Об этом, в частности, свидетельствуют результаты исследования предпринятого специалистами Sea-Intelligence (Sea-Intel), а так же крупнейшими мировыми операторами морских контейнерных перевозок. Согласно представленным данным, в течение 2021 года порядка 11% (в среднем) всего действующего мирового контейнерного флота были обречены на простой в бесконечных очередях для подхода к причалам и разгрузки.
Отраслевые аналитики также отмечают, что только за прошлый год этот печальный показатель увеличился на 7%, в то время как в нормальных условиях (например, непосредственно перед появлением вируса Covid-19), за счет вынужденных простоев из рынка ежегодно "выключалось" не более 2% контейнерного тоннажа.
Максимального значения (12,3%) простои контейнерного флота на рейдах портов достигли в октябре прошлого года, в то время как по результатам ноября (11,5%) ситуация улучшилась лишь очень незначительно.
Согласно наблюдениям экспертов датской группы Moller-Maersk, с начала 2022 года несколько стабилизировалась обстановка в ведущих европейских портах, специализирующихся на перевалке контейнеров. Так, практически исчезли очереди на подходах к немецкому порту Бремергафен и польскому Гданьску. Среднее время ожидания контейнеровозов на вход в бельгийский Антверпен за первую декаду января сократилось с десяти до двух суток. В то же время простои на рейде порта Феликстоу (восточное побережье Великобритании) по прежнему составляют от 7 до 10 суток.
Что же касается побережья Северной Америки, то обстановка на пяти из шести крупнейших контейнерных терминалов континента оценивается как "чрезвычайно сложная". В частности, с начала 2022 года средняя длительность вынужденных простоев судов на рейде портов Сиэттл и Принс-Руперт составила 10 суток, Ванкувера – 14 суток, Лос-Анжелеса – до 28 сут, Лонг-Бич – 38-45 суток. Счастливым исключением на этом фоне выглядит контейнерный терминал калифорнийского Окленда, для разгрузки на котором судам приходится ожидать в очереди "всего" шесть суток.
Подводя итог, эксперты Sea-Intel отмечают, что надежность расписаний (в части соблюдения сроков доставки грузов) по итогам 2021-го даже у крупных контейнерных операторов колебалась в пределах 34-40%, и прогнозируют, что в году наступившем данный показатель вряд ли продемонстрирует существенное улучшение, поскольку значительные простои в очередях к морским контейнерным терминалам, скорее всего, сохранятся в течение всего 2022 года.
Впрочем, как уже отмечал Korabel.ru, для того чтобы сохранить свои прибыли и компенсировать простои, крупные контейнерные операторы все чаще принимают необычные инвестиционные решения, а владельцы балкеров используют сложившуюся ситуацию для того, чтобы хотя бы временно воспользоваться частью грузовой базы контейнеровозов, массовое пополнение флота которых новостроем ожидается не ранее 2023 года.