Для начала отправимся на Дальний Восток
Тут, 12 июня, на территории Петропавловск-Камчатского СРЗ по проекту 04130, разработанному петербургской компанией ООО "ФОРСС Технологии", был заложен малый рыболовный сейнер для Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина. Это небольшое судно займется выловом и транспортировкой сырца в грузовом трюме наливом, и заменит собой старые суда проекта MPC-150. Всего малых рыболовных сейнеров запланировано построить шесть.
Технические характеристики сейнера проекта 04130:
- Длина габаритная – 26,45 м;
- Длина между перпендикулярами – 25,7 м;
- Ширина габаритная – 8,0 м;
- Ширина по КВЛ – 8,0 м;
- Осадка по КВЛ – 2,2 м;
- Высота борта – 3,65 м;
- Мощность ГД, – 441 кВт;
- Водоизмещение, – 306,3 тонн;
- Валовая вместимость, – 211 рег. тонн;
- Экипаж, – 7 человек;
- Трюм, – 90 м3.
На Хабаровском судостроительном заводе продолжают строить два краболова по проекту 03141. Контракт на строительство судов с компанией ООО "Маг-Си Интернешнл" был подписан 15 января 2020 года. На сегодняшний день корпуса обоих судов сформированы, фундаменты под основное оборудование установлены. Для головного краболова оборудование поставлено на 80% и продолжит поступать вплоть до конца лета.
Касательно двигателя – на первом судне его монтаж начнется в районе октября, на втором – в конце текущего года или даже в начале следующего. В планах завершить строительство обоих судов в 2023 году. Строят краболовы, кстати, по программе "Квоты под киль".
Технические характеристики краболова проекта 03141:
- Класс судна – (РС) КМ Ice2 (REF) fishing vessel;
- Длина наибольшая – 63,27 м;
- Ширина – 10,6 м;
- Высота борта (до верхней палубы) – 4,6 м;
- Валовая вместимость – 1048 тонн;
- Мощность ГД – 1618 кВт;
- Скорость – 14 узлов;
- Экипаж – 21 человек;
- Автономность – 45 суток.
На краболовах проекта 03141 будут заниматься промыслом краба и креветки ловушками, а после хранить улов в охлажденной морской воде, пока не доставят его в порт.
На Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) по последним новостям на одном из первых краболовов (проект 5712, строительный номер – 029) выполнили технологическую погрузку главного двигателя. В некотором смысле тут сразу три головных судна, так как на НСРЗ их строят в опции: 3+3+2. Проектантом для краболовов выступила всем известная DAMEN, заказчиком – группа компаний "Антей".
Технические характеристики краболова проекта 5712:
- Общая длина – 57,70 м;
- Длина между перпендикулярами – 56,80 м;
- Макс. осадка по условиям прочности – 4,84 м;
- Высота борта до главной палубы – 7,50 м;
- Площадь кормовой рабочей палубы, прибл. – 140 м2;
- Валовая вместимость – 1550 регистровых тонн;
- Жилые помещения – 24 человека;
- Максимальная скорость – 12,6 узлов;
- Автономность судна – минимум 40 суток;
- Мощность главного двигателя (Yanmar) – 1620 кВт;
- Мощность дизель (MAN) – генераторов (Leroy Somer) (2шт.) – 544 кВт;
- Мощность аварийного дизель-генератора – 92 кВт;
- Грузоподъемность крана-манипулятора (Palfinger) – 3,5 тонн.
Класс Российского морского регистра судоходства (РС) – KMIce2, AUT3, (REF), Fishing Vessel.
В портфеле Восточной Верфи (Владивосток) – пять краболовов проектов 03141 и 03140. Предназначение – добыча живого краба и производство готовой продукции соответственно. Четыре судна будут переданы группе компаний Sigma Marine Technology: по два краболова для ООО "Север" и ООО "Дальневосточное побережье". Еще одно судно строится по заказу компании-резидента СПВ ООО "Восход". Проектант судов – СК "Викинг".
Актуальная информация о состоянии судов:
"Охотск", № 501 – находится в завершающей стадии. Подходят к концу швартовные испытания, ведется подготовка к выходу судна в море. На момент запроса информации на судне занимались зашивкой жилых помещений и подключением аппаратуры с ее настройкой. Контрактный срок сдачи краболова – ноябрь 2021 года, однако предприятие планирует завершить работы с опережением.
№ 502 – работы по формированию корпуса завершены на 99,6%, осталось изготовить всего одну секцию весом 1,8 тонны из 86 секций общим весом 469,25 тонны. Ведется монтаж оборудования рефрижераторного, машинного отделений, боцманской кладовой, компрессорной и агрегатной. Произведена окраска следующих помещений: боцманская кладовая, агрегатная, компрессорная, трюм №1, румпельное, кладовая ЗИП, машинное отделение, рефрижераторное отделение. В этом году краболов планируется спустить на воду и завершить его постройку.
№ 503 – работы по формированию корпуса завершены на 99,5%. Сдача по контракту – 2022 год. № 504 – Смонтировано 47,3% корпуса, изготовлены еще 46,3% секций, ведется их монтаж на стапеле. Еще порядка 6% корпуса находятся на стадии заготовки металла. Сдача по контракту – 2023 год. № 505 – закладка произведена. Сдача по контракту – 2024 год.
Так как Восточная Верфь ответила на наш запрос, то мы можем также добавить к общей информации, что на предприятии находятся в постоянном живом контакте с проектантом и заказчиками, что позволяет оперативно решать практически любые вопросы по ходу строительства. А если еще точнее – офис проектанта и представителя заказчика находятся на территории завода, в эллинге №2, где и ведется постройка краболовов. И проектант, и заказчик, как нам ответили на предприятии, отзываются о ходе строительства положительно. Важнейшую роль в этом играет то, что Восточная Верфь укладывается в контрактные сроки.
Руководители компании и ее ключевые специалисты довольно часто совершают визиты на другие предприятия в целях обмена опытом в области как военного, так и гражданского судостроения. Если на предприятии видят интересную идею, которая может повысить производительность, – ее стараются внедрить.
Хочется отметить, что на Восточной Верфи не постеснялись сказать, что окончательная подготовка документации по краболовам шла практически параллельно с ходом строительства (*что, кстати, происходит с рыбопромысловыми судами на многих заводах, – авторское примечание). Возникали изменения и доработки, какие-то документы появлялись практически перед швартовными испытаниями. Но соседство с проектантом и постоянное взаимодействие с ним позволили избежать проблем и изменения сроков строительства судов.
В конце 2021 года на Восточной Верфи планируется начать строительства первого из трех ярусоловов проекта 03142. Остальные начнут строить уже в 2022 году.
Центральная Россия
Здесь в фокус нашего внимания попали Окская судоверфь (Навашино), Верфь братьев Нобель (Рыбинск), "Красное Сормово" (Нижний Новгород).
На Окской судоверфи строят три краболова-процессора по проекту 5712Р компании DAMEN для ГК "Русский Краб", закладка киля головного судна состоялась 18 марта 2021 года. Первый процессор планируется отдать заказчику и ввести в эксплуатацию в 2023 году.
Краболовы-процессоры оснастят новейшими перерабатывающими фабриками, в техническое обеспечение которых войдут: гидравлические столы, морозильные шкафы с полуавтоматической загрузкой-выгрузкой, лифт для подачи продукции в трюм и т. д. Эти суда помогут заказчику повысить эффективность промысла, так как на современных процессорах переработка и хранение замороженной продукции увеличится вдвое по сравнению с теми судами, которые уже есть у ГК "Русский краб".
Головное судно получит имя "Капитан Манжолин" в честь капитана флота рыбной промышленности I ранга, почетного гражданина города Владивостока Николая Платоновича Манжолина.
Основные характеристики краболова-процессора проекта 5712P:
- Длина – 57,70 м;
- Ширина – 12,60 м;
- Автономность – 40 дней;
- Скорость полного хода – 12,3 узлов;
- Мощность главного двигателя – 1600 кВт;
- Мощность носового подруливающего устройства – 400 кВт;
- Вместимость экипажа – 32 человек;
- Переработка и выпуск готовой продукции в сутки – 15 тонн;
- Объем морозильного трюма – 500 м3.
"Верфь братьев Нобель" на текущий момент строит два краболова по проекту 5712 компании DAMEN для ООО "Аква-Инвест" (Находка), которые запланировано сдать в 2022 году. На судне будут установлены стандартные ловушки и девять RSW-танков с охлаждаемой морской водой для хранения живого краба суммарным объемом 640 м³.
Технические характеристики проекта 5712:
- Общая длина – 57,70 м;
- Длина между перпендикулярами – 56,80 м;
- Макс. осадка по условиям прочности – 4,84 м;
- Высота борта до главной палубы – 7,50 м;
- Площадь кормовой рабочей палубы, прибл. – 140 м2;
- Валовая вместимость – 1550 регистровых тонн;
- Жилые помещения – 24 человека;
- Максимальная скорость – 12,6 узлов;
- Автономность судна – минимум 40 суток;
- Мощность главного двигателя (Yanmar) – 1620 кВт;
- Мощность дизель (MAN) – генераторов (Leroy Somer) (2шт.) – 544 кВт;
- Мощность аварийного дизель-генератора – 92 кВт;
- Грузоподъемность крана-манипулятора (Palfinger) – 3,5 тонн.
Класс Российского морского регистра судоходства (РС) – KMIce2, AUT3, (REF), Fishing Vessel.
Также на "Верфи братьев Нобель" до 2023 года планируют выпустить 4 рыболовных траулера проекта Т40В (КБ "Си Тех" разработали концепт, ООО "Адомат" делает ПДСП и РКД) для ООО "Рыбоперерабатывающий завод "Сокра". Головное судно заложено 25 мая этого года.
Т40В будет работать в Дальневосточном рыбопромысловом бассейне, где займется промыслом рыбы посредством донного или пелагического тралов, снюрревода, а после будет доставлять улов в порт или на плавбазу в море.
Технические характеристики траулера Т40В:
- Длина наибольшая – 44,15 м;
- Длина по ЛГВЛ – 41,90 м;
- Ширина – 12,00 м;
- Высота борта на миделе – 5,15 м;
- Осадка порожнем – 2,7 м;
- Осадка по ЛГВЛ – 4,1 м;
- Дальность плавания, – около 5600 миль.
На "Красном Сормово" также работают над краболовами по проекту КСП01, разработанному "Морским Инженерным Бюро – дизайн-СПб" для СЗРК (заказ на пять единиц). Краболов-процессор проекта КСП01 представляет собой судно полного цикла для промысла краба различных видов на глубинах от 20 до 400 м и производства замороженной продукции в море. Оборудование судна предназначено для ловли и переработки до 60 тонн камчатского краба в сутки.
Технические характеристики краболова КСП01:
- Длина наибольшая – 61,90 м;
- Ширина – 15 м;
- Максимальная осадка – 6,40 м;
- Цистерны живого краба – 60 м3;
- Морозильный грузовой трюм – 1000 м3;
Класс Российского Морского Регистра Судоходства (РМРС): KM Ice3, AUT1, PMS, TMS, BWM(T) (REF) Fishing Vessel. Районы эксплуатации: Северная Атлантика, включая Баренцево море, Норвежское море, Гренландское море и арктические моря;
Так как в этом году мы успели побывать на производстве "Красного Сормово", то можем сказать, что строительство КСП01 идет в штатном режиме. Однако такое судно впервые делают на заводе, и время от времени неизбежно приходится сталкиваться с различными нестандартными задачами. Предприятие плотно взаимодействует с заказчиком и в части разработки документации, и в части согласования технических характеристик оборудования, а также по принятию того или иного технического решения непосредственно при строительстве. За постройкой наблюдает специалист, который строил подобное судно в Турции.
Кстати, к процессу строительства планируется привлечь сторонних специалистов для нанесения изоляции в районе морозильных помещений, где хранятся краб и наживка. Для металлизации корпуса обучат собственных сотрудников. Заместитель генерального директора по производству Олег Тюкаев отметил, что к пятому заказу трудоемкость по строительству краболов снизится на 10-15%.
Перейдем к Северо-Западному региону
Ожидаемо, что именно в этом регионе сосредоточилось наибольшее количество заводов и верфей, которые приняли вызов времени и занялись строительством отечественного рыбопромыслового флота. Речь пойдет об Адмиралтейских верфях, "Пелле", Северной Верфи, Судостроительном заводе "Ростр", Онежском судостроительно-судоремонтном заводе; также мы посмотрим, что сейчас происходит на Выборгском судостроительном заводе, а потом заглянем в Калининград на Янтарь.
Начнем с Адмиралтейских верфей. Хотя на предприятии отказались участвовать в опросе, однако общедоступную информацию, опубликованную на их сайте, мы все-таки изложим.
На сегодняшний день предприятие работает над серией из десяти больших морозильных рыболовных траулеров для ООО "Русская рыбопромышленная компания". Проект ST-192RFC был разработан норвежским бюро Skipstechnik; место постройки головного траулера – Турция. Непосредственно над техническим проектом СТ-192, для строительства судна в России, работало Морское Инженерное Бюро. Совсем недавно на Адмиралтейских верфях, пятого июня, было заложено пятое судно, имя которому дали "Капитан Юнак".
Отметим, что на Адмиралтейских верфях (далее в кавычках курсивом следует прямая цитата с сайта Адмиралтейских верфей) "серия закладывается парами, по два судна в год. Первый траулер "Капитан Вдовиченко" спущен на воду в марте 2020 года. Сегодня на нем продолжаются швартовные испытания; осуществляется монтаж оборудования рыбоперерабатывающей и рыбомукомольной фабрик, идут работы по подключению электрического кабеля, установке зашивки жилых помещений. На втором судне серии, "Механик Маслак", спущенном в июне прошлого года, также ведутся достроечные работы.
Вторая пара траулеров – "Механик Сизов" и "Капитан Мартынов" – заложены в июне и августе 2020 года, соответственно. Их спуск на воду запланирован на 2021 год.
Большие морозильные рыболовные траулеры проекта СТ-192 предназначены для добычи минтая и сельди пелагическим тралом на Восточном побережье Российской Федерации, в Баренцевом и Охотском морях (*вероятнее всего автор текста имел ввиду Берингово море, которое действительно находится на востоке, а не Баренцево, находящееся на северо-западе, – примечание автора). Мощности рыбоперерабатывающей и рыбомукомольной фабрик позволяют заготавливать 60-80 тонн рыбного филе, 80 тонн фарша сурими и 250 тонн рыбной кормовой муки ежесуточно" (конец цитаты с сайта).
Большой морозильный рыболовный траулер проекта СТ-192 "Капитан Вдовиченко" / Фото: "Адмиралтейские верфи", ОАО |
Технических характеристики СТ-192:
- Вместимость грузовых трюмов – 5500 м3;
- Главный морозильный трюм – 4000 м3;
- Длина – 108 м;
- Ширина – 21 м;
- Автономность по запасам топлива – 45 суток;
- Экипаж – 139 человек, включая персонал рыбоперерабатывающего комплекса;
- Скорость полного хода – 15 узлов.
Посмотрим на Северную Верфь.
Завод строит серию из десяти рыбопромысловых траулеров-процессоров неограниченного района плавания проекта 170701 (разработан петербургским КБ "Наутик Рус") для Группы НОРЕБО, ведет строительство трех ярусоловов проекта MT1112XL для РК "Вирма" и одного ярусолова для ООО "Глобус". Кроме того, у Северной верфи заключены контракты с Группой НОРЕБО на строительство четырех ярусоловов проекта 200101. Работы должны начаться в 2022 году.
В настоящее время по проекту 170701 строится 9 траулеров. Десятый, юбилейный траулер серии, будет заложен в августе. Головной и первый серийный траулеры спущены на воду. На головном заказе "Капитан Соколов" ведется затяжка магистрального кабеля, продолжаются работы по центровке линии вала и механизмов главной энергетической установки, погрузка и монтаж рыбофабрики. Начинается монтаж оборудования жилой зоны: санкабин, палубных покрытий, панельной зашивки, ведутся малярные и изоляционные работы в помещениях.
На первом серийном траулере "Капитан Геллер" установлено основное судовое, палубно-промысловое и рефрижераторное оборудование, ведутся достроечные работы.
Из ярусоловов проекта XL1112MT два находятся на этапе достройки, у двух формируется корпус. В частности, на головном ярусолове "Гандвик-1" выполняются достроечные работы. На заказе смонтированы носовая, кормовая и сигнальные мачты. Продолжаются работы по затяжке кабеля, прокладка и сдача трубопроводов, монтаж электрического оборудования, монтаж рыбообрабатывающей фабрики, отделка морозильного трюма.
На первом серийном ярусолове "Марлин" также продолжаются работы по затяжке кабеля, прокладка и сдача трубопроводов, монтаж электрического оборудования, монтаж рыбообрабатывающей фабрики, отделка морозильного трюма.
Технические характеристики строящегося траулера проекта 170701:
- Максимальная (габаритная) длина – 81,6 м;
- Ширина – 16 м;
- Скорость – 15 узлов;
- Водоизмещение – 5500 тонн;
- Мощность главного двигателя – 6,2 МВт;
- Общая производительность – 150 тонн рыбы в сутки;
- Производительность по замораживанию – 100 тонн рыбы в сутки.
Так как Северная Верфь прислала подробный ответ на наш запрос, мы также можем добавить, что с поставщиками оборудования на предприятии особых сложностей не возникает. Однако из-за пандемии есть определенные трудности по организации шеф-монтажных работ, осуществляемых иностранными поставщиками на заказах. Для обеспечения их приезда на завод сейчас приходится решать немало вопросов, в том числе, по обеспечению визовой поддержки их приезда в Россию.
На Северной верфи налажено плотное и продуктивное взаимодействие между заказчиками, заводом и проектантами. Представители заказчиков постоянно находятся на предприятии и участвуют в производственном процессе.
Разработанная проектная документация судна в постройке (ПДСП) не имеет принципиальных отклонений от утвержденных концепт-проектов. Однако поскольку строительство началось до окончательного утверждения ПДСП и рабочей конструкторской документации Регистром, то доработка документации происходит непосредственно при строительстве головного и первого серийного заказов.
На судостроительном заводе "Ростр" (Новая Ладога) по последним данным 25 декабря 2020 года заложили самоходный морской траулер проекта GM 3.02 для компании "Мурманфишпродактс", и с тех пор в новостной ленте принципиально новых сообщений о ходе строительства не появлялось.
Строящееся судно с кормовым тралением предназначено для ловли рыб донных пород, переработки и дальнейшей заморозки свежего улова. Примечательно, что эксплуатация судна возможна при температуре воды от -3 до +25 градусов и температуре воздуха от -25°C до +25°C.
Технические характеристики GM 3.02:
- Длина – 35 м;
- Ширина – 10,4 м;
- Осадка – 4,5 м;
- Объем трюма – 365 м3;
- Экипаж – 17 человек.
Пора обратиться к судостроительному заводу "Пелла". Первое, о чем стоит напомнить, – тут строят два краболова проекта 03070 по заказу дальневосточной промысловой компании "Островной-Краб" (Сахалинская область). Проект уникален тем, что разработан конструкторским отделом самого завода на базе ярусолова PL475. Очень бы хотелось поведать судьбу этих судов, но свежей информации о них мы не получили.
А вот о двух траулерах проекта 1701 есть, что рассказать. Одно из этих судов по имени "Скорпион", будучи почти в завершенном виде, сыскало в марте этого года не самую лучшую славу, вдруг опрокинувшись набок буквально на ровном месте. По итогу у траулера была восстановлена остойчивость, но вопросы в отношении "Скорпиона" не заканчиваются до сих пор. Так в ГК "ФЭСТ" (заказчик двух траулеров) твердо заявляют, что проект провален, и от залитого судна решено отказаться. Второе судно "Лев" завершено на данный момент на 50%, и сроки его строительства придется продлевать, на что заказчик, кстати, готов пойти, однако, на его взгляд, верфь попала в тупик, так как без дополнительных денежных вливаний строительство будет продолжить тяжело.
Технические характеристики траулера проекта 1701:
- Длина – 61 м;
- Ширина – 14 м;
- Осадка – 5,9 м;
- Валовая вместимость – около 1600 тонн;
- Вместимость рыбного трюма – 1200 м3;
- Максимальная скорость хода – 13,5 узлов;
- Автономность — 30 суток;
- Экипаж — 38 человек.
Стоит отметить, что траулер проекта 1701 технически насыщенное судно. На нем расположена рыбофабрика, оснащенная несколькими линиями для обработки и заморозки рыбы. В связи с этим можно понять заказчика, который не хочет выкупать траулер с затопленным оборудованием. С другой стороны, на "Пелле" все равно будут восстанавливать судно и попытаются его продать.
Поднимемся севернее и заглянем на Выборгский судостроительный завод (ВСЗ).
Начнем с того, что здесь в прошлом году головной траулер-процессор "Баренцево Море" был передан АО "Архангельский траловый флот" (входит в состав НП "Северо-Западный рыбопромышленный консорциум" (СЗРК)). "Баренцево Море" стало первым крупнотоннажным траулером, построенным на российской верфи за последние 30 лет под класс Российского морского регистра судоходства. Всего с Выборгской верфи сойдет четыре судна проекта KMT01.
Технические характеристики траулера-процессора КМТ01:
- Длина – 86,00 м;
- Ширина – 17,00;
- Осадка максимальная – 8,90;
- Автономность – 30 суток;
- Вместимость грузовых морозильных трюмов – 2500 м³;
- Вместимость трюма рыбной муки – 350 м³;
- Вместимость консервного трюма – 100 м³;
- Производительность морозильного оборудования по готовой продукции – 100 тонн/сутки;
- Производительность рыбоперерабатывающей фабрики по производству филе – 40 тонн/сутки (по сырью);
- Производительность рыбомучной установки по готовой продукции (рыбная мука + рыбий жир) – 60 тонн/сутки (по сырью);
- Производительность консервной фабрики – 5000 условных банок/сутки;
- Мощность главных двигателей – 1 х 6000 кВт;
- Экипаж судна и персонал фабрики – 49 человек;
- Скорость – 15 узлов.
Помимо КМТ01 на заводе активно строят и КМТ02. Первое судно проекта КМТ02 и серийный КМТ01 готовятся в скором времени к передаче (спасибо ВСЗ за предоставленную информацию). По состоянию на июнь, 5 судов КМТ01 и КМТ02 спущены на воду и достраиваются на плаву. Еще два корпуса КМТ02, завершающих серию из четырех судов, находятся на стадии формирования в эллинге. У первого судна КМТ01 заказчик ООО "Норд Пилигрим", у второго – АО "АТЛАНТРЫБФЛОТ", у третьего ООО "Компания ЛКТ".
КМТ01 и КМТ02 – крайне близкие друг к другу проекты, практически одинаковые по дизайну, имеющие общую концепцию. От судна к судну серьезных изменений не происходит. Оборудование на траулеры-процессоры устанавливается в основном европейское и отечественное. ВСЗ максимально тесно сотрудничает с заказчиками, что позволяет им успешно строить суда. Все спорные вопросы решаются в рабочем порядке.
Благодаря наработанному опыту и сданным судам, сегодня ВСЗ прорабатывает ряд перспективных рыбопромысловых проектов. На Выборгском судостроительном заводе активно обмениваются опытом с другими предприятиями, строящими рыбопромысловые суда.
Кстати, заказчик очень положительно отзывается о траулере-процессоре "Баренцево море". Заместитель генерального директора СЗРК по развитию и модернизации флота Николай Назаренко в беседе с Корабел.ру отметил, что судно вот уже как месяц на промысле, и показывает себя отлично, а, самое главное, его мощности хватает, чтобы наловить достаточно рыбы. Раньше нехватка мощности была чуть ли не основной проблемой.
Переместимся немного севернее и на восток, на Онежский судостроительно-судоремонтный завод. Тут по заказу ГК "Русский Краб" занимаются строительством серии краболовов из семи судов проекта 5712LS (разрабатывается компанией "Дамен Инжиниринг", Санкт-Петербург). Предназначение – вылов и перевозка живого краба.
27 мая, в корпус головного судна, заложенного всего-то 8 июня 2020 года, уже был установлен главный двигатель (среднеоборотный, дизельный) нового поколения марки Yanmar модели 6EY26W, изготовленный и испытанный в Японии. Также на разных этапах готовности ведется строительство второго и третьего краболовов: второй заложен 1 декабря 2020 года, третий 2 февраля 2021 года.
Установка двигателя в корпус головного краболова проекта 5712LS / Фото: Онежский судостроительно-судоремонтный завод |
Технические характеристики краболова проекта 5712LS:
- Длина наибольшая – 57,70 м;
- Длина между перпендикулярами – 55,50 м;
- Ширина наибольшая – 12,60 м;
- Мощность главного двигателя – 1620 кВт;
- Вместимость валовая – около 1300 GT;
- Скорость при осадке по ЛГВЛ, при мощности энергетической установки 85% – 12,3 узлов.
Также отметим, что в краболовах этого проекта много инноваций. На взгляд ГК "Русский краб", судно полностью соответствующее задачам эффективного промысла.
И напоследок заглянем в Калининград на завод "Янтарь"
Считаем важным отметить, что здесь еще в прошлом году отправили в плавание третий траулер-сейнер проекта SK-3101R "Василий Каплюк", а до него "Командор" и "Ленинец". Проектантом выступила компания Skipskompetanse AS (г. Малой, Норвегия), а заказчиком Рыболовецкий колхоз имени В.И. Ленина из Петропавловска-Камчатского. Не обошлось без некоторых "рабочих моментов": в процессе строительства завод столкнулся с проблемами по документации, о чем нашему изданию рассказывал еще в момент строительства судна исполняющий обязанности главного инженера верфи Игорь Леонов.
Технические характеристики SK-3101R:
Длина габаритная – 50,60 м;
Длина между перпендикулярами – 43,88 м;
Ширина по наружной кромке шпангоутов – 12 м;
Танки хранения рыбы, охлаждаемые морской водой – 800 м3;
Главный двигатель – 1 х 2210 кВт;
Дизель-генератор – 2 х 750 кВт;
Валогенератор – 1 х 1090 кВт.
Кстати, заказчик о полученных судах, которые уже во всю добывают рыбу, отзывается хорошо. На наш вопрос на предприятии так и ответили: "Отлично показывают себя суда!"
Также по заказу Рыболовецкого колхоза имени В.И. Ленина "Янтарь" строит Большой морозильный рыболовный траулер проекта 5670WSD "Виктор Гаврилов", который разработала ООО "Вяртсиля Восток". В ноябре 2020 года основная часть корпуса БМРТ "Виктор Гаврилов" была выведена на открытый стапель. Строительство идет в штатном режиме, срок сдачи – 2024 год.
Заключительное слово
Но наше исследование, конечно, не остановилось на том, что мы просто собрали информацию о судах... Как минимум было интересно посмотреть на такую уже известную всем программу как "Квоты под киль". На сегодня по ней сдано пять судов, но дело в том, что к 2020 году планировалось сдать 18. Ситуация, в целом, ясна: на российских верфях и заводах давненько не строили рыбопромысловые суда, поэтому сроки сдвинулись вправо, однако государство пошло навстречу заводам и рыбакам, скорректировав их.
По этому поводу высказался в декабрьском интервью для Fishnews заместитель министра сельского хозяйства – руководитель Росрыболовства Илья Шестаков. Он заверил, что Росрыболовство не допустит ситуации, когда из-за срыва сроков строительства рыбаки потеряют квоты. Также озвучил важную информацию: если раньше было требование, по которому до 1 октября судно должно было быть полностью передано заказчику, то теперь в законодательство будут внесены изменения. Благодаря им последний этап (доналадка оборудования, испытания) уберут из этого графика. То есть, если судно готово на 90-95% и ясно, что в следующем году его введут в действие, то заказчик должен получить свои квоты.