Утро. Свежо и тепло. Средне-Невский судостроительный завод готовится к долгожданному спуску на воду тральщика "Георгия Курбатова". К слипу стягиваются рабочие и их родственники. Руководство готовится держать слово. А я, довольный отличной погодой и великолепным кораблем, готовлюсь снимать и внимать.
На СНСЗ обычному смертному не попасть, но не сегодня – сегодня праздник, и, хотя пропускной режим на страже порядка, на территории завода, во дворе, много людей: кто-то пришел полюбоваться своими трудами во плоти, а кто-то поддержать тех, кто творил. Спокойно движемся с коллегами к воде, готовимся. Я наслаждаюсь внешним видом. Повсюду – красота. Как будто не на территории завода находишься, а в парке. В воздухе витает дух торжества. Навожу камеру, спускаю затвор – в объектив попадает... человек! Да, весь процесс постройки корабля, а в том числе и его спуска на воду и дальнейшей достройки-настройки зависит именно от человека и его отношения к делу. С отношением к делу на СНСЗ всё хорошо.
|
Спуск на воду тральщика "Георгий Курбатов" / Корабел.ру |
"Я работаю тут давно, – рассказывает мне одна из формовщиков. – Мы занимаемся важным, достойным, интересным делом. Строгая ли тут дисциплина? Строгая! А как иначе? От нашего труда зависит очень многое. Я довольна работой".
Второй серийный "Георгий Курбатов" сходит на воду четвертым после "Владимира Емельянова" и "Якова Баляева". Как порой складывается в кораблестроении, "Курбатову" пришлось пройти боевое испытание прямо в эллинге. В июне 2016 г. на заводе случилось возгорание и тральщик испытал на себе воздействие пожара 3 ранга: горела внутренняя обшивка площадью 600 кв метров, что отодвинуло его в очереди. После приходилось не один день кораблю стойко ждать решения по нему. Не бросили!
"Знаю, что при постройке корабля вы столкнулись с объективными и субъективными проблемами. Но вы с честью вышли из этой ситуации. Есть такая русская пословица: нет худа без добра. И вот на основании того, что у вас были проблемы, вы разработали новый технологический процесс. Я не буду сейчас говорить о нем с точки зрения техники. Но это инновационная техника в создании кораблей. И этот опыт будет распространён на другие предприятия", – советник гендиректора ОСК Фарафонов Сергей.
А техника действительно инновационная, разработана нашими соотечественниками и впервые применена именно на "Георгии Курбатове". Мало того, что в процессе ремонта были полностью восстановлены все технические характеристики, что позволит кораблю в будущем служить с такой же эффективностью, как и другим тральщикам, так ещё и внешне "Курбатов" выглядит идеально. Не добавил в весе.
|
Спуск на воду тральщика "Георгий Курбатов" / Корабел.ру |
Корабли проекта "Александрит", разработанные ЦМКБ "Алмаз" имеют отличительную особенность – монолитный корпус из стеклопластика: масса меньше, а прочность выше. И это тоже новейшая российская технология, не имеющая аналогов в мировом судостроении. Такому корпусу не страшна коррозия. При соблюдении норм эксплуатации срок службы неограничен. Ещё одно достоинство композитного корпуса – "немагнитность", что очень важно при обнаружении и уничтожении мин. А с уничтожением мин у тральщиков проекта "Александрит" дела обстоят очень хорошо. Эти корабли относятся к новому поколению минно-тральных сил и могу обнаруживать мины как в воде морских акваторий, так и в морском грунте, при этом не входя в опасную зону; способны применять различные виды тралов, и даже телеуправляемые необитаемые и автономные необитаемые подводные аппараты.
Глубоко вдыхаю, смотрю на "Георгия Курбатова", величаво ожидающего спуска на воду, и тот мне как будто подмигивает отблеском солнца на своём новеньком корпусе. Мол, вот какой Я. Приятно познакомиться. Пиши обо мне. И я пишу.
Технические характеристики кораблей ПМО проекта "Александрит":
- Водоизмещение – около 890 тонн;
- Длина – около 62 м;
- Ширина – около 10 м;
- Полная скорость хода - около 16 узлов;
- Экипаж - 44 чел.
|
Спуск на воду тральщика "Георгий Курбатов", Владимир Середохо / Корабел.ру |
"Мы с вами готовы к тому, чтобы полностью обеспечить наш военно-морской флот новыми кораблями ПМО в срок и как можно быстрее. Мы уже спускаем в этом году второй корабль. В планах в декабре спустить третий. Чтобы мы были с вами надежно защищены, наши морские просторы", – гендиректор СНСЗ Владимир Середохо.
Осматриваюсь вокруг, все с улыбками и пониманием слушают речь. Даже самые маленькие радуются. Слава, сын одного из работников завода представляет, что он тираннозавр – такой же "крутой", как и "Георгий Курбатов", видимо. Повсюду полно фотокамер и телефонов. И это не только представители СМИ. Каждый хочет, чтобы красавец "Курбатов" остался у него в телефоне на память.
|
Спуск на воду тральщика "Георгий Курбатов" / Корабел.ру |
Наконец, дают команду на спуск. Воздух разрывается духовым оркестром и из-за корабля в небо вылетает праздничный салют, взрывающийся цветными красками, в котором вскоре угадывается российский триколор. Ура-а-а-а! Но на этом самое интересное не заканчивается. Как удалось выяснить у генерального директора ЦМКБ Александра Шлифтенко, начиная с девятого корабля, тральщики будут модернизированы. Слегка удлинятся, получат радиоуправляемые катера, в целом миноискание и траление станет более безопасным.
|
Спуск на воду тральщика "Георгий Курбатов" / Корабел.ру |
Ещё одна интересная подробность – "Георгий Курбатов" спускается на воду почти завершенным. Примерно через два месяца сдаточная команда начнёт подготовку к первому этапу швартовых испытаний.
|
Спуск на воду тральщика "Георгий Курбатов" / Корабел.ру |
Как и положено каждому судну и кораблю, у "Курбатова" есть своя крестная мать, которой стала правнучка прадедушки Георгия Курбатова, Героя Советского Союза и участника ВОВ, именем которого и назван тральщик. Валерия – десятиклассница. С мореходством свою жизнь связывать не планирует, но, признается, ощущает некую ответственность. Бутылку шампанского разбивать о борт корабля ей понравилось.