Столичные власти ждут новые электросуда и строят верфь для их производства
В столичной мэрии сообщили, что электрические речные трамваи, курсирующие с 2023 года по двум водным маршрутам, перевезли 1,5 млн пассажиров. Московские власти ждут поставки от партнеров еще десяти электросудов и сами строят на участке более 5 га в Нагатинском затоне "самую современную в мире" верфь, способную производить до 50 электрических кораблей в год.
О планах по развитию речного транспорта на электрической тяге рассказал в своем блоге столичный мэр Сергей Собянин. По его словам, в 2025 году в Москву из Санкт-Петербурга прибудут десять электрических речных трамваев, а из Перми — пять плавучих причалов. Тем временем в Нагатинском затоне столичные власти строят "самый современный в мире судостроительный кластер" с производством полного цикла, рассчитывая выпускать до 50 электрических судов в год (и обслуживать еще 100 единиц речного транспорта).
По словам мэра, это позволить к 2030 году увеличить с двух до семи число маршрутов электрических трамваев, которые охватят "всю акваторию Москвы-реки в границах города".
По данным Минпромторга РФ, по итогам 2024 года отечественные верфи должны сдать свыше 110 гражданских судов. В 2023 году заказчикам их было передано 108. Военно-морской флот в прошлом году пополнился 14 новыми боевыми кораблями, в этом их должно быть не менее 12. В настоящее время в работе у судостроителей находятся более трех сотен контрактов.
Большинство из них должно быть завершено к 2027 году. В долгосрочной перспективе к 2035 году планируется построить более тысячи гражданских судов.
В Санкт-Петербурге, столице российского судостроения, наблюдается общеотраслевой тренд. Растет количество завершенных проектов, увеличиваются объемы новых заказов. В городе работает более 40 организаций судостроительной отрасли. На их долю приходится более 20% всей выпускаемой машиностроительной продукции. В настоящее время в городе строится около 60 судов и кораблей, многие из них не имеют аналогов в мире.
Ускорить процесс
Крупные верфи Санкт-Петербурга входят в федеральную Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК). В 2023 году предприятия, входящие в ОСК, в том числе из других регионов, поставили рекорд, сдав 25 гражданских судов. В 2024-м корпорация планирует улучшить свое достижение и передать заказчикам 36 судов. Также в этом году может быть зафиксирован высокий показатель спуска кораблей и судов для дальнейшей достройки.
Собственно долг составляет всего 10 тыс. евро, остальное — неустойка и убытки в виде курсовой разницы — контракт заключён в евро с условием оплаты в рублях по текущему курсу ЦБ. Такое решение Арбитражный суд Санкт–Петербурга и Ленинградской области опубликовал 21 ноября.
Попытка Балтийского завода убедить суд в том, что изменение курса валюты не может считаться убытком, ни к чему не привела.
"В рассматриваемом случае изменение курса на дату платежа обусловлено… несвоевременной оплатой… Неправомерное поведение покупателя не должно приводить к извлечению им преимуществ из своего неправомерного поведения. Правомерно относить риски, вызванные просрочкой исполнения обязательств, в том числе обусловленные изменением в этот период курса валют, на сторону, допустившую такую просрочку", — написано в мотивированной части судебного решения.
Исключить из иска требование о выплате неустойки в связи с тем, что она включает период действия моратория в соответствии с постановлением правительства РФ "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами", также не удалось. Причина — Балтийский завод частично оплатил поставку стали до конца марта 2022 года, когда вышло это постановление.
Эксперты рынка называют особенно критичной для промышленной сферы проблемой дефицит комплексных отечественных ИТ-решений. Это наиболее важно для таких индустрий, как строительство, судостроение и металлургия, где требуется переход на принципиально новые решения, в том числе заточенные под отечественные процессоры.
Участники дискуссии выделили еще несколько факторов, сдерживающих импортозамещение. России не хватает комплексной стратегии в области технологической независимости и инструментов воплощения масштабных национальных инициатив, подобных советским программам, что тормозит прогресс в сфере полупроводниковой индустрии и сопутствующих инновационных направлений. Малый и средний бизнес успешно справляется с локальными технологическими вызовами, такими как разработка программно-аппаратных комплексов для беспилотной аэросъемки.