Четвертым по счету президентом «Объединенной судостроительной корпорации» стал Андрей Аркадьевич Дьячков. Он сменил на этом посту Романа Викторовича Троценко, возглавлявшего структуру 2 года и 9 месяцев, с 1 октября 2009. За 5 лет и 3 месяца, прошедших с момента создания, этим государственным монстром успели порулить 2 генерала – Бурутин и Пахомов, отставной заместитель Председателя Правительства России Яров и бизнесмен Троценко. Нет смысла обсуждать плоды деятельности первых трех руководителей, а вот на итогах работы последнего - Романа Троценко - я остановлюсь.
Не знаю, какие задачи перед ним ставились при назначении, какие цели преследовались руководителями государства. Сейчас и бывший президент ОСК, и заместитель премьер-министра Дмитрий Рогозин говорят о том, что с ними он справился, первый этап (чего?) закончен и теперь надо дать работать другим. Действительно, за время его правления было произведено акционирование государственных предприятий. Были возвращены под крыло ранее приватизированные акционерные общества – доведенные до крайнего состояния активы бывшего сенатора Пугачева и банкира Хейфица, в принципе работающие предприятия «Каспийской энергии» и ряд других, в том числе «Выборгский судостроительный завод».Были приобретены мощности в Финляндии - компания Arctech Helsinki Shipyard. Кроме того, было выдано достаточное количество громких обещаний - от строительства суперверфей на Дальнем Востоке и в Кронштадте до строительства серий танкеров для «Совкомфлота» и Венесуэлы.
С работой по консолидации активов в руках государства корпорация под руководством Троценко справилась хорошо (правда, не знаю, нужно ли было это делать?). И это понятно, Роман Викторович и до назначения на должность в госструктуре занимался именно приобретением активов. Но с тем, что связано с реальным производством – строительством новых мощностей и судов – дело обстоит не так блестяще. Верфи не построены, и перспективы ввода их в эксплуатацию не известны. По крайней мере, в Комсомольске-на-Амуре и Хабаровске все еще заметны «гастарбайтеры», сборщики и сварщики из Приморья, а это верный признак того, что дома, поближе к домашнему борщу и теплой жене, работы нет. Про Кронштадт и говорить пока не о чем. С танкерами, строительство которых должно было начаться в этом году, тоже понятно – «ОСК» сработала как нормальный судовой брокер – обеспечила заказами корейских корабелов.
Проведенные в рамках корпорации организационные преобразования, такие как ограничение свободы руководства предприятий в коммерческой области и наделение функциями генерального поставщика судов дочернего «ОСК» - «ДЦСС» - тоже весьма спорны. И дело не в том, что такая схема не может существовать в принципе. Может. Именно по такому принципу работают некоторые крупные судостроительные холдинги, например «DAMEN». Проблема в том, что отобранные у руководителей предприятий права должны быть переданы способной решать эти задачи структуре. А таковых ни в центральном аппарате «ОСК», ни в его «дочках» не обнаружилось. В результате ответственность размыта, а дела на Дальнем Востоке идут из рук вон плохо.
Увеличение портфеля заказов, о котором в последнее время как о большом достижении говорится в материалах «ОСК» - вещь полезная. Но ведь эти заказы еще выполнить надо! Просто поназаключать договоры и уйти в сторону – на это большого ума не требуется. Ум и умение требуется на то, чтобы заключить контракты на взаимовыгодных условиях и их реализовать.
Короче, если за «первый этап», о котором говорил Дмитрий Рогозин, считать консолидацию активов как таковую, то он действительно выполнен. Но не понятно тогда, зачем давались обещания и заключались договоры?
В общем, фигура Троценко Р.В., как президента «ОАО «ОСК», конечно, останется в истории отечественного судостроения. Не всегда со знаком «плюс», но ведь не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. А Роман Викторович делал, не в пример его предшественникам, этого у него не отнять.
На фоне вышеизложенного логичным выглядит назначение на пост президента ОАО «ОСК» Андрея Аркадьевича Дьячкова. По его трудовой биографии видно, что как строить суда и корабли он знает, как функционируют предприятия, их структура и мотивация каждого подразделения – тоже не секрет. Возраст подходящий – не мальчик, но лет 10 – 15 у него еще впереди. Ему придется реализовывать обещанное и запускать именно «строительство судов и кораблей», ради чего и создавалась корпорация.
Позволю себе очередной раз высказать мнение о том, чем в первую очередь должна бы озаботиться корпорация. Текущим управлением все же должны заниматься люди на предприятиях. Если «не тянут» - меняйте, но не подменяйте. А вот вопросами подготовки и переподготовки кадров, и в первую очередь инженерных, параметрами технического перевооружения и «осовременивания» технологий с целью снижения трудоемкости, стратегическим развитием отрасли, кроме «ОСК», заняться некому. Каждое отдельно взятое предприятие эти вопросы не потянет. Очень надеюсь, что новое руководство корпорации этим займется.