Камбуз - небольшая территория, насыщенная энергоемким оборудованием. По самым строгим санитарным требованиям к судам класса река-море номенклатура механического оборудования корабельной кухни состоит из трёх наименований: плита, кипятильник, бытовой холодильник.
К требованиям СанПиН 2.5.2-703-98 мы добавили ещё два самых распространённых агрегата - микроволновую печь и пароконвектомат и спросили российских судостроителей о том, оборудование каких фирм устанавливается на камбуз современного судна.
Из вполне репрезентативной выборки можно сделать вывод, что отечественных производителей камбузного оборудования всего два - Нижегородский концерн "Термаль" и завод холодильников "Стинол", который, как выяснилось, в 2000 году был продан итальянской компании Merloni Elettrodomestici (с 2005 года Indesit Company). Это было бы не так грустно, если бы их товаров в общей номенклатуре, поставляемого камбузного оборудования было бы хотя бы 50, а не 10%, о чём можно судить по полному списку оборудования для судовой кухни, поставляемого на данные суда (имеется в распоряжении редакции).
Положение дел прокомментировал Владимир Владимирович Высоцкий, центр судовой мебели РАПС: "Предполагаю, что иностранное механическое оборудование проектанты выбирают по нескольким причинам.
Причина первая. Отсутствие отечественных аналогов. Вернее отечественных аналогов, имеющих одобрение РМРС и РРР. Как правило, изделия требуются "здесь и сейчас" и со всеми сертификатами, а изготовление опытного образца и сертификация требует времени и финансовых вливаний. При единичных заказах на внутреннем рынке, производители не готовы рисковать и вкладывать собственные средства в разработку. Правда из этой ситуации наметился выход: финансирование опытно-конструкторских работ по данной тематике.
Причина вторая. Так случилось, что укоренился стереотип: иностранное- значит качественное. Но все выходит из строя или требует расходных материалов и именно в этот момент начинаются проблемы у эксплуатационников".
Одним из немногих предприятий, которое в сложное время решило освоить выпуск нового оборудования, является ОАО "Чувашторгтехника". По состоянию на март 2015 года предприятие производит только два вида изделий, имеющих свидетельство морского регистра, это:
"Это, пожалуй, самые доступные по цене пароконвектоматы, предназначенные для эксплуатации на камбузах различных судов. Немецкие аналоги производства Rational и Convotherm имеют ценник в 3-4 раза более высокую цену", - рассказал "Корабелу" заместитель директора по маркетингу ОАО "Чувашторгтехника" Александр Ильин.
За год предприятие пароконветоматов в морском исполнении производит несколько десятков единиц, что в среднем составляет не более 5% от всего объёма выпускаемой техники по данной позиции. Однако и они нашли себе место. Пароконвектоматы из Чувашии, к примеру, установлены на телоходах "Карл Маркс", "Глеб Кржижановский" и "Тарас Шевченко".
Периодически приходят заказы на электрические плиты, сковороды, котлы пищеварочные, только этот спрос весьма ограниченный. Наши мощности рассчитаны на массовое конвейерное изготовление однотипных изделий. Тогда как потребности рынка камбузного оборудования по нашим данным не столь велики. По крайней мере, ажиотажного спроса на пароконвектоматы морского исполнения не наблюдается. Реализация этих приборов в десятки раз меньше, чем продажи их "сухопутных" коллег.
Наш завод готов производить оборудование для камбузов в большем ассортименте при наличии бОльшей потребности со стороны потенциальных клиентов. В силу того, что морская тематика для нас пока в новинку, мы не можем похвастаться тесным сотрудничеством с морскими КБ. Мы предоставляем КБ и проектным институтам всю техническую информацию о наших изделиях, в печатном и в электронном виде. В случае появления запросов от морских КБ – готовы предоставить все необходимые сведения о наших изделиях.
Комплектующие мы, как правило, используем импортные, также как и нержавеющий металл AISI 304".
Предприятие сейчас активно развивает экспортные продажи – в каждой стране СНГ уже работает как минимум пара дилеров оборудования, комментирует Александр Ильин: "Мы планируем в течение нескольких ближайших лет расширить дилерскую сеть по всему миру. Тогда уже будет иметь смысл проектировать и расширять модельный ряд изделий морского исполнения".
Несколько другая ситуация сложилась на концерне "Термаль" в Нижнем Новгороде, который подтверждает компетенции 157-летним опытом работы на судостроительном рынке и не только, его постоянным партнёром являются РЖД и Минобороны.
Кроме уже перечисленных судов, оборудование из Нижнего Новгорода установлено на: сторожевом корабле "Гепард", фрегате "Адмирал "Эссен", "Адмирал Макаров", БДК "Петр Моргунов", АПЛ "Юрий Долгорукий", ДЭПЛ "Ростов-на-Дону".
Ориентированность на военного заказчика отразилась на гражданской составляющей производства, комментирует директор по продажам концерна "Термаль" Мария Морозова: "Учитывая специфику предприятия, направленную на создание оборудования для военной промышленности зачастую сложно оперативно переориентироваться и предложить рынку гражданского судостроения аналогичное высоконадежное оборудование по более низкой цене".
"В основном в производстве используются отечественные комплектующие. Кроме того, в последнее время, при проектировании нового оборудования мы отказываемся от импортных комплектующих в пользу отечественных",- подчеркнула представитель концерна.
В настоящий момент конструкторским отделом нашего предприятия проводятся работы по модернизации и проектированию новых образцов техники для ВМФ РФ:
Выпуск серийных образцов нового оборудования предполагается в первом квартале 2016 г.
С немеханическим оборудованием дело обстоит лучше. Своё мебельное производство работает на Ярославском заводе, Северной верфи, Зеленодольском заводе. Представители специализированных предприятий по производству судовой мебели ответственно заявили "Корабелу", что выдерживают конкуренцию с иностранными производителями, флагманом которых выступает сборная команда из Южной Кореи.
По разработкам НИПТБ "Онега" выпускается судовая мебель для заказов Министерства обороны и для гражданского судостроения. В частности это и камбузная мебель. К ней относятся:
"Конструкция камбузной мебели ориентирована на объемы, выделенные проектантом судна под камбуз, количества экипажа, автономности судна, пайкового обеспечения. Исходя из всего этого, предлагаются образцы мебели разработанные ранее или разрабатываются новые эскизы с учетом проработки проекта помещения камбуза и оборудования, которое в нем устанавливается", – рассказывают специалисты из Северодвинска.
В "Центре Судовой Мебели "РАПС" исповедуют иной подход: "На данный момент, по заданию КБ Проектанта на основании ИТТ, мы можем выполнить расстановку камбузного немеханического обрудования с предоставлением плана доизоляционного приварного насыщения. Для утверждения выпускается альбом технического предложения на поставку. В ТП содержится информация о внешнем виде изделий, габаритные и установочные размеры, узлы. При этом мы гарантируем, что все изделия будут выполнены в одном стиле с соблюдением гарнитурности. Как показывает практика, именно такой подход позволяет получить заказчику качественный, соответствующий всем его требованиям продукт. Но есть и минусы. Зачастую Альбом технического предложения, предназначенный для заказчика, проектанта и завода строителя, попадает в руки конкурентов которые не утруждают себя проработкой ТП", - говорит главный конструктор Владимир Высоцкий.
В своих разработках изделий камбузной мебели НИПТБ "Онега" ориентируется на исключение импортных материалов и комплектующих. В настоящее время в части основных материалов и покрытий используется только продукция отечественных предприятий. В незначительных объемах используются отдельные элементы фурнитуры, выпуск которой в настоящее время не освоен в России.
СанПиН 2.5.2-703-98 1.1.1. распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты.
2.1.4.3. При проектировании камбуза для экипажа должны быть выполнены следующие требования. <...>
1. Камбуз должен быть оборудован электроплитой с регулируемой температурой нагрева, электрокипятильником непрерывного действия, разделочным и раздаточным столами со сплошным покрытием из нержавеющей стали, шкафом и полками для посуды, трехгнездовой мойкой для мытья камбузной и столовой посуды, а также раковиной для мытья рук. В помещении камбуза должен быть установлен бытовой холодильник для расходных скоропортящихся продуктов и шкаф для расходных сухих продуктов.
Оборудование/ Судно, проектант, строитель |
Плита | Пароконвектомат | Холодильное оборудование |
Кипятильник | Микроволновая печь |
Океанографическое судно "Янтарь", проект22010/ ЦМКБ "Алмаз"/ ПСЗ "Янтарь" |
Концерн Термаль", Н. Новгород |
"Rational",Германия | Холодильный стол, "Porkka-Skycold", Финляндия | Кипятильник непрерывного действия "Концерн "Термаль", Н. Новгород | RMS510D, USA |
Фрегат "Адмирал Григорович" проекта 11356/ Северное ПКБ/ ПСЗ "Янтарь" |
ЗАО "Концерн "Термаль", Н. Новгород | "Rational", Германия |
"Baratta" Италия; |
"Animo", Голландия |
Не применяется |
Судно-спасатель "Игорь Белоусов", проект 21300С/ ЦКБ "Лазурит"/ Адмиралтейские верфи |
Концерн "Термаль" | "Rational", Германия | "Стинол", Россия | ЗАО "Концерн "Термаль" | Не применяется |
Судно снабжения "Иван Сидоренко" проект 22420/ ЦКБ "Балтсудопроект"/ Амурский судостроительный завод |
RIL63-31, LOIPART AB, Швеция | Не применяется | C115R-L, LOIPART AB, Швеция |
Полуавтоматический электроводонагреватель, ВЕ2М, LOIPART AB, Швеция |
MWP1050-30M, LOIPART AB, Швеция |
Ледокол проекта 21900М "Владивосток", "Новороссийск"/ ЦКБ "Балтсудопроект"/ Выборгский СЗ и Arctech Helsinki Shipyard |
LOIPART AB, Швеция | LOIPART AB, Швеция | "Porkka-Skycold", Финляндия | LOIPART AB, Швеция | LOIPART AB, Швеция |
Корабль противоминной обороны "Александр Обухов"/ проект 12700/ ЦМКБ "Алмаз"/ СНСЗ |
Baratta s.r.l./ Италия | Не применяется | Baratta s.r.l./ Италия; Metos Oy Ab/ Финляндия | Не применяется | Применяется обще-бытовая техника |
Буксир-толкач "Вега"/ проект 81/ КБ "Спецсудопроект"/ СНСЗ |
Baratta s.r.l./ Италия | Не применяется | Применяется обще-бытовая техника | Применяется обще-бытовая техника | Применяется обще-бытовая техника |
Из вполне репрезентативной выборки можно сделать вывод, что отечественных производителей камбузного оборудования всего два - Нижегородский концерн "Термаль" и завод холодильников "Стинол", который, как выяснилось, в 2000 году был продан итальянской компании Merloni Elettrodomestici (с 2005 года Indesit Company). Это было бы не так грустно, если бы их товаров в общей номенклатуре, поставляемого камбузного оборудования было бы хотя бы 50, а не 10%, о чём можно судить по полному списку оборудования для судовой кухни, поставляемого на данные суда (имеется в распоряжении редакции).
Положение дел прокомментировал Владимир Владимирович Высоцкий, центр судовой мебели РАПС: "Предполагаю, что иностранное механическое оборудование проектанты выбирают по нескольким причинам.
Причина первая. Отсутствие отечественных аналогов. Вернее отечественных аналогов, имеющих одобрение РМРС и РРР. Как правило, изделия требуются "здесь и сейчас" и со всеми сертификатами, а изготовление опытного образца и сертификация требует времени и финансовых вливаний. При единичных заказах на внутреннем рынке, производители не готовы рисковать и вкладывать собственные средства в разработку. Правда из этой ситуации наметился выход: финансирование опытно-конструкторских работ по данной тематике.
Причина вторая. Так случилось, что укоренился стереотип: иностранное- значит качественное. Но все выходит из строя или требует расходных материалов и именно в этот момент начинаются проблемы у эксплуатационников".
Одним из немногих предприятий, которое в сложное время решило освоить выпуск нового оборудования, является ОАО "Чувашторгтехника". По состоянию на март 2015 года предприятие производит только два вида изделий, имеющих свидетельство морского регистра, это:
- Пароконвектомат ПКА-6-1/1ПМФ (морской, парогенератор, 6 GN 1/1, вся нерж, без гастроемкостей, 3х-канальный щуп, регулировка влажности, 5 скоростей вращения вентилятора, фиксация двери, крепление к полу) + 110 программ по цене в 207 800 р. с НДС.
- Пароконвектомат ПКА-10-1/1ПМФ (морской, парогенератор, 10 GN 1/1, вся нерж, без гастроемкостей, 3х-канальный щуп, регулировка влажности, 5 скоростей вращения вентилятора, фиксация двери, крепление к полу) + 110 программ по цене в 227 200 р. с НДС.
"Это, пожалуй, самые доступные по цене пароконвектоматы, предназначенные для эксплуатации на камбузах различных судов. Немецкие аналоги производства Rational и Convotherm имеют ценник в 3-4 раза более высокую цену", - рассказал "Корабелу" заместитель директора по маркетингу ОАО "Чувашторгтехника" Александр Ильин.
За год предприятие пароконветоматов в морском исполнении производит несколько десятков единиц, что в среднем составляет не более 5% от всего объёма выпускаемой техники по данной позиции. Однако и они нашли себе место. Пароконвектоматы из Чувашии, к примеру, установлены на телоходах "Карл Маркс", "Глеб Кржижановский" и "Тарас Шевченко".
Спектр использования пароконвектоматов широкий, он включает сухую и влажную термообработку пищи, приготовление полного ассортимента вторых блюд, запекание мяса, выпечку хлеба. С появлением на судне пароконвектоматов, увеличилась сложность блюд в меню экипажа, повысилась скорость приготовления, вариантов для составления рациона у кока стало намного больше, в меню вошли диетические блюда.Комментирует Александр Ильин: "В связи с резким обвалом курса рубля к нам стали обращаться некоторые судостроительные компании с просьбой о поставках камбузного оборудