– Судостроительный кластер в Архангельской области был создан в 2012 году. Можно подвести предварительные итоги его деятельности?
– Кластерная политика в Архангельской области направлена в первую очередь на обеспечение устойчивого экономического роста региона и поддержку наиболее перспективных направлений развития промышленности.
Исторически судостроительные и судоремонтные предприятия занимают важную нишу в промышленной жизни нашего региона. А если быть точнее, то в структуре валового регионального продукта (ВРП) – 23 %. В свою очередь, в разделе "промышленность" доля судостроения и судоремонта составляет 36,6%.
Создание судостроительного кластера, на наш взгляд, позволит повысить конкурентоспособность судостроительной отрасли России за счет реализации эффективного взаимодействия предприятий, научных учреждений и органов власти. Подобное сочетание позволит расширить доступ самих предприятий к инновациям, технологиям, специализированным услугам и высококвалифицированным кадрам.
Сегодня в кластере насчитывается около 40 организаций-участников. Основными являются якорные резиденты – компании отрасли, входящие в ОСК: АО "ПО "Севмаш", АО "ЦС "Звездочка", АО "СПО "Арктика".
В кластер входят научно-образовательные и проектно-конструкторские организации. В первую очередь это Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова (САФУ), НИПТБ "Онега", учреждения начального и среднего профессионального образования, которые готовят кадры для отрасли по рабочим специальностям. Есть в составе кластера и представители малого и среднего бизнеса, работающие в сфере судостроения и судоремонта, а также различные инфраструктурные организации и органы власти.
Одно из ключевых преимуществ судостроительного кластера – выстроенные кооперационные связи. Так, в рамках кластера реализуются и готовятся к реализации крупные проекты, направленные на развитие производства современных морских сооружений для добычи нефти и газа на арктическом шельфе, на создание инновационной импортозамещающей продукции в сфере гражданского судостроения, а также на решение проблемы дефицита профессиональных кадров.
В 2014 – 2015 годах на реализацию программы развития судостроительного кластера Минэкономразвития России выделило из федерального бюджета порядка 100 млн рублей, которые были направлены на развитие образовательной и инновационной инфраструктуры кластера.
Для нас важно понимать эффективность тех мер, которые мы реализуем. Сегодня не существует общепринятой методики оценки эффективности региональной кластерной политики. И сделать такую оценку через призму динамики макроэкономических показателей невозможно, просто в силу отложенного эффекта от реализации кластерных проектов. Поэтому мы, вкладывая и ресурсы, и силы в создание кластера, не ждем мгновенного роста показателей, например, ВРП, прекрасно понимая, что эффект от сегодняшних инвестиций будет получен в долгосрочной перспективе.
Однако, оценить промежуточные итоги реализации кластерной политики все же возможно. Совокупный объем инвестиционных затрат организаций – участников кластера за вычетом затрат на приобретение земельных участков, строительство зданий и сооружений, а также подвод инженерных коммуникаций за 2014-2015 годы составил более 8 млрд. рублей. В 2014-2015 годах прирост выработки работников на предприятиях кластера составил порядка 17%, что значительно выше среднероссийского показателя. Большинство рабочих мест, создаваемых в кластере относятся к высокопроизводительным.
– Большие надежды и ожидания возложены на развитие Арктики и освоения шельфа. В этой связи создание судостроительного кластера в Архангельской области вполне понятно и обосновано. Однако сроки реализации программы 2014-2016 годы и плана работ на 2014-2015 годы достаточно жёсткие. Озвучьте некоторые итоги исполнения планов.
– Обратим внимание, что программа развития кластера не ограничивается 2017 годом. Это лишь первый этап в реализации программы развития судостроительного инновационного территориального кластера Архангельской области до 2020 года и на дальнейшую перспективу, которая была утверждена еще в 2012 году.
Конкретный план мероприятий планируется актуализировать ежегодно в соответствии с изменяющейся конъюнктурой внешнего и внутреннего рынков.
Сама программа развития кластера ориентирована на "мощную" модернизацию производства и тесную кооперацию участников кластера для развития технологий изготовления конкурентоспособной морской техники и создания научного, проектно-конструкторского потенциала судостроительной отрасли.
В программе сделан акцент на вклад Архангельской области в развитие арктических территорий. И уже сегодня предприятия кластера имеют необходимые производственные мощности и подготовленный кадровый состав для строительства крупных наукоемких объектов: ледоколов, ледостойких платформ, судов ледового класса, которые могут использоваться в освоении шельфа. Кроме этого Северодвинск занимает выгодное географическое положение – северодвинские верфи единственные в России имеют выход в открытый океан.
– Для России кластеры – явление новое, можно сказать, "импортное". Сам термин и понятие "кластер" не так давно подвергались критике, целесообразность создания отраслевых инновационных территориальных кластеров оспаривалась или отрицалась вовсе. Тем не менее Правительство РФ взяло курс на создание кластеров. На ваш взгляд в чём преимущество такого подхода в развитии отраслей экономики? Не обернётся ли благое дело, что называется "боком"? И не столкнёмся ли мы с новыми проблемами, помимо уже имеющихся?
– Кластерная политика, то есть тесная кооперация географически близких предприятий смежной отрасли, научных и образовательных центров между собой – это важнейшее условие перехода к инновационному сценарию развития региональной экономики. Она способствует обеспечению устойчивого экономического роста территорий и переходу на принципы "поляризованного развития".
В Архангельской области созданы и функционируют: судостроительный инновационный территориальный кластер Архангельской области, лесопромышленный инновационный территориальный кластер Архангельской области "ПоморИнноваЛес" и социальный кластер Архангельской области.
В мировой практике кластерная кооперация прежде всего направлена на реализацию дорогостоящих проектов, в том числе инфраструктурных, которые затрагивают интересы нескольких участников. Расходы на такие проекты, как правило, отдельные организации нести самостоятельно не готовы. Кроме того, кластеры – это способ задействовать в реализацию крупных проектов представителей малого и среднего бизнеса. Для этого и существует кластерный инструмент.
– Судостроительная отрасль в последнее время живет в большей степени за счёт оборонных заказов. Гражданский сектор пребывает в плачевном состоянии, как и политика импортозамещения в судостроении. Будет ли кластер способствовать "оздоровлению" судостроения и выправлению кризисной ситуации в отрасли?
– Действительно, основную долю среди предприятий машиностроения и судостроения в Архангельской области составляют предприятия ОПК, что накладывает свою специфику производства. При изготовлении оборонной продукции предприятия области используют отечественные технологии, а в связи с политикой импортозамещения небольшую долю используемого зарубежного оборудования, материалов и комплектующих мы заменили на отечественные аналоги.
Безусловный лидером машиностроительной отрасли в регионе – это ПО "Севмаш". Второе по масштабам и значению предприятие - ЦС "Звездочка". Оба предприятия входят в ОСК и активно поддерживаются федеральными министерствами и региональным правительством.
Давним членом кластера является объединение малых судоремонтных и судостроительных предприятий – Некоммерческое партнерство "Красная кузница".
Архангельская область сегодня занимает одну из лидирующих позиций среди российской регионов по импортозамещению в судостроении, в том числе в гражданском секторе. Например, на АО "ЦС "Звездочка" создается уникальный сборочно-испытательный цех по производству винто-рулевых колонок, подруливающих устройств, винтов регулируемого шага, водомётных движителей. Раньше данную технику отечественные верфи закупали исключительно у иностранных производителей.
– Каковы перспективы развития судостроительного кластера Архангельской области на ближайшее будущее?
– Кластер продолжает развиваться. Если в 2012 году в его составе были только крупные судостроительные организации Архангельской области, то сегодня туда входят представители малого и среднего бизнеса, а также компании из других регионов России.
Главная перспектива развития судостроительного кластера Архангельской области заключается в модернизации производства гражданских судов и морской техники, в том числе для освоения Арктического шельфа.
Тут в качестве примеров, помимо выпуска ВРК (винто-рулевых колонок) и ВРШ (винто-рулевого шага), можно привести проработку проекта по созданию в регионе компакт-верфи, участия предприятий кластера в крупных арктических проектах и т.д.
– В прошлом году на федеральном уровне принято решение о привлечении в деятельность кластеров предприятий малого и среднего бизнеса. Что в этом направлении делается в вашем кластере?
– Мы уже неоднократно упоминали о важной роли малого и среднего бизнеса в реализации проектов кластера. Как правило, его основная роль заключается в производственном аутсорсинге. Кроме того, малый и средний бизнес может закрывать ряд узких мест в производственной цепочке конечной продукции кластера.
И представители малого и среднего предпринимательства в свою очередь проявляют большой интерес к членству в кластере. В декабре 2015 года на итоговом годовом заседании совета в состав кластера вошли еще три профильных малых предприятия.
Подводя итог, скажем что для малого бизнеса участие в кластере – это новые заказы и прекрасная возможность стать участником технологического процесса в качестве поставщиков, производителей комплектующих. Кластер позволит реально расширить долю предпринимательства в этом сегменте, и, как следствие, в формировании валового регионального продукта.
Подготовили Владислав Букин, Сергей Голубев
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |