Один день из жизни "Триумфа"

Знаменитый петербургский бриг "Триумф" в 2016 году начал свой 30-й, юбилейный сезон. Капитан парусника Михаил Сидоровский и команда энтузиастов продолжают зажигать морем сердца десятков мальчишек, девчонок и уже состоявшихся мужчин и женщин. Борт парусника всегда открыт для всех желающих, экипаж готов научить новичков всем премудростям морского дела, а на борту судна всегда есть чем заняться и чем помочь.
Мы в редакции "Корабела" неоднократно спорили о том, что такое яхтинг, что нужно делать, чтобы развивать морскую культуру в морской столице и России в целом. Есть сторонники традиционной схемы: яхтинг – это клуб для избранных, для людей, которые могут себе позволить иметь и содержать яхту. И строительство инфраструктуры (в том числе, с обеспечением государственных гарантий) для этих нужд стимулирует развитие смежных отраслей промышленности, организует вокруг себя сервис и, как следствие, обеспечивает трудовые места и поступление налогов в бюджет.
Капитан брига "Триумф" / Корабел.ру

Но есть и совершенно противоположный подход: яхтинг – это скорее общественное дело, нежели коммерческое. Каждый человек, который любит море или только хочет познакомиться с морем, может чем-то помочь в строительстве или ремонте яхты, судна и выйти в море. На мой сугубо "пролетарский" взгляд – это и есть пресловутая морская культура.
Именно на общественных началах живет петербургский бриг "Триумф".
 
Бриг "Триумф" / Корабел.ру

В маленьком домике, в котором когда-то располагались билетные кассы, на территории бышего яхт-клуба в Кронштадте собрались 10 человек, которые сегодня выйдут на бриге "Триумф". Половина – это новички. Экипаж планирует потренироваться в установке и уборки парусов, заодно преподать "ученикам" самые азы морского дела.

Хотя мероприятие сегодня по планам не очень напряженное, тем не менее выходу предшествуют обязательные полчаса теории устройства парусника и инструктаж по технике безопасности. Проводит занятие лично капитан "Триумфа" Михаил Сидоровский.
Бриг "Триумф" / Корабел.ру

Теоретические занятия в межсезонье в здании билетных касс проходят регулярно. Ученики изучают сотни голландских и английских терминов, тренируются в вязании морских узлов, постигают историю развития строительства парусных судов. А на практических занятиях новички своими руками шьют паруса, плотничают – в общем изучают все, что необходимо будущему моряку.
 
В рубке брига "Триумф" 
Бриг "Триумф" 
Бриг "Триумф" 

После проведения инструктажа все поднимаются на борт судна.
 
Жить под парусами

История брига "Триумф" началась в 1986 году, когда отец сегодняшнего капитана парусника Борис Сидоровский с группой единомышленников купил списанный малый рыболовный траулер постройки 1954 года. Работа по превращению рабочей "тяговой лошади" в красивый двухмачтовый бриг была колоссальная. Хотя случай этот в истории не уникальный. У наших соседей в Финляндии, Швеции подобные переделанные из старых рыбаков и буксиров – не редкость. Ежегодно для таких судов проводятся специальные регаты, а сами парусники – желанные гости на всех морских фестивалях и праздниках.

В России тоже бороздят несколько парусников с рыбацким прошлым. Достаточно вспомнить "Полярного Одиссея" или "Юного Балтийца", за основу которого при проектировании был взят корпус рыболовного траулера.
Но возвращаясь к "Триумфу", следует сказать, что появиться на свет паруснику помог режисер Юнгвальд-Хилькевич, который в 1987 году снимал фильм "Узник замка Ив" и даже субсидировал изготовление мачт, такелажа, пошив парусов.
Работа с парусами. Бриг "Триумф"  / Корабел.ру

В фильме "Триумф" должен был "сыграть" яхту графа Монте-Кристо. Но из нескольких часов отснятого материала при монтаже оставили только несколько общих планов "Триумфа", идущего под парусами. Но спустя ровно 20 лет после "Узника замка Ив" Юнгвальд-Хилькевич вернулся на "Триумф" снимать продолжение своих "Мушкетеров". После этого у "Труимфа" было несколько ролей в таких фильмах, как "Битва трех королей" Сухейля Бен-Барка и Учкуна Назарова (1989 год), "Гардемарины-III" Светланы Дружининой (1992 год) и т.д. В 2001 году "Триумф" играл гриновский галиот "Секрет" на празднике "Алые паруса", принимал участие в целом ряде морских фестивалей.

Новая жизнь "Триумфа" началась осенью 2013 года, когда, наконец, получила "добро" идея проведения на борту парусника практических занятий для кадетских классов. Школьники после прохождения подготовки по программе Морской школы яхт-клуба Санкт-Петербурга стали выходить в море. Причем, присоединиться к экипажу может любой желающий. Многие из тех, кто впервые потаскал веревки и полазил по вантам на "Триумфе", затем поступили в ГУМРФ им. адмирала Макарова, стали настоящими моряками.
Работа с парусами. Бриг "Триумф" / Корабел.ру
Приходят на "Триумф" и взрослые люди — те, кто мечтал о море, но в силу разных жизненных обстоятельств вынужден заниматься другими делами. К этим людям на паруснике особое отношение, с пониманием.
 
Школа для взрослых

Большая часть экипажа "Триумфа" так или иначе связана с парусниками. Так, Михаил Сидоровский и несколько матросов работают на верфи исторического судостроения "Полтава". Некоторые участвовали в строительстве фрегата "Штандарт", а затем ходили на его борту по морям.

Несмотря на то, что как такового распределения по судовым ролям на паруснике нет, вся мужская часть команды, а это 70%, участвует в установке парусов, выполнении поворотов. Участие в приготовлении обеда, мойке посуды, приборке между парнями и девушками равное – тут никаких гендерных предрассудков.
Хотя среди нашей команды новичков есть и яхтсмены-любители, и профессиональные моряки, но с такими большими парусами, а тем более гафельным вооружением, никто из нас не работал. По порядку ставим паруса, глушим шумный двигатель и начинаем идти под парусами. Все проходящие мимо небольшие яхты обязательно подходят поближе, фотографируют, поднимают большой палец вверх.
Бриг "Триумф" / Корабел.ру

Ветер благоприятствует, и есть время осмотреть парусник. В первую очередь спускаемся в машинное отделение. В центре помещения стоит до боли знакомый, надежный и понятно почему шумный ГД марки 3Д6.

"Двигатель, конечно, старенький, но несмотря на мелкие поломки нас ни разу не подводил, –  рассказывает Михаил Сидоровский. – Хотя для длинных переходов его, конечно, лучше было бы заменить, сами понимаете – технические требования, выполнение экологических норм, уверенность, что мы не встанем".
Заходит речь о ремонте.

Несмотря на свою насыщенную событиями жизнь, капитальный ремонт на "Триумфе" не проводился ни разу. Большие корпусные работы выполнялись еще в 70-е годы, когда судно было рыбаком, затем – только поддерживающие ремонты.
 
Бриг "Триумф" 
Бриг "Триумф" 
Бриг "Триумф" 

Парусник всегда содержался в основном за счет экипажа и волонтеров. Но сейчас сумма такова, что покрыть ее ни добровольцы, ни морские энтузиасты не могут. В первом приближении, чтобы "Триумф" вышел в море летом 2017 года, нужно около 8 млн рублей.
Паруснику необходима замена обшивки подводной части корпуса, для чего соответственно его нужно поставить в док, или поднять на берег – это около 2,5 млн руб. Для более-менее комфортного проживания экипажа и трейнизов нужно провести реконструкцию жилых помещений с заменой системы вентиляции, водоснабжения, заново проложить кабель-каналы. На паруснике обветшала палуба, требуется замена части такелажа и всех парусов (с полным списком оборудования можно ознакомиться на официальном сайте брига "Триумф").
Бриг "Триумф" / Корабел.ру

По некоторым пунктам списка помощь отраслевого сообщества и компаний поставщиков уже приходит. Но, конечно, большая часть суммы еще не закрыта.
Несмотря на серьезный недостаток бюджета, планирование работ по ремонту "Триумфа" уже идет. Экипаж объявил набор волонтеров. И, конечно, все работы, такие как пошив парусов, изготовление новой палубы будут сопровождаться интересными и поучительными лекциями. Мы постараемся осветить ход этих работ в отдельном блоге на "Корабел.ру".

Рассказывает Михаил Сидоровский: "При таком техническом состоянии "Триумфа" путешествий по заморским странам нам не светит, хотя нас регулярно приглашают на фестивали в ту же Финляндию, готовы даже заплатить некоторую сумму за наш приход. Поэтому стараемся наверстать походные мили на домашнем уровне. Но у нас есть большая цель: пройти под парусами к берегам Исландии, обогнуть этот загадочный остров. Может, после проведения капитального ремонта, мы ее реализуем".
 
В морском остатке

Наше четырехчасовое плавание подходит к концу, уже видны очертания форта "Чумной", а за ним и форт Константин – наша конечная точка на сегодня. Паруса уже сняты, веревки аккуратно уложены, и мы идем против ветра на шумном 3Д6.
Тренировка на бриге "Триумф" / Корабел.ру

Во время практических занятий с парусами новички не раз ошибались, взрослые и состоятельные мужчины роняли гафель (сделал это сам), периодически отдавали не те веревки, чуть не утопили ведро с водой для мытья посуды. Но экипаж все ошибки воспринимал с пониманием, периодически даже с улыбкой, объясняя, что и кто делает не так. Опыт работы с детьми налицо.
 
Работа с парусами. Бриг "Триумф" / Корабел.ру
 
Невольно приходит на мысль, что мне в моей школьной юности не хватало вот такого парусника, с такой командой, с такой практикой. Чтобы к морю я пришел уже не в состоявшимся возрасте с сложившемся укладом жизни.

[Больше фото в галерее ниже]

Владислав Букин



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
В арктических морях под натиском льда уменьшается площадь чистой воды
20:30 , 18 Декабря 2024 / судоходство
рекламаПодписка 2025