Однако в начале июля месяца в СМИ появилась информация о том, что по решению президента России Владимира Путина, действующие особые экономические зоны будут переданы регионам, формирование новых будет приостановлено, а 10 ОЭЗ на территории РФ будут закрыты до 30 июня, что вызвало некоторый "переполох" в работе успешных зон. В числе которых значится ОЭЗ "Лотос".
Поэтому мы обратились за комментариями к директору ПАО ОЭЗ "Лотос" Сергею Милушкину, который рассказал о том, на какой стадии находится проект, о достижениях ОЭЗ "Лотос" и перспективах для судостроителей, производителей судового оборудования, которые планируют стать резидентами зоны.
О ходе реализации проекта Особая экономическая зона "Лотос"
Правительство РФ подписало постановление о создании Особой экономической зоны "Лотос" в ноябре 2014 года. Спустя пять месяцев в апреле 2015 года, уже согласно постановлению правительства Астраханской области, была образована управляющая компания ПАО "Особая экономическая зона "Лотос", которая является на 100% собственностью регионального правительства.
К августу того же года мы получили в управление участок земли немного менее 1000 Га для привлечения резидентов и начали подготовку проекта планировки территории.
Поэтому, как видите, первая половина 2015 года была посвящена именно этим вопросам – организации и становлению компании.
Первый конкурс по развитию территории мы провели в сентябре 2015 года, и буквально на днях Наблюдательный совет утвердил проект планировки территории ОЭЗ.
Сейчас мы заканчиваем разработку еще пяти документов: плана обустройства ОЭЗ, перспективного плана развития, документов для подготовки соглашения о передаче полномочий по управлению ОЭЗ на уровень региона, проект плана прилегающей территории, а также готовим конкурсную документацию для разработки проектно-сметной документации на основные объекты инженерной инфраструктуры.
Параллельно с оформлением документов мы занимаемся планированием территории, созданием проектно-сметной документации на всю инженерию второй очереди. Первая очередь уже существует на базе судостроительного завода "Лотос", где есть резервные мощности по водозабору, по газу, по канализации и по электричеству. И резидентам, которые сейчас к нам приходят, мы эти мощности выдаем.
В инженерию второй очереди будут входить в том числе две электроподстанции, газораспределительная станция, с сетями и трубопроводами. Планируемая мощность по электричеству составляет 240 МВт, чего вполне достаточно для любого вида производства. Срок реализации у нас стоит 2017 год.
Плюс, не так давно мы объявили конкурс на обеспечение таможенной инфраструктурой. По планам ОСК – СЗ "Лотос" будет центром металлообработки в Южном федеральном округе. Соответственно, сейчас предприятие закупает дорогостоящее импортное оборудование и для того, чтобы снизить расходы (не платить 18% НДС, 5% таможенной пошлины), в сентябре 2016 года будет введен режим свободной таможенной зоны.
О географическом положении и транспорте
– ОЭЗ "Лотос" располагается в 40 км от Астрахани рядом с автомобильной трассой, соединяющей Астрахань с Москвой, что позволяет нам возить грузы автомобильным транспортом.
В ОЭЗ есть железнодорожная ветка, и в планах заложено строительство дополнительной ветки с железнодорожным терминалом, который будет работать на всю особую экономическую зону. По нашим прогнозам, через этот терминал будет переваливаться порядка 1 млн 200 тыс. тонн различных грузов из почти 2 млн тонн всех грузов в год.
Кроме того, у судостроительного завода "Лотос" есть причальная стенка, можем принимать грузы по воде.
О жилой инфраструктуре
– В рамках развития ОЭЗ предполагается строительство целого комплекса, с жилыми домами, гостиницами, общежитиями. Сейчас завершается проработка окончательной концепции, и участок будет выставлен на торги. Заниматься реализацией будет частный инвестор, мы оставляем за собой только координацию работ.
На первом этапе, будет организован трансфер специалистов из Астрахани.
Что касается работы судостроительного завода "Лотос", то у нас есть город Нариманов, который и строился для нужд предприятия. Те 700 человек, которые трудятся сейчас на заводе, – в основном кадры из Нариманова.
О финансировании
– Мы работаем, согласно постановлению Правительства РФ от 18.11.2014 N 1214 "О создании на территории муниципального образования "Наримановский район" Астраханской области особой экономической зоны промышленно-производственного типа", где все цифры прописаны.
