От главного редактора
От главного редактора
блог Николая Ивакина

Очередное пришествие президента ОАО «ОСК»

9 6974 3 мин
Четвертым по счету президентом «Объединенной судостроительной корпорации» стал Андрей Аркадьевич Дьячков. Он сменил на этом посту Романа Викторовича Троценко, возглавлявшего структуру 2 года и 9 месяцев, с 1 октября 2009. За 5 лет и 3 месяца, прошедших с момента создания, этим государственным монстром успели порулить 2 генерала – Бурутин и Пахомов, отставной заместитель Председателя Правительства России Яров и бизнесмен Троценко. Нет смысла обсуждать плоды деятельности первых трех руководителей, а вот на итогах работы последнего - Романа Троценко - я остановлюсь.
Не знаю, какие задачи перед ним ставились при назначении, какие цели преследовались руководителями государства. Сейчас и бывший президент ОСК, и заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин говорят о том, что с ними он справился, первый этап (чего?) закончен и теперь надо дать работать другим. Действительно, за время его правления было произведено акционирование государственных предприятий. Были возвращены под крыло ранее приватизированные акционерные общества – доведенные до крайнего состояния активы бывшего сенатора Пугачева и банкира Хейфица, в принципе работающие предприятия «Каспийской энергии» и ряд других, в том числе «Выборгский судостроительный завод».Были приобретены мощности в Финляндии - компания Arctech Helsinki Shipyard. Кроме того, было выдано достаточное количество громких обещаний - от строительства суперверфей на Дальнем Востоке и в Кронштадте до строительства серий танкеров для «Совкомфлота» и Венесуэлы.

С работой по консолидации активов в руках государства корпорация под руководством Троценко справилась хорошо (правда, не знаю, нужно ли было это делать?). И это понятно, Роман Викторович и до назначения на должность в госструктуре занимался именно приобретением активов. Но с тем, что связано с реальным производством – строительством новых мощностей и судов – дело обстоит не так блестяще. Верфи не построены, и перспективы ввода их в эксплуатацию не известны. По крайней мере, в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске все еще заметны «гастарбайтеры», сборщики и сварщики из Приморья, а это верный признак того, что дома, поближе к домашнему борщу и теплой жене, работы нет. Про Кронштадт и говорить пока не о чем. С танкерами, строительство которых должно было начаться в этом году, тоже понятно – «ОСК» сработала как нормальный судовой брокер – обеспечила заказами корейских корабелов.

Проведенные в рамках корпорации организационные преобразования, такие как ограничение свободы руководства предприятий в коммерческой области и наделение функциями генерального поставщика судов дочернего «ОСК» - «ДЦСС» - тоже весьма спорны. И дело не в том, что такая схема не может существовать в принципе. Может. Именно по такому принципу работают некоторые крупные судостроительные холдинги, например «DAMEN». Проблема в том, что отобранные у руководителей предприятий права должны быть переданы способной решать эти задачи структуре. А таковых ни в центральном аппарате «ОСК», ни в его «дочках» не обнаружилось. В результате ответственность размыта, а дела на Дальнем Востоке идут из рук вон плохо.

Увеличение портфеля заказов, о котором в последнее время как о большом достижении говорится в материалах «ОСК» - вещь полезная. Но ведь эти заказы еще выполнить надо! Просто поназаключать договоры и уйти в сторону – на это большого ума не требуется. Ум и умение требуется на то, чтобы заключить контракты на взаимовыгодных условиях и их реализовать.

Короче, если за «первый этап», о котором говорил Дмитрий Рогозин, считать консолидацию активов как таковую, то он действительно выполнен. Но не понятно тогда, зачем давались обещания и заключались договоры?
В общем, фигура Троценко Р.В., как президента «ОАО «ОСК», конечно, останется в истории отечественного судостроения. Не всегда со знаком «плюс», но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А Роман Викторович делал, не в пример его предшественникам, этого у него не отнять.

На фоне вышеизложенного логичным выглядит назначение на пост президента ОАО «ОСК» Андрея Аркадьевича Дьячкова. По его трудовой биографии видно, что как строить суда и корабли он знает, как функционируют предприятия, их структура и мотивация каждого подразделения – тоже не секрет. Возраст подходящий – не мальчик, но лет 10 – 15 у него еще впереди. Ему придется реализовывать обещанное и запускать именно «строительство судов и кораблей», ради чего и создавалась корпорация.

Позволю себе очередной раз высказать мнение о том, чем в первую очередь должна бы озаботиться корпорация. Текущим управлением все же должны заниматься люди на предприятиях. Если «не тянут» - меняйте, но не подменяйте. А вот вопросами подготовки и переподготовки кадров, и в первую очередь инженерных, параметрами технического перевооружения и «осовременивания» технологий с целью снижения трудоемкости, стратегическим развитием отрасли, кроме «ОСК», заняться некому. Каждое отдельно взятое предприятие эти вопросы не потянет. Очень надеюсь, что новое руководство корпорации этим займется.



Комментарии   9.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
-0+
#Михаил Коновалов
05.07.2012, 08:32
Хотелось бы высказать пожелание, чтобы ОСК выполняла роль системного интегратора. Это касается нескольких направлений: размещения производительных сил, подготовки кадров, проектирования и технологий. Особенно это касается иннформационной поддержки жизненного цикла на основе CALS (PLM) технологии. В этом смысле к лидерам я бы отнес Росатом, который использует даже мульти-D технологии (это означает, что кроме 3D -проектирования туда поочередно добавляется еще 3 D, связанные со строительством, например в АЭС. В судостроении предприятия тоже применяют 3D-модели, но у каждого предприятия разные инструменты разных IT-разработчиков, правда есть международный стандарт (ISO 15926), который помогает устранять разного рода "коллизии". Когда будет вариативность проектов и технологий, тогда легче выбрать вариант и кратно быстрее решать вопросы, связанные со строительством судов.
Я бы предложил безотлагательно восстановить аспирантуру при ОАО "ЦТСС" с созданием нескольких специализированных с далее...
-0+
#Yuri
06.07.2012, 07:37
Свою задачу Троценко, конечно выполнил.
Получил денег у государства на развитие своего флота на своих же заводах.
Помог с этим же и Лисину.
Кроме того, помог войти заводам Лисина, принадлежащих офшорам, в ОЭЗ (!), для того что бы они при продаже стоили подороже, да и свой флот подешевле вышел.
 
Про Выборг - помог выйти в кэш бывшим владельцам, сравните отчетность завода перед покупкой и сумму за которую он куплен.
 
Не увидел я прогресса и по "отжатым" у Хейфица заводам.
 
У него были другие задачи?
 
Об чем речь? Может доктора надо в отрасль?
-0+
#Крестьянинов Валерий Вячеславович
08.07.2012, 19:39
Просто удивительно. Кто-нибудь может четко написать, что-же конкретно сделано бывшим президентом ОСК для отечественной судостроительной отрасли?
-0+
#ВАЛЕРИЙ
09.07.2012, 11:55
Наконец-то ПРОРЕЗАЛСЯ Николай Николаевич...по важнейшему вопросу отрасли... -УПРАВЛЕНИЕ  и  РАЗВИТИЕ  СУДОСТРОЕНИЯ (замечу КАК ВОЕННОГО ,ТАК и ГРАЖДАНСКОГО) .Не лукавьте ,КОЛЛЕГА ,по части целей и задач, поставленных перед новой СТРУКТУРОЙ (кстати 9-ой по счёту с 1992 г.)...они достаточно определены Указами Президента от 21-22 марта 2007 года за №№ 394-400. Очень мне по-душе тонкий САРКАЗМ и ИРОНИЯ Yuri от06.07.2012 в части  СОДЕЯННОГО этим талантливым рыночным КРИЗИСНЫМ ТОП-МЕНЕДЖЕРОМ(так он себя именует) в части консолидации активов в чьих-то руках...ну это оставим для прокуратуры ...А вот со строительством и сдачей кораблей и судов у него дела обстоят НИКУДА  (всё в будущем)....Новому руководителю,выросшему в тепличных условиях(на СЕВМАШЕ), очень нужна помощь и поддержка ПРОФЕССИОНАЛОВ и КОРАБЕЛА РУ. Надеюсь на широкие отклики патриотов отрасли...бывалый
-0+
#Ивакин Николай Николаевич
09.07.2012, 14:14
Уважаемый Валерий! Я действительно не знаю какие цели и задачи ставились перед Троценко 3 года тому назад. Ставить задачи по строительству флота перед ним было бессмысленно, т.к. он в своей жизни ни одного корабля не построил, технологию создания судов не знал, мотивацию участников этого процесса не представлял. Значит ставились какие-то другие цели. Какие? Можно только гадать. Чем он занимался до прихода в ОСК? Назовем политкорректно - "косолидацей активов". Именно этим он и занимался в бытность президента ОСК. И это получилось. Оценок не даю - время покажет. По-моему такая мощная структура может быть и крайне эффективной (при грамотном руководителе), и до безобразия бестолковой (при существующем уровне управления). Посмотрим, что сможет (и захочет ли?) сделать Дьячков. Многое ему дано - базовые знания, понимание ситуации, опыт работы в промышленности, т.е. он должен понимать, что можно сделать, а чего ни за какие деньги не купишь. Его сложнее "провести на мякине" при помощи "рекоменд далее...
-0+
#Александр
14.07.2012, 11:18
в такой как ОСК структуре должно быть намного больше специалистов занимавшихся ранее судостроением и судоремонтом.А сегодня в ОСК их всего 6 человек, которыми руководит Анатолий Шлемов,в ДЦСС- 1 Митраков ( при фактической численности 271 человек ДЦСС).
-0+
#Головешкин Владислав Борисович
24.07.2012, 09:45
Задача- Выполнение плана Алена Даллеса-Черчиля- развал промышленности. И в основном ОПК. Ликвидация ГУСРЗ и СРЗ ВМФ фактически уничтожил ремонтную базу ВМФ,основу технической боеготовности Флота.
Снял сливки и свалил. Главное вовремя смыться!  Набрал заказов-но нато ж и исполнить1 Да легко- При наличии более десятка КБ и 40 заводов. ДвЦСС получив заказ на 2 НИС купил проект в Норвегии и разместил строительство в Китае.Откаты в евро и юанях.
А свои заводы редевеломпируются А по простому уничтожаются превращаюдся  в торговые зоны с ларьками и завбегаловками.
-0+
#Vlfd BG
24.07.2012, 11:48
Беда коль пироги печёт сапожник,а сапоги точат пирожник. "Эффективные менеджеры" прямо заявляют что готовить карабелов не надо-отсюда делетантизм. "купи-продайцы" ликвидировали само понятие перспективной подготовки производства и прежте всего Кадров, технического обеспечения и сопровожедния. Приходящии на Флота корабли ждёт печалтьная участь ТАКРов, 956пр документация на которые в ТУ ТОФ и 173 ОКТВ в лихии 90е была даже не разобрана отсюда и смерть у причала уникальных кораблей.
Чего стоит ответ Троценко на мой вопрос о судьбе СРЗ ТОФ на 5 Международном ВМ Салоне 2011г . Всё доковое производство будет переведено на30 СРЗ. Этим всё сказано. Нарушен сам принцип живучести рем базы Флота- рассредоточение.  И кто ж поедет в эту Чажму?
-0+
#Абрамова Анна Александровна
24.07.2012, 13:04
Господа, комментарии закрыты. Продолжить беседу можно здесь: http://www.korabel.ru/forum/theme/19. Вас услышат.
Свежие новости
Круизный сезон в Ивановской области показал рекордные результаты
21:45 , 21 Ноября 2024 / судоходство