шельфа и перспективы их развития на ближайшие 20-25 лет.
Участие в выставке 2016 года приняли такие крупные игроки рынка энергоресурсов как "Газпром", "Газпром нефть", "Газпром флот", "Лукойл", "Вега", "Redaelli SSM", "Валком", "Океанприбор", "Севмаш", завод "Звезда", "Физприбор" и многие другие.
Широко на выставке были представлены научные и научно-исследовательские учреждения, работающие в сфере энергетики и освоения континентального шельфа: Опытное конструкторское бюро машиностроения им. Африкантова, Институт экологического проектирования и изысканий, Крыловский государственный научный центр, Санкт-Петербургский горный университет.
За четыре дня работы выставку посетило более 5000 специалистов: представителей науки, бизнеса, федеральной и местной власти, разработчики и проектировщики оборудования и технических систем.