– Продолжите. Вы корабел, потому что...
– Никогда не мечтал об этом, но брат к моменту моего поступления учился в Волжской академии водного транспорта, и родители меня определили туда же. В итоге брат по сей день работает капитаном, а я выбрал инженерную специальность.
Если подробнее, то в 2002 году после обучения устроился в ЦКБ НПО "Судоремонт". Моим наставником была Галина Аветисовна Арутюнян. Удивительный человек, которого можно было бы назвать "мамой" Р-Флота. До сих пор у нас работает. А "папой" Р-Флота, я бы назвал Василия Васильевича Кочетова – главного конструктора ЦКБ НПО "Судоремонт": именно к нему попал, когда поступил на работу. Он дал мне основу, привил инженерное чутье, поделился опытом.
– Как родилась идея строить суда, почему выбрали площадку в Нижнем Новгороде?
– Судостроение стало логическим развитием компании. Все знают, что с 2006 года мы активно занимались проектированием, потом, в 2012-м, запустили машиностроение, а три года назад приобрели площадку и с тех пор строим суда. Почему именно Нижний Новгород? Оптимальное географическое расположение. Рядом основные транспортные узлы: федеральная трасса М7, Волга, Ока, железнодорожные развязки. Все это позволяет в срок и выгодно доставлять заказы.
Судостроительный комплекс было непросто купить, но с третьего раза мы это сделали. И не прогадали. Площадка располагает 5500 м2 производственных площадей, собственным затоном и двумя причальными стенками. Также он находится в Богородском районе, где я родился, вырос и проживаю. Отсюда недалеко до Нижнего Новгорода, что упрощает поиск кадров. Всего на заводе в зависимости от загрузки единовременно находится от 50 до 100 человек.
– Каких размерений суда можете выпускать, RSD59, например?
– Такой большой сухогруз пока мы не готовы строить, но со временем, кто знает! Есть планы по развитию площадки, что позволит строить суда и больших размеров.
– Расскажите о судах, которые вы уже построили и строите сейчас. Что у нас за спиной?
– По заказу "МТ-Групп" построили три обстановочных судна проекта 3052 для Федерального агентства морского и речного транспорта, прошлой осенью сдали наплавной мост, сейчас еще один строим для Республики Коми. Совместно с Череповецким судостроительным заводом для компании "Шексна Шиппинг" собрали буксир-толкач мощностью 600 л.с.
В постройке два круизных судна проекта МПКС. Это достаточно серьезные суда пассажировместимостью 240 человек, класса "О-ПР". И заказчик у них тоже серьезный – ГТЛК.
Концепт-проект разработан компанией "МИЦ СПб". Технический и рабочий проекты сделаны нами. ГТЛК регулярно навещают предприятие, как и положено, контролируют процесс. Сроки строительства – июнь 2024 года, предполагаемое место эксплуатации судов – Самара. Касательно оборудования – есть некоторые проблемные позиции, но мы на месте не сидим и делаем все необходимое, чтобы передать круизные суда в срок.
На машиностроительном заводе по заказу ГТЛК строим небольшой многофункциональный земснаряд.
– Какие еще суда планируете и готовы строить?
– Готовы строить суда любого типа: технический, пассажирский, грузовой, специализированный флот. Ограничений мы себе не ставим, но, как я уже говорил, есть определенные рамки по габаритам. Толкачи, баржи – в этом классе мы можем быть конкурентоспособны.
– Чтобы судостроительный комплекс был на слуху, о нем должны знать. Часто у вас гости бывают?
– Регулярно. Рады всем. Если заказчики захотят посетить "Р-Флот", легко организуем поездку в инжиниринговые компании, на машиностроительный завод и на судоверфь. Все покажем, расскажем.
– Ходят слухи, что вы хотели лейбл своего предприятия разместить на крыше, чтобы все видели. Это так?
– Есть такая идея. Площадка находится рядом с аэропортом, будет здорово, если мы станем еще заметнее.
– Ввиду своей деятельности бывали на многих производствах. Перенимаете опыт?
– Не без этого. Всегда нравился завод "Нижегородский теплоход": компактный, отличные специалисты. Честно говоря, структурную схему управления подсмотрел у них. По сей день продолжаем с ними работать, как проектанты. С Череповецким заводом постоянно на связи. Что-то мы у них интересное берем, что-то они у нас; советуемся, консультируемся. Процесс перманентный.
– Раз заговорили о проектировании, давайте перейдем к этой теме.
– Направлений по проектированию довольно-таки много. Работаем над двумя круизными пассажирскими судами длиной 90 метров: закончен технических проект, идет разработка РКД; суда уже строят на Байкале для Восточно-сибирского речного пароходства. Разрабатываем для ЗАО "Нефтефлот" техническую и начинаем заниматься рабочей документацией на пассажирский катамаран для Санкт-Петербурга класса Р. Заказчик – ГК "Астра Марин". Красивый пароход получается.
Совместно с судостроительным заводом "Лотос" закончили РКД для четырех земснарядов. Надеемся, заключим с ними договор на разработку нового проекта 93.159А с российским технологическим оборудованием. И начнется строительство шести земснарядов. Разрабатываем технический проект и РКД на сухогрузное судно-контейнеровоз для "Межрегионфлота". Скоро ожидается закладка головного судна. Хочу сказать, что проект очень интересный: носовое расположение рулевой рубки, двухтопливная система (дизель и мазут), нестандартные обводы корпуса.
– Проектанты говорят, что все суда друг на друга немножечко похожи. Это так?
– Любой процесс проектирования – это, как правило, опора на мировые стандарты. В любом случае конструкторское бюро первым делом анализирует рынок, и не надо забывать, что судно строится под задачу, а не наоборот: выдумывается какой-то теплоход, а потом все ищут, куда бы его приладить. А еще конструктора любят говорить: "если красиво, значит, правильно".
– Собираете обратную связь по построенным объектам?
– Да. У нас же еще идет гарантия. Серьезных проблем не было, но по мелочам обращаются. Например, что-то в эргономике изменить. Мы прислушиваемся к эксплуатантам.
– Расскажите подробнее про катамаран, который вы проектируете для Санкт-Петербурга.
– Он будет скоростным, широким, с учетом прохода под мостами. Внедрим ли зарядные устройства на судно для телефонов – не скажу, но розетки точно будут. Сейчас есть возможность зарядку прямо в кресло встроить. Если заказчик захочет – организуем. В целом, заказчик сразу пришел со своим видением и наработками, а мы интегрировали это в железо.
– Проект 3052 второй по серийности после RSD59. Что скажете?
– Это действительно удачный серийный проект, и всё-таки десяти судов – мало. Потребности России в техническом флоте для ВВП около 300-400 единиц. Нас даже благодарили речники за новое судно, к тому же это позитивно влияет на привлечение молодых кадров. Потому что новое оно и есть – новое: современные вентиляция, кондиционеры, комфортные каюты и т.д. Не так давно был форум, где собирались представители бассейновых управлений, мы устраивали им экскурсию по нашему предприятию: и верфь, и машиностроительный завод. Предлагали свои услуги.
– Каким оборудованием располагает судостроительный комплекс?
– В первую очередь было приобретено крановое оборудование грузоподъемностью десять тонн, плазма для резки металла, листогибочные станки, вальцы, ленточнопильное оборудование, сварочные аппараты – то есть необходимый минимум. Далее, по мере поступления новых заказов, будем думать и о новых станках. Производство должно быть выстроено разумно, а не по принципу: покупай все подряд.
– Как спускаете суда?
– Используем простой и надежный способ – баллоны, которых у нас восемь штук. Технический отдел все рассчитывает, так что это безопасно. Если возникает какой-то сложный случай, то можем проконсультироваться с производителями баллонов – компанией "Аквалайт".
– Сколько времени занимает достройка судна на воде?
– В идеале максимально насыщаем судно на стапеле, но ситуации бывают разные. Иногда, приходится дорабатывать что-то и на воде. Где-то около двух недель занимают швартовые испытания, а потом, если все нормально, судно отправляется на ходовые. На все про все обычно уходит около месяца.
– Несколько слов о постановлении № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".
– Выполняем требования постановления. Для нас не составляет проблемы набрать необходимое количество баллов, чтобы судно считалось российским. Кстати, не стали нанимать какого-то отдельного специалиста под оформление документов: наш технический отдел разобрался самостоятельно.
– В каком направлении планируете развивать судостроительную площадку?
– Начали строительство административного здания, где будет дислоцироваться не только администрация, но и технический отдел. Также там расположится небольшая гостиница для иногородних сотрудников подрядных организаций. На третьем этаже организуем музей с моделями наших проектов. Надеюсь, что в ближайшее время начнем строить на улице дополнительное стапельное место для судов бо́льших размеров.
– Как относитесь к электросудам?
– Сегодня наши ребята отправились на "ЭкоходЪ 2", который будет курсировать по Нижнему Новгороду. Но строить или проектировать электросуда нам не приходилось. Будет заказ – возьмемся.
– Любимое судно.
– Каждое, которое мы спроектировали или построили – любимое.
– Многие говорят, что "Мустай Карим" некрасивый, как вам этот лайнер?
– У него довольно-таки современный вид. Есть много иностранных судов схожей архитектуры.
– Не хотите ли заняться судоремонтом?
– Этот вопрос мне задают уже не первый раз. Пока что хочу заниматься судостроением. Кроме того, судоремонт и судостроение подразумевают разные компетенции, разных специалистов. Если так сложится, что нужно будет взяться за ремонт – возьмемся, но пока есть заказы на суда – надо строить и двигаться в эту сторону.
– В Нижнем Новгороде немало заводов. Кадров хватает?
– С кадрами проблемы сейчас, наверное, у всех, в том числе и у нас. Большое количество заводов в регионе с одной стороны привлекает свежие силы, с другой – создает высокую конкуренцию. Но свой костяк профессионалов у нас есть, а также подрядные организации, которые приезжают со всей страны. По поводу последних: дело в том, что на заводе нет полной загрузки для некоторых специалистов, и мы их не можем держать у себя на постоянной основе.
– Расскажите, кто сейчас требуется вам из рабочих специальностей?
– Инженеры-конструкторы требуются постоянно. Можно было бы взять еще специалистов в технологический отдел. Ну, и непосредственно рабочие руки: сборщики, сварщики. Активно взаимодействуем с образовательными учреждениями. Александр Александрович Семеновых, исполнительный директор "Р-Флот. Проектирование", председатель аттестационной комиссии во ВГУВТе. Гусев Владимир Владимирович – исполнительный директор "Р-Флот. Машиностроение" председатель попечительского совета Богородского политехнического техникума. Каждый год берем студентов к себе на практику и на полноценную работу.
Степень подготовки молодых специалистов – достаточная. Если есть желание у молодых специалистов и есть люди, готовые делиться с ними знаниями, все получается.
– Пара слов для юных корабелов. Почему им стоит идти в профессию?
– Когда я поступал в Волжскую государственную академию водного транспорта, были варианты пойти на экономический, юридический, но один мудрый человек, работавший тогда в Волжской академии, сказал: пускай идет на инженерную специальность. Благодаря этим словам я тут. Он понимал, что именно инженерные специальности будут востребованы. Мы не можем всю жизнь заниматься торговлей, продажей, мы должны что-то производить, созидать. За этим будущее. Инженеров сегодня катастрофически не хватает, тем более в нынешних условиях, когда все закрывается, и нам приходится учиться выпускать свою продукцию. Инженер всегда найдет себе работу.
– А не хотели бы преподавать? Лично бы вдохновляли новое поколение.
– Давно зовут, давно предлагают заниматься кандидатскими и всеми делами, но, честно говоря, времени катастрофически не хватает. Хочется и с семьей побыть.
– Сейчас людям важна не только хорошая зарплата, но и социальное обеспечение. Что делаете для этого?
– Организовали горячее питание для администрации, рабочих, подрядчиков. В этом деле нам помог яхт-клуб "Судак". "Р-Флот" активно участвует в городской спартакиаде между предприятиями. Два раза в год проводим корпоративы: летом и под Новый год. Если видим, что специалист вкладывается в общее дело, перспективный, стараемся по мере возможности помогать с кредитами, покупкой жилья, ссудами. Специально пораньше организовали рабочий день с 7:00 до 15:30, чтобы удобно было добираться и возвращаться без пробок.
– Какой видите компанию через пять лет?
– В первую очередь нужно доделать то, что уже начато. Это тактическая задача. Стратегическая задача – заняться эксплуатацией флота. Думаю, это будет логическим развитием "Р-Флот", но я не загадываю.
– Какой тип судов выберете, кто будет их проектировать и строить?
– Естественно, хотелось бы все делать самостоятельно. Больше склоняюсь к грузовому флоту, чем пассажирскому. Время покажет.
– Расскажите о яхт-клубе, дислоцирующемся на вашей территории.
– Рядом с судостроительным комплексом расположился небольшой яхт-клуб, где мы отдыхаем, проводим мероприятия. Место для души.
– Зимой вы можете принимать суда на отстой?
– Катера, яхты.
– Бывает такое с утра: "Это все я своими руками сделал?"
– Иногда бывает.
– Есть время на хобби?
– Времени, конечно, как всегда не хватает, но периодически выезжаем на рыбалку, на охоту, есть такое дело.
– Любимая книга.
– Честно говоря, читать книги времени нет, поэтому больше слушаю, не читаю. Могу политику послушать. Я политически активный человек.
– Рецепт хорошего корабела.
– Люди, на которых ты можешь положиться. Любое оборудование, любые площади всегда можно купить или взять в аренду, а вот людей найти и создать команду единомышленников, профессионалов, – это самое тяжелое, на мой взгляд.
– Есть что-то еще, что бы вы хотели донести до аудитории?
– Хочу обратиться к потенциальным заказчикам. Готовы со всеми работать, готовы встречать, показывать, объяснять, проектировать, изготавливать и строить, сдавать суда вовремя. Будем всем рады. Ждем в гости.
Задавала вопросы Виктория Корабеловна