В 2013-м и в начале 2014 года вопросами и проблемами формирования стоимости судоремонтных работ стали интересоваться не только судоремонтники, но и специалисты различных областей, так или иначе связанных с эксплуатацией, управлением или экономикой флота. По содержанию поступающих вопросов, обращений, повествований и пояснений причин появившейся заинтересованности напрашивается вывод о низком уровне понимания и знаний самого определения СУДОРЕМОТ.
В сентябре 2013 года во Владивостоке прошел III Конгресс оценщиков Дальнего Востока. Организованный Общероссийской общественной организацией «Российское общество оценщиков» и Приморским региональным отделением Российского общества оценщиков. В рамках данного конгресса 13 сентября состоялась Международная научно-практическая конференция «Проблемы и перспективы оценочной деятельности в устойчивом развитии рыбопромышленного комплекса Дальневосточного бассейна». Мне было предложено подготовить доклад и выступить на этой конференции с раскрытием вопросов о формировании стоимости судоремонтных работ. На причинах возникновения данного вопроса останавливаться не станем. Предлагаю ознакомиться с содержанием доклада.
Международная научно-практическая конференция
«Проблемы и перспективы оценочной деятельности в устойчивом развитии рыбопромышленного комплекса
Дальневосточного бассейна»
13 сентября 2013 г. Владивосток.
Доклад. «Потребность в нормативном обеспечении процедуры оценки стоимости судоремонтных, модернизационных, реновационных работ на судах и правовая защита результатов работы сметчиков (оценщиков)»
Речь пойдет о необходимости наличия обоснования расчетов стоимости судоремонтных работ. К таким работам относятся работы по восстановлению технических характеристик судна для выполнения его задач. К задачам отнесем – добычу рыбы (морепродуктов), переработку ее в море, транспортировку на берег, кроме того, работу научно-исследовательского флота, без которого рыбаки не смогут правильно определиться с районом промысла. Не забываем задачи флота по охране экономической морской зоны России пограничным флотом. То есть, основной задачей рыбопромыслового предприятия по Уставу является достижение максимальной прибыли.
Руководитель рассматривает вопросы о целесообразности содержания стареющего флота (основных фондов), о его рентабельности, переоборудовании под выпуск новой продукции, замене технологического оборудования на более новое, производительнее, с применением энергосберегающих технологий (модернизация). Или стоит задуматься о приведении судна в товарный вид для перепродажи, а может и вовсе списать да пустить «на гвозди» (утилизировать). Что дороже? Для ответа необходимо просчитать все варианты.
Как это делается сейчас?
Экипажем готовится ведомость работ и рассылается на судоремонтные предприятия, которые расценивают и дают свою стоимость работ, стоимость материалов, сроки и условия.
На основании полученных предложений, судовладелец рассматривает варианты решений:
А) будет ли он вкладывать средства в старый флот или ему стоит приобрести новый;
Б) стоит ли модернизировать или восстановить, как было;
В) стоит ли тратить деньги на мероприятия по утилизации судна или продать как есть;
Г) если соглашаться на ремонт, то какой выгоднее – тот, что дешевле или тот, что качественней. И где ремонтировать в России или за рубежом.
Как мы видим, наличие расчета имеет важное значение уже на первом этапе, до начала работ на судне.
На основании таких расчетов формируется финансовый план – бюджет ремонта флота. На перспективу закладываются плановые расходы, и на эти статьи судовладелец начинает отчислять конкретные суммы из доходов предприятия (организации).
Насколько достоверны расчеты, настолько будет обеспечена достаточность финансирования ремонта флота.
На сегодня судовладелец планирует ремонтный бюджет и на основании финансовых отчетов (затрат) на ремонт и содержание флота по прошедшему периоду, плюс инфляция, плюс амортизация.
Но приходит срок ремонта и всё с начала.
Исполнитель, будь то судоремонтный завод, или база технического обслуживания, или малые бригады («дикие бригады») выставляют свои расчеты, сроки, условия. Предварительные расценки достаточно привлекательны. Заказчик – соглашается. Судно выводится из эксплуатации. Исполнитель проводит дефектовку принятых в ремонт узлов, устройств, механизмов с полной разборкой в цеховых условиях, а на судне могут производиться крупные сопутствующие работы для дефектовки корпусных конструкций – демонтаж мебели по помещениям, демонтаж систем, зашивки и изоляции переборок, подволоков, бортов, палуб, трубопроводов. И только после этого можно определить истинный объем работ. Судовладелец вынужден согласовывать новые дополнительные работы, объёмы, категории ремонта, списки требуемых сменно-запасных частей (СЗЧ), стоимость и сроки их поставки, соответственно новые сроки и стоимость ремонта судна в целом. Сам заказчик несёт дополнительные затраты и потери.
Возникает необходимость пересогласования основных и дополнительных договорных, сметно-заказных документов.
Нередко данная процедура затягивается до окончания ремонтных работ. Возникают серьёзные конфликтные ситуации, разрешение которых заканчивается в арбитраже.
Разбирательства происходят как во время ремонта судна, так и после подписания акта приемки судна из ремонта. Особые случаи, когда вопросы судовладельцу начинает задавать таможня по поводу ремонта судна за границей, защищая государственные интересы в области экономической политики.
Как видите, государственные структуры тоже заинтересованы в наведении порядка в этом направлении. Рано или поздно там будут работать грамотные специалисты.
Чьих интересов вам придется придерживаться при разработке или аудите смет?
владельца бизнеса,
предприятия,
региональные,
государственные.
В любом случае, придёт время, Вам потребуется защищать и свои интересы.
Чтобы быть к этому готовым надо иметь понимание природы цифр в сметной документации судоремонта, понимание того, с чем вы работаете, нужен опыт, знание отрасли, знание технологий и навыки применения этих знаний.
Интерес к ценообразованию в судоремонте с недавнего времени возник у структур правоохранительных и следственных органов по результатам ремонтных работ на судах и кораблях бюджетных организаций, проводимых по госзакупкам в соответствии с 94-ФЗ, включая гособоронзаказ. Имеются примеры судебных решений по отношению к руководителям судоремонтных предприятий и представителям заказчиков.
Что касается промыслового флота, есть реальные примеры, когда судовладелец, отказавшийся рассчитываться за ремонт своего флота, по решению суда был вынужден продать судно и рассчитаться с предприятием. В этом большую роль сыграл грамотный подход защиты со стороны СРП к правильному обоснованию применения нормативов в расчетах стоимости выполненных работ.
Имеют место другие, более трагические случаи, одной из косвенных причин которых может быть результат расчета стоимости работ.
Затонуло рефрижераторное судно по причине прорыва трубопровода балластно-осушительной системы в машинном отделении. Судно вышло в рейс после ремонта. Данный участок трубопровода был указан в ремонтной ведомости, но из-за большой стоимости сопутствующих работ по демонтажу и восстановлению мешающего трубопровода под пайолами, где высота обрешетника составляла 1,5 м., данный участок не был отремонтирован. В результате, судовладелец потерял судно. Экипаж успел спастись.
Цена сопутствующих работ – погибшее судно.
Может возникнуть вопрос, а что это такое – сопутствующие работы, и что значит «дорого»?
Прокурор попросит ответить на него того, кто расценивал ведомость и независимого эксперта (аудита) для обоснования правильности применения нормативной документации.
Что должен знать наш эксперт?
Судоремонт это особая отрасль, относящаяся к машиностроению и в значительной степени отличается от судостроения, как в организации с технологией производства, так и в экономике.
Это стало известно в период зарождения кораблестроения на Руси. Первые верфи, строившие парусный флот на береговых стапелях в последствии строили сухие доки для ремонта этих же кораблей, приходящих с дальних походов и морских сражений для залатывания обшивки и восстановления набора корпуса.
Для обеспечения безопасности мореплавания и защиты окружающей среды, также во исполнении требований международных соглашений и конвенций все суда подлежат освидетельствованию Морским регистром судоходства, Речным регистром судоходства, Государственной инспекцией по маломерным судам, Военной приемкой на военно-морском флоте.
Для выполнения требований этих органов необходимо поддерживать и восстанавливать эксплуатационные технические характеристики. Для чего и проводятся судоремонтные работы, которые классифицируются в зависимости от характера работ на различные виды и категории.
на класс Регистра или капитальный ремонт судна;
промежуточный или доковый ремонт;
навигационный или текущий ремонт;
аварийный ремонт при получении повреждений или при отказе в работе основных механизмов и систем.
Весь флот имеет ведомственную принадлежность или принадлежит частным компаниям. По назначению традиционно продолжает относиться к определённой отрасли народного хозяйства. Поэтому судовладелец продолжает пользоваться (руководствоваться) нормативной документацией определённой отраслевой принадлежности времен советской эпохи.
По принадлежности к отраслям флот классифицировался на военный, торговый, пассажирский, рыбопромысловой, добывающей, научно-исследовательский, учебный, пограничный, спасательный и т.д.
Для эксплуатации флота и поддержания его в надлежащем состоянии судовладелец имеет технические службы, которые продолжают выполнять условия и требования отраслевых руководящих документов, разработанных еще в советское время. Или эти службы разрабатывают на их основе собственную нормативную базу.
К нормативным документам можно отнести:
Правила технической эксплуатации судовых технических средств и конструкций РД 31.21.30-97;
ПОЛОЖЕНИЕ о ремонте судов на заводах Минморфлота СССР РД 31-50-03–89;
ПОЛОЖЕНИЕ о ремонте судов флота рыбной промышленности МРХ СССР;
Инструкция по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции на промышленных предприятиях морского флота;
ПОЛОЖЕНИЕ об организации ремонта, переоборудования и модернизации боевых кораблей, вспомогательных судов и базовых плавучих средств ВМФ;
Стандарты (ГОСТ),
Государственные надзорные органы в своих правилах и инструкциях придерживаются десятилетиями выверенными документами, потому, что все инструкции на флоте написаны кровью.
Невыполнение требований или халатное к ним отношение влечет за собой трагедию.
Каждое положение на ремонт флота расписывает или ссылается на соответствующие нормативные документы, по которым необходимо работать всем службам флота.
К таким положениям относились и относятся инструкции по составлению смет на ремонт судна, инструкции по организации дефектовки судов, Положение о межрейсовом ремонте и многие другие.
Как составная часть этого комплекта является следующая нормативная документация:
Прейскурант на судоремонтные работы № 26-05-24;
Справочник ТРУДОЕМКОСТЬ на единицу измерения (параметра) судоремонтных работ
Приложение к Прейскуранту - ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО КАТЕГОРИЯМ РЕМОНТА КОМПЛЕКТОВ И УЗЛОВ СУДНА.
УНИФИЦИРОВАННЫЕ КАЛЬКУЛЯЦИОННЫЕ НОРМАТИВЫ НА РЕМОНТ СУДОВ ФЛОТА РЫБНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (УКН)
Приложение к Прейскуранту – Нормы расхода материалов;
Справочники технических характеристик судовых механизмов;
Справочники технических характеристик материалов, применяемых в судоремонте;
Технические условия по эксплуатации и ремонту механизмов и судовых устройств (ТУ).
Номенклатурный ценник материалов (прайс-листы на материалы);
Методическая литература.
Ни для кого не секрет как формируется стоимость работ и отпускная цена.
Ст.работ = Трудоемкость * Тариф + Ст. материала * Товарно-трансп.накл. + Ст. полуфабр. и покуп.изд
Ст.работ ещё называют – сметной стоимостью
Но это не всё.
Согласно положений стоимость работ при заключении договора на судоремонтные работы не является окончательной, об этом мы уже говорили.
Но согласно тех же положений на уточнение отводится 1/3 ремонта.
Для расчетов применяются нормосборники, основным параметром которых является трудоёмкость, выражаемая в нормо-часах. Имея суммарную трудоёмкость всех работ по смете, и зная среднесуточную выработку, можно определить ориентировочный срок выполнения работ.
Каждое предприятие имеет возможность рассчитать стоимость часа работы своих производственных участков и на многих СРП расчет такого показателя практикуют.
Данный показатель называется тарифом или тарифной ставкой. Имея рассчитанный тариф на текущий период достаточно просто определить стоимость работ умножив его на трудоемкость каждой работы в ведомости.
Сама тарифная ставка не стабильна. Ее величина постоянно меняется в зависимости от множества внешних и внутризаводских экономических факторов.
Применяя подобный расчет, определяется нижний предел (вилка) стоимости работ по смете, переступать который предприятию будет опасно, т.е. работы будут выполнены в убыток.
Введение процедуры выставления флота на ремонт через торги, тендеры и аукционы по 94-ФЗ и 223-ФЗ полностью разрушает систему организации технического обслуживания флота. При таком положении дел участники процесса пытаются и находят альтернативные варианты взаимоотношений не всегда удачные и не всегда корректные по отношению к выполнению требований надзорных органов.
Вот здесь и требуется применить тот самый опыт, знание системы, умение свободно интегрироваться в новые взаимоотношения Заказчика с Исполнителем. Здесь нужно уметь не только применить правильный норматив, но и защитить свои расчеты перед теми, кто этого в праве от Вас потребовать.
Исходя из определения, что судно это сложное техническое сооружение, состоящее из десятков тысяч составных, узлов, устройств и механизмов. Для их ремонта, надо понимать, за десятилетия уже сформированы нормативы. И в наш век цифровой техники без компьютерной обработки данных уже не обойтись, формирование сметной документации на основе перечисленных ранее методик, справочников и приложений вполне возможно. Примеры тому: ИСС «Судокаталог» (Севастополь), МАРТ-СМЕТА «КС МАРТ» (Владивостоок).
КИС «Троникс» (СПб), Комплекс «TRIM» (НПП "СпецТек" СпБ)
Глазырин Ю.А.
martflot@mail.ru
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!
#Быковский Валерий 09.08.2014, 03:41Хорошая статья. Давно забыли про нормальные ремонты. И тем более, грамотные.
-0+
#Головешкин Владислав Борисович 11.08.2014, 03:43Картина маслом. "Эффективные менеджеры"ярые рыночники.ликвидируют отлаженную систему военного судоремонта, акционируют и девелопелируют СРЗ ВМФ. Под лозунгами "Рынок всё отрегулирует", "Давай договорные цены", "Все контракты только через тендер" первым делом уничтожают типовую нормативно техническую документацию (ТРТВ и пр.) ликвидируют отделы ценообразования и пр. и пр. Возникает множество контор типа "Рога и копыта", "Оборонсервис" и др. В результате коррупционная составляющая зашкаливает. По многомиллиардным делам проходят адмиралы-представители заказчика. директора СРЗ. Подорвана техническая боеготовность ВМФ.
Каждый день только самые важные и интересные новости
Сетевое издание «КОРАБЕЛ.РУ» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Рег. номер: ЭЛ № ФС 77-76728 Учредитель: ООО «РА Корабел.ру» Знак инф. продукции: 16+