Мы продолжаем разговор на тему заработной платы в судостроении. Тема оказалась интересной, захватывающей и совсем не такой простой, как показалась мне на первый взгляд, в связи с чем, изучение ее заняло намного больше времени, чем я ожидала. После первой вводной статьи, захотелось разобраться во всем более детально. Казалось бы, вопрос зарплаты всегда обсуждаем, ответы лежат на поверхности и о чем бы тут ещё говорить. В интернете огромное количество сайтов с не меньшим количеством вакансий и указанной суммой оплаты за труд, изучай, не хочу. Но это только на первый взгляд. Не хотелось изобретать велосипед, но данные фактические от данных свободно указанных в сети и на сайтах предприятий это две разные картины.
Для изучения данной темы, я решила обратиться к нескольким источникам, чтобы информация была действительно достоверной. Было решено помимо просмотра вакансий на сайтах предприятий, кадровых агентств и прочих служб, побеседовать также с кадровыми отделами предприятий судостроения и конечно же с сотрудниками.
Первая трудность, с которой я столкнулась это повышенная конфиденциальность запрашиваемой информации. Многие кадровики испуганно извинялись и сообщали о том, что вот совсем недавно подписывали документ о неразглашении коммерческой тайны и отправляли меня со своими вопросами к начальству. Начальники в свою очередь охотно соглашались помочь, но в ответах ловко лавировали между цифрами и рассказывали в основном об условии труда и квалификации сотрудников. Некоторые даже называли тему опасной. Мое же, сугубо личное мнение, что специалисты любой отрасли имеют право знать о перспективах своей профессии, о нынешнем положении дел в своей сфере и почему бы им не знать, на что можно рассчитывать, тем самым определяясь с местом будущей работы. К чему такая секретность? Давайте разбираться.
Для того чтобы увидеть более полную картину я взяла несколько различных регионов России и основные профессии судостроительной отрасли, чтобы сравнение получилось более наглядным. Первое, что сразу бросилось в глаза, это разница в зарплате между заводами и коммерческими организациями. На вторых предприятиях зарплата все-таки выше и даже некоторые сотрудники, называя цифры оклада, скромно поясняли: «мы же не частная фирма».
Хотелось бы теперь пояснить, откуда берется разница в окладах указанных в сети и реальной картиной. Над этим вопросом я задумалась после того, как одна из сотрудниц кадрового отдела спросила меня: «Вы хотите узнать сумму оклада или месячного заработка?». А есть разница? Действительно есть. Сумма, которую указывают в вакансиях, это не всегда та сумма, которую сотрудник получит за отработанный месяц и вот почему. Во-первых, некоторые профессии подразумевают повременную или сдельную оплату труда, т.е. в первом случае вам заплатят за отработанное количество времени, а во втором, за выполненный объем работ. Соответственно, цифра, указанная в объявлении это так называемая точка отсчета, остальное зависит от вас. Сделал больше, получил больше и наоборот. Второй вариант изменения оплаты зависит непосредственно от региона, в котором вы работаете. В некоторых регионах существует северная надбавка и районный коэффициент, благодаря которым к вашей зарплате прибавляется 50, а иногда и 80% вознаграждения. Ну и конечно есть третий вариант повышения оплаты, это всегда желанная премия, которая по утверждению руководителей имеет место быть. Так что учитывая все выше сказанное, цифры, которые я укажу ниже уже не вызывают грустной ухмылки.
В общем, картина выглядит следующим образом:
Вот такая таблица получается, по официальной информации, со слов сотрудников кадровых отделов, выдающих подобную информацию под строжайшей секретностью. Понятно, что цифры по дальнему Востоку неприлично малы, поэтому можете смело умножать их на 2, примерно такая сумма в месяц и получаетя у сотрудника с учетом всех указанных мной надбавок и коэффициентов. А вот в Иркутской области зарплаты действительно маленькие. На вопрос «почему?», на предприятиях отвечают, что многие производства сейчас стоят. Деятельность не очень активная.
Все указанные выше суммы также варьируются от разряда специалиста и категории. Существует ещё одна особенность. Дело в том, что зачастую, когда в вакансии указанно, что работник требуется на постоянной основе, то зарплата значительно меньше, чем если предприятие нанимает на работу сотрудника на короткий срок (временно, на определенную работу или объект). Получается, что работники, у которых на предприятии довольно большой стаж, получают меньше, чем специалист, который устроился по договору на месяц и сделал ту же самую работу. Причину такой несправедливости мне объяснили очень просто. Это способ привлечь специалистов, которые в связи с тяжелой работой и не всегда нормальными условиями труда, просто не согласятся выполнять задание за меньшие деньги.
Пообщалась я и с руководителями подрядных судоремонтных предприятий. Очень хотелось выяснить с чем связана разница в зарплатах между заводами и частными подрядными предприятиями. Почему сотрудникам частных организаий предлагают более высокую оплату и так ли это? Выяснилось, что догадки по поводу не правдоподобно заниженных сумм заработной платы на заводах подтвердились, не хотят они афишировать стоимость вознаграждения. Тайна это коммерческая. Однако то, что в частных фирмах (подрядных организациях) платят больше, оказалось не правдой. Это может быть только в случае, если бригада работает на объекте день и ночь, но такого количества работы (в судоремонте у подрядных организаций) просто нет. По крайней мере в Санкт-Петербурге.
В процессе написания статьи, мне удалось поговорить со студентами, учащимися на судоремонтников. Оказывается, молодые специалисты совсем не мечтают после окончания обучения трудиться на родном судостроительном заводе, практически все парни мечтают попасть на работу в иностранную фирму, объясняя это тем, что оклады там значительно выше и условия намного лучше. В наше время уже не обязывают отрабатывать после окончания учебы на заводах и верфях. А может стоит? Но это уже совсем другая тема для размышления.
Первая трудность, с которой я столкнулась это повышенная конфиденциальность запрашиваемой информации. Многие кадровики испуганно извинялись и сообщали о том, что вот совсем недавно подписывали документ о неразглашении коммерческой тайны и отправляли меня со своими вопросами к начальству. Начальники в свою очередь охотно соглашались помочь, но в ответах ловко лавировали между цифрами и рассказывали в основном об условии труда и квалификации сотрудников. Некоторые даже называли тему опасной. Мое же, сугубо личное мнение, что специалисты любой отрасли имеют право знать о перспективах своей профессии, о нынешнем положении дел в своей сфере и почему бы им не знать, на что можно рассчитывать, тем самым определяясь с местом будущей работы. К чему такая секретность? Давайте разбираться.
Для того чтобы увидеть более полную картину я взяла несколько различных регионов России и основные профессии судостроительной отрасли, чтобы сравнение получилось более наглядным. Первое, что сразу бросилось в глаза, это разница в зарплате между заводами и коммерческими организациями. На вторых предприятиях зарплата все-таки выше и даже некоторые сотрудники, называя цифры оклада, скромно поясняли: «мы же не частная фирма».
Хотелось бы теперь пояснить, откуда берется разница в окладах указанных в сети и реальной картиной. Над этим вопросом я задумалась после того, как одна из сотрудниц кадрового отдела спросила меня: «Вы хотите узнать сумму оклада или месячного заработка?». А есть разница? Действительно есть. Сумма, которую указывают в вакансиях, это не всегда та сумма, которую сотрудник получит за отработанный месяц и вот почему. Во-первых, некоторые профессии подразумевают повременную или сдельную оплату труда, т.е. в первом случае вам заплатят за отработанное количество времени, а во втором, за выполненный объем работ. Соответственно, цифра, указанная в объявлении это так называемая точка отсчета, остальное зависит от вас. Сделал больше, получил больше и наоборот. Второй вариант изменения оплаты зависит непосредственно от региона, в котором вы работаете. В некоторых регионах существует северная надбавка и районный коэффициент, благодаря которым к вашей зарплате прибавляется 50, а иногда и 80% вознаграждения. Ну и конечно есть третий вариант повышения оплаты, это всегда желанная премия, которая по утверждению руководителей имеет место быть. Так что учитывая все выше сказанное, цифры, которые я укажу ниже уже не вызывают грустной ухмылки.
В общем, картина выглядит следующим образом:
Профессия | Инженер-технолог | Инженер-конструктор | Электрогазо-сварщик | Такелажник |
Судосборщик /судостроитель |
Регион | |||||
Архангельская область | От 20 000 руб | От 20 000 руб | От 15 000 руб | От 12 000 руб | От 15 000 руб |
Санкт-Петербург и Ленинградская область | От 35 000 руб | От 40 000 руб | От 40 000 руб | - | От 27 000 руб |
Мурманская область | От 25 000 руб | От 23 000 руб | От 22 000 руб | От 12 до 20 000 | От 30 000 руб |
Нижегородская область | От 15 000 руб | От 15 000 руб |
От 20 000 руб (3-5 разряд) |
От 20 000 (4 разряд) |
- |
Астраханская область | От 15 000 руб | От 15 000 руб | От 12 000 руб | От 10 000 руб | От 18 000 руб |
Волгоградская область | От 15 000 руб | От 15 000 руб | - | - | От 17 000 руб |
Красноярский край | От 15 000 руб | От 15 000 руб | От 10 000 руб | - | От 20 000 руб |
Иркутская область | от 20 000 руб | От 18 000 руб | От 10 000 руб | От 12 000 руб |
|
Камчатский край | От 27 000 руб | От 25 000 руб | - | - | От 52 000 руб |
Приморский край | От 20 000 руб | От 30 000 руб | - | - | От 25 000 руб |
Хабаровский край | От 17 000 руб | От 20 000 руб | - | От 15 000 руб | От 20 000 руб |
Сахалинская область | От 25 000 руб | От 30 000 руб | От 23 000 руб | - | - |
Вот такая таблица получается, по официальной информации, со слов сотрудников кадровых отделов, выдающих подобную информацию под строжайшей секретностью. Понятно, что цифры по дальнему Востоку неприлично малы, поэтому можете смело умножать их на 2, примерно такая сумма в месяц и получаетя у сотрудника с учетом всех указанных мной надбавок и коэффициентов. А вот в Иркутской области зарплаты действительно маленькие. На вопрос «почему?», на предприятиях отвечают, что многие производства сейчас стоят. Деятельность не очень активная.
Все указанные выше суммы также варьируются от разряда специалиста и категории. Существует ещё одна особенность. Дело в том, что зачастую, когда в вакансии указанно, что работник требуется на постоянной основе, то зарплата значительно меньше, чем если предприятие нанимает на работу сотрудника на короткий срок (временно, на определенную работу или объект). Получается, что работники, у которых на предприятии довольно большой стаж, получают меньше, чем специалист, который устроился по договору на месяц и сделал ту же самую работу. Причину такой несправедливости мне объяснили очень просто. Это способ привлечь специалистов, которые в связи с тяжелой работой и не всегда нормальными условиями труда, просто не согласятся выполнять задание за меньшие деньги.
Пообщалась я и с руководителями подрядных судоремонтных предприятий. Очень хотелось выяснить с чем связана разница в зарплатах между заводами и частными подрядными предприятиями. Почему сотрудникам частных организаий предлагают более высокую оплату и так ли это? Выяснилось, что догадки по поводу не правдоподобно заниженных сумм заработной платы на заводах подтвердились, не хотят они афишировать стоимость вознаграждения. Тайна это коммерческая. Однако то, что в частных фирмах (подрядных организациях) платят больше, оказалось не правдой. Это может быть только в случае, если бригада работает на объекте день и ночь, но такого количества работы (в судоремонте у подрядных организаций) просто нет. По крайней мере в Санкт-Петербурге.
В процессе написания статьи, мне удалось поговорить со студентами, учащимися на судоремонтников. Оказывается, молодые специалисты совсем не мечтают после окончания обучения трудиться на родном судостроительном заводе, практически все парни мечтают попасть на работу в иностранную фирму, объясняя это тем, что оклады там значительно выше и условия намного лучше. В наше время уже не обязывают отрабатывать после окончания учебы на заводах и верфях. А может стоит? Но это уже совсем другая тема для размышления.