Из бюджета Астраханской области предусмотрено выделение 2,5 млрд руб. на создание инженерного коридора, мы в эту сумму укладываемся. Плюс еще 10 млрд руб. – на дальнейшее развитие инженерии зоны, исключая создание энергетической инфраструктуры и организацию газоснабжения. На это мы ищем отдельного инвестора.
Мы провели переговоры, и уже есть компании, которые готовы вложить в создание энергетической инфраструктуры около 2 млрд руб., с перспективой до 4 млрд руб.
Тут многое зависит от резидентов. Если к нам придут компании по химическому производству, где понадобится для производства перегретый пар, то возникнет необходимость строительства газотрубинных установок, то объемы финансирования возрастут до 18 млрд руб., но это все деньги инвесторов.
О резидентах
– Несмотря на то, что почти весь прошлый год мы занимались получением всех полномочий, разработкой документации, организацией всех конкурсов, тем не менее нам удалось провести через экспертный совет Минэкономразвития РФ и привлечь в ОЭЗ двух резидентов: это компания ООО "Свои", занимающаяся производством полимерных биоразлагающихся трубок орошения, и наш якорный резидент – судостроительный завод "Лотос", который прошел экспертный совет в прошлом году и сейчас получает статус резидента.
Я думаю, что в этом году статус резидента ОЭЗ "Лотос" получат еще как минимум 2 компании, правда, пока не судостроительного и не машиностроительного профиля.
Это ООО "МедИнТех", которая занимается производством шприцев третьего поколения, и ООО "РАШ логистик групп", специализирующаяся на производстве полимерных тканей для шприцов.
О судостроении
– Мы все прекрасно понимаем, что примерно 30% стоимости судна производится в России, остальные 70% завозится из-за рубежа. И это огромная проблема, которая обострилась с введением санкций.
Исходя из этого, руководство страны поставило задачу организовать производство отечественных комплектующих.
И сейчас, в рамках соглашения ОЭЗ "Лотос" с ОСК, мы разработали дорожную карту. Минпромторг ее уже одобрил и подписал. Сейчас началась активная подготовка мейкерс-листа. Далее необходимо, вычленить самые проблемные точки по комплектующим, проанализировать сможет ли отечественная промышленность в короткое время закрыть эти позиции — по тем же пропульсивным системам, по винто-рулевым колонкам, по двигателям. И там, где российские компании не справляются, провести переговоры и убедить наших зарубежных коллег открыть производство в РФ. Причем это должно быть не просто сборочное производство, а с обязательной локализацией по основным позициям
Но ждать, пока будет сформирован мейкерс-лист и проведены надлежащие исследования, невозможно, это очень большой срок. Поэтому мы уже сейчас ведем переговоры с производителями запчастей и комплектующих. И есть уже довольно серьезные подвижки. Например, по теме дноуглубления.
О дноуглубительном флоте
– Все знают, что российские реки стали малосудоходны. Та же Волга, которая издревле является путем из варяг в персы, не работает. Уже не говоря о Городецком гидроузле или Волго-Каспийском канале.
Сейчас руководство страны по этим проблемам уже приняло решение, будут построены несколько гидроузлов, чтобы поднять уровень Волги и сделать ее более судоходной. Одновременно с этим идет активная проработка темы строительства дноуглубительного флота.
В России до сих пор эксплуатируются 30-40-летние суда, в основном голландской постройки. Большая часть из них принадлежат иностранным компаниям.
Дело в том, что крупные отечественные заказчики предъявляют повышенные требования, которые российские предприятия выполнить не могут. В результате суда либо строятся на зарубежных верфях, либо реализуется на наших заводах, но по зарубежным проектам. В итоге мы не получаем линейки судов, не получаем импортозамещения, и с такой политикой мы их и не получим.
Мы провели очень серьезные переговоры с целым рядом голландских компаний – лидерами на рынке дноуглубительной техники: IHC Merwede, Damen, с целым рядом других фирм.
Дальше всех переговоры продвинулись с IHC Merwede, с которым мы подписали соглашение. Голландская сторона завершает подготовку предложения того, что они готовы производить в РФ. И когда мы получим список оборудования, то уже выйдем на финишную прямую по формированию бизнес-плана и подготовке вступления IHC в ОЭЗ с одновременным участием компании во всех конкурсах на льготных условиях, как российского производителя, в программах по дноуглублению со всеми преференциями.
Хочу сказать, что мы не претендуем на 100%-е строительство всей дноуглубительной техники в России, только на комплектующие и запасные части. При этом суда могут строиться и на заводе "Красное Сормово", и на Онежском заводе, и у нас на заводе "Лотос".
Ровно такая же тема, которая сейчас только переходит в практическую плоскость, – это рыбопромысловый флот.
О строительстве рыбопромыслового флота
– Все знают проблему, которая называется "квота под киль". К 2018 году мы должны произвести судно, в котором будет около 50% российского оборудования.
И проблемы у промыслового флота такие же, как и в целом в судостроении, – нет специального оборудования для насыщения судна.
Совсем недавно мы презентовали ОЭЗ в посольстве Кореи. На встрече присутствовали представители Hyundai, Daewoo, Samsung. И они проявили довольно большой интерес. Их рынок судостроения сейчас падает, а наш – хотя и не такой большой, но зато неосвоенный. Корейцы готовы предложить чуть ли не весь спектр как специального рыбопромыслового оборудования, так и общесудового.
О пассажирском флоте, грузоперевалке и туризме
– Наконец-то, осенью 2016 года будут заложены два пассажирских судна на заводах "Красное Сормово" и "Лотос". И тут наша ОЭЗ — более чем удобное место и для строительства пассажирского флота, и для производства специального оборудования, и как грузоперевалочный узел.
Мы находимся на пересечении основных магистралей. Доставить грузы из Европы через Астрахань в Иран гораздо быстрее, нежели везти их через Суэцкий канал. Тем более безопаснее. И сами иранцы готовы идти навстречу, они заинтересованы забрать на себя часть транзитного груза, который идет из Индии.
В прошлом году мы подписали соглашение с ОЭЗ в Энзели, где планируется строительство морского порта с мощностью по перевалке 22 млн тонн грузов. Для сравнения, все порты Астрахани могут принять 11 млн тонн.
И тут мы опять возвращаемся к вопросу поддержания глубин на Волге и Волго-Донском канале, не говоря уже о Городецком гидроузле. Если мы заставим реку работать – это будут те самые точки роста, которые нужно только поддерживать.
Кроме того, север Ирана – идеальное туристическое место. Там комфортный климат, шикарные виды, масса исторических мест, связанных с историей Персии. При этом ощущается серьезная нехватка туристических водных маршрутов по Каспию. Иранцы готовы покупать круизные суда, организовывать поездки. И судно, которое здесь появляется, очень стимулирует туристический бизнес.
Но вопрос — из чего оно будет собираться? В России 60 лет уже никто не строил подобное судно, все компетенции утеряны.
О крановом оборудовании
– Отдельно хотелось бы выделить вопрос кранового оборудования. Мы сейчас ведем переговоры и с Liebherr, и c Palfinger, и с китайским ZPMS о размещении здесь производства кранов. Как только удастся совместить интересы ОСК, Минпромторга и производителей – будем приглашать их сюда и работать.
О сворачивании деятельности ОЭЗ и их перспективах
– Скажу сразу, что на работу ОЭЗ "Лотос" последние поправки Правительства РФ в работу ОЭЗ никак не повлияли. Все обязательства, которые мы на себя взяли перед нашими партнерами и резидентами, будут выполнены.
Постановление затронуло только 10 зон, которые не привлекли ни одного резидента.
Вообще – это довольно сложный вопрос.
С одной стороны, ОЭЗ создавались сроком на 49 лет, с гарантиями и преференциями от государства перед потенциальными резидентами и инвесторами. Но с другой стороны, однозначно, особые экономические зоны на которые тратятся огромные деньги, силы и которые в течение нескольких лет не привлекли ни одного резидента, надо закрывать. Это постоянные расходы с непонятными перспективами развитиями.
И решение привести в порядок все формы господдержки бизнеса, будь то ОЭЗ, территория опережающего развития, индустриальный парк, технопарк, кластеры и т. д., абсолютно верная. Это пойдет на пользу всем участникам рынка.
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |
|