Один из самых серийных проектов: что еще готовит для корабелов "Р-Флот"?

Нижний Новгород славится судостроением и судоходством. Сегодня отправляемся в гости в компанию "Р-Флот", которая не только проектирует, но и строит. Отвечает на вопросы генеральный директор предприятия Алексей Клепиков.
Фото: Корабел.ру
Генеральный директор "Р-Флот" Алексей Клепиков / Фото: Корабел.ру

Продолжите. Вы корабел, потому что...

 

– Никогда не мечтал об этом, но брат к моменту моего поступления учился в Волжской академии водного транспорта, и родители меня определили туда же. В итоге брат по сей день работает капитаном, а я выбрал инженерную специальность. 

 

Если подробнее, то в 2002 году после обучения устроился в ЦКБ НПО "Судоремонт". Моим наставником была Галина Аветисовна Арутюнян. Удивительный человек, которого можно было бы назвать "мамой" Р-Флота. До сих пор у нас работает. А "папой" Р-Флота, я бы назвал Василия Васильевича Кочетова – главного конструктора ЦКБ НПО "Судоремонт": именно к нему попал, когда поступил на работу. Он дал мне основу, привил инженерное чутье, поделился опытом.

 

Как родилась идея строить суда, почему выбрали площадку в Нижнем Новгороде?

 

– Судостроение стало логическим развитием компании. Все знают, что с 2006 года мы активно занимались проектированием, потом, в 2012-м, запустили машиностроение, а три года назад приобрели площадку и с тех пор строим суда. Почему именно Нижний Новгород? Оптимальное географическое расположение. Рядом основные транспортные узлы: федеральная трасса М7, Волга, Ока, железнодорожные развязки. Все это позволяет в срок и выгодно доставлять заказы.

 

Судостроительный комплекс было непросто купить, но с третьего раза мы это сделали. И не прогадали. Площадка располагает 5500 м2 производственных площадей, собственным затоном и двумя причальными стенками. Также он находится в Богородском районе, где я родился, вырос и проживаю. Отсюда недалеко до Нижнего Новгорода, что упрощает поиск кадров. Всего на заводе в зависимости от загрузки единовременно находится от 50 до 100 человек.

 

Каких размерений суда можете выпускать, RSD59, например?

 

– Такой большой сухогруз пока мы не готовы строить, но со временем, кто знает!  Есть планы по развитию площадки, что позволит строить суда и больших размеров.

 

Расскажите о судах, которые вы уже построили и строите сейчас. Что у нас за спиной?

 

– По заказу "МТ-Групп" построили три обстановочных судна проекта 3052 для Федерального агентства морского и речного транспорта, прошлой осенью сдали наплавной мост, сейчас еще один строим для Республики Коми. Совместно с Череповецким судостроительным заводом для компании "Шексна Шиппинг" собрали буксир-толкач мощностью 600 л.с.

 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

В постройке два круизных судна проекта МПКС. Это достаточно серьезные суда пассажировместимостью 240 человек, класса "О-ПР". И заказчик у них тоже серьезный – ГТЛК. 

 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

 

Концепт-проект разработан компанией "МИЦ СПб". Технический и рабочий проекты сделаны нами. ГТЛК регулярно навещают предприятие, как и положено, контролируют процесс. Сроки строительства – июнь 2024 года, предполагаемое место эксплуатации судов – Самара. Касательно оборудования – есть некоторые проблемные позиции, но мы на месте не сидим и делаем все необходимое, чтобы передать круизные суда в срок. 

Закладная табличка универсального пассажирского судна / Фото: Корабел.ру
Закладная табличка универсального пассажирского судна проекта МПКС / Фото: Корабел.ру

На машиностроительном заводе по заказу ГТЛК строим небольшой многофункциональный земснаряд.

 

Какие еще суда планируете и готовы строить?

 

– Готовы строить суда любого типа: технический, пассажирский, грузовой, специализированный флот. Ограничений мы себе не ставим, но, как я уже говорил, есть определенные рамки по габаритам. Толкачи, баржи – в этом классе мы можем быть конкурентоспособны.

 

Чтобы судостроительный комплекс был на слуху, о нем должны знать. Часто у вас гости бывают?

 

– Регулярно. Рады всем. Если заказчики захотят посетить "Р-Флот", легко организуем поездку в инжиниринговые компании, на машиностроительный завод и на судоверфь. Все покажем, расскажем.

 

Ходят слухи, что вы хотели лейбл своего предприятия разместить на крыше, чтобы все видели. Это так?

 

– Есть такая идея. Площадка находится рядом с аэропортом, будет здорово, если мы станем еще заметнее.

 

Ввиду своей деятельности бывали на многих производствах. Перенимаете опыт?

 

– Не без этого. Всегда нравился завод "Нижегородский теплоход": компактный, отличные специалисты. Честно говоря, структурную схему управления подсмотрел у них. По сей день продолжаем с ними работать, как проектанты. С Череповецким заводом постоянно на связи. Что-то мы у них интересное берем, что-то они у нас; советуемся, консультируемся. Процесс перманентный.

 

Раз заговорили о проектировании, давайте перейдем к этой теме.

 

– Направлений по проектированию довольно-таки много. Работаем над двумя круизными пассажирскими судами длиной 90 метров: закончен технических проект, идет разработка РКД; суда уже строят на Байкале для Восточно-сибирского речного пароходства. Разрабатываем для ЗАО "Нефтефлот" техническую и начинаем заниматься рабочей документацией на пассажирский катамаран для Санкт-Петербурга класса Р. Заказчик – ГК "Астра Марин". Красивый пароход получается.

 

Совместно с судостроительным заводом "Лотос" закончили РКД для четырех земснарядов. Надеемся, заключим с ними договор на разработку нового проекта 93.159А с российским технологическим оборудованием. И начнется строительство шести земснарядов. Разрабатываем технический проект и РКД на сухогрузное судно-контейнеровоз для "Межрегионфлота". Скоро ожидается закладка головного судна. Хочу сказать, что проект очень интересный: носовое расположение рулевой рубки, двухтопливная система (дизель и мазут), нестандартные обводы корпуса.

Фото: Корабел.ру
Виктория Корабеловна и Алексей Клепиков / Фото: Корабел.ру

Проектанты говорят, что все суда друг на друга немножечко похожи. Это так?

 

– Любой процесс проектирования – это, как правило, опора на мировые стандарты. В любом случае конструкторское бюро первым делом анализирует рынок, и не надо забывать, что судно строится под задачу, а не наоборот: выдумывается какой-то теплоход, а потом все ищут, куда бы его приладить. А еще конструктора любят говорить: "если красиво, значит, правильно". 

 

Собираете обратную связь по построенным объектам?

 

– Да. У нас же еще идет гарантия. Серьезных проблем не было, но по мелочам обращаются. Например, что-то в эргономике изменить. Мы прислушиваемся к эксплуатантам.

 

Расскажите подробнее про катамаран, который вы проектируете для Санкт-Петербурга.

 

– Он будет скоростным, широким, с учетом прохода под мостами. Внедрим ли зарядные устройства на судно для телефонов – не скажу, но розетки точно будут. Сейчас есть возможность зарядку прямо в кресло встроить. Если заказчик захочет – организуем. В целом, заказчик сразу пришел со своим видением и наработками, а мы интегрировали это в железо.

 

 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

Проект 3052 второй по серийности после RSD59. Что скажете?

 

– Это действительно удачный серийный проект, и всё-таки десяти судов – мало. Потребности России в техническом флоте для ВВП около 300-400 единиц. Нас даже благодарили речники за новое судно, к тому же это позитивно влияет на привлечение молодых кадров. Потому что новое оно и есть – новое: современные вентиляция, кондиционеры, комфортные каюты и т.д. Не так давно был форум, где собирались представители бассейновых управлений, мы устраивали им экскурсию по нашему предприятию: и верфь, и машиностроительный завод. Предлагали свои услуги.

Спуск на воду обстановочного судна "Владимир Макаров" / Фото: Корабел.ру
Спуск на воду обстановочного судна "Владимир Макаров" проекта 3052 / Фото: Корабел.ру

Каким оборудованием располагает судостроительный комплекс?

 

– В первую очередь было приобретено крановое оборудование грузоподъемностью десять тонн, плазма для резки металла, листогибочные станки, вальцы, ленточнопильное оборудование, сварочные аппараты – то есть необходимый минимум. Далее, по мере поступления новых заказов, будем думать и о новых станках. Производство должно быть выстроено разумно, а не по принципу: покупай все подряд.

 

Как спускаете суда?

 

Фото: Корабел.ру
Фото: Корабел.ру

 

– Используем простой и надежный способ – баллоны, которых у нас восемь штук. Технический отдел все рассчитывает, так что это безопасно. Если возникает какой-то сложный случай, то можем проконсультироваться с производителями баллонов – компанией "Аквалайт". 

 

Сколько времени занимает достройка судна на воде?

 

– В идеале максимально насыщаем судно на стапеле, но ситуации бывают разные. Иногда, приходится дорабатывать что-то и на воде. Где-то около двух недель занимают швартовые испытания, а потом, если все нормально, судно отправляется на ходовые. На все про все обычно уходит около месяца.

 

Несколько слов о постановлении № 719 "О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации".

 

– Выполняем требования постановления. Для нас не составляет проблемы набрать необходимое количество баллов, чтобы судно считалось российским. Кстати, не стали нанимать какого-то отдельного специалиста под оформление документов: наш технический отдел разобрался самостоятельно.

 

В каком направлении планируете развивать судостроительную площадку?

 

– Начали строительство административного здания, где будет дислоцироваться не только администрация, но и технический отдел. Также там расположится небольшая гостиница для иногородних сотрудников подрядных организаций. На третьем этаже организуем музей с моделями наших проектов. Надеюсь, что в ближайшее время начнем строить на улице дополнительное стапельное место для судов бо́льших размеров.

 

Как относитесь к электросудам?

 

– Сегодня наши ребята отправились на "ЭкоходЪ 2", который будет курсировать по Нижнему Новгороду. Но строить или проектировать электросуда нам не приходилось. Будет заказ – возьмемся.

Экоход 2 / Фото: Корабел.ру
"ЭкоходЪ 2" / Фото: Корабел.ру

Любимое судно.

 

– Каждое, которое мы спроектировали или построили – любимое.

 

Многие говорят, что "Мустай Карим" некрасивый, как вам этот лайнер?

 

– У него довольно-таки современный вид. Есть много иностранных судов схожей архитектуры.

 

Не хотите ли заняться судоремонтом?

 

– Этот вопрос мне задают уже не первый раз. Пока что хочу заниматься судостроением. Кроме того, судоремонт и судостроение подразумевают разные компетенции, разных специалистов. Если так сложится, что нужно будет взяться за ремонт – возьмемся, но пока есть заказы на суда – надо строить и двигаться в эту сторону.

 

В Нижнем Новгороде немало заводов. Кадров хватает?

 

– С кадрами проблемы сейчас, наверное, у всех, в том числе и у нас. Большое количество заводов в регионе с одной стороны привлекает свежие силы, с другой – создает высокую конкуренцию. Но свой костяк профессионалов у нас есть, а также подрядные организации, которые приезжают со всей страны. По поводу последних: дело в том, что на заводе нет полной загрузки для некоторых специалистов, и мы их не можем держать у себя на постоянной основе.

 

Расскажите, кто сейчас требуется вам из рабочих специальностей?

 

– Инженеры-конструкторы требуются постоянно. Можно было бы взять еще специалистов в технологический отдел. Ну, и непосредственно рабочие руки: сборщики, сварщики. Активно взаимодействуем с образовательными учреждениями. Александр Александрович Семеновых, исполнительный директор "Р-Флот. Проектирование", председатель аттестационной комиссии во ВГУВТе. Гусев Владимир Владимирович – исполнительный директор "Р-Флот. Машиностроение" председатель попечительского совета Богородского политехнического техникума. Каждый год берем студентов к себе на практику и на полноценную работу.

 

Степень подготовки молодых специалистов – достаточная. Если есть желание у молодых специалистов и есть люди, готовые делиться с ними знаниями, все получается.

Ярмарка вакансий-2023 ВГУВТ / Фото: пресс-служба Росморречфлота
Ярмарка вакансий-2023 ВГУВТ / Фото: пресс-служба Росморречфлота

Пара слов для юных корабелов. Почему им стоит идти в профессию?

 

– Когда я поступал в Волжскую государственную академию водного транспорта, были варианты пойти на экономический, юридический, но один мудрый человек, работавший тогда в Волжской академии, сказал: пускай идет на инженерную специальность. Благодаря этим словам я тут. Он понимал, что именно инженерные специальности будут востребованы. Мы не можем всю жизнь заниматься торговлей, продажей, мы должны что-то производить,  созидать. За этим будущее. Инженеров сегодня катастрофически не хватает, тем более в нынешних условиях, когда все закрывается, и нам приходится учиться выпускать свою продукцию. Инженер всегда найдет себе работу.

 

А не хотели бы преподавать? Лично бы вдохновляли новое поколение.

 

– Давно зовут, давно предлагают заниматься кандидатскими и всеми делами, но, честно говоря, времени катастрофически не хватает. Хочется и с семьей побыть.

 

Сейчас людям важна не только хорошая зарплата, но и социальное обеспечение. Что делаете для этого?

 

– Организовали горячее питание для администрации, рабочих, подрядчиков. В этом деле нам помог яхт-клуб "Судак". "Р-Флот" активно участвует в городской спартакиаде между предприятиями. Два раза в год проводим корпоративы: летом и под Новый год. Если видим, что специалист вкладывается в общее дело, перспективный, стараемся по мере возможности помогать с кредитами, покупкой жилья, ссудами. Специально пораньше организовали рабочий день с 7:00 до 15:30, чтобы удобно было добираться и возвращаться без пробок.

 

Какой видите компанию через пять лет?

 

– В первую очередь нужно доделать то, что уже начато. Это тактическая задача. Стратегическая задача – заняться эксплуатацией флота. Думаю, это будет логическим развитием "Р-Флот", но я не загадываю.

 

Какой тип судов выберете, кто будет их проектировать и строить?

 

– Естественно, хотелось бы все делать самостоятельно. Больше склоняюсь к грузовому флоту, чем пассажирскому. Время покажет.

 

Расскажите о яхт-клубе, дислоцирующемся на вашей территории.

 

– Рядом с судостроительным комплексом расположился небольшой яхт-клуб, где мы отдыхаем, проводим мероприятия. Место для души.

 

Зимой вы можете принимать суда на отстой?

 

– Катера, яхты.

 

Бывает такое с утра: "Это все я своими руками сделал?"

 

– Иногда бывает.

 

Есть время на хобби?

 

– Времени, конечно, как всегда не хватает, но периодически выезжаем на рыбалку, на охоту, есть такое дело.

 

Любимая книга.

 

– Честно говоря, читать книги времени нет, поэтому больше слушаю, не читаю. Могу политику послушать. Я политически активный человек.

 

Рецепт хорошего корабела.

 

– Люди, на которых ты можешь положиться. Любое оборудование, любые площади всегда можно купить или взять в аренду, а вот людей найти и создать команду единомышленников, профессионалов, – это самое тяжелое, на мой взгляд.

 

Есть что-то еще, что бы вы хотели донести до аудитории?

 

– Хочу обратиться к потенциальным заказчикам. Готовы со всеми работать, готовы встречать, показывать, объяснять, проектировать, изготавливать и строить, сдавать суда вовремя. Будем всем рады. Ждем в гости.

 

Задавала вопросы Виктория Корабеловна

ТТХ проекта 3052
Водоизмещение (т)144
Длина габаритная (м)35.8
Ширина габаритная (м)6
Высота борта (м)2,6
Осадка судна (м)1.4
Скорость (уз)13
ТТХ проекта МПКС
Длина габаритная (м)31,95
Ширина габаритная (м)8,14
Осадка судна (м)1,4
"Р-ФЛОТ", ГК
Нижний Новгород
+7(831) 417-79-49



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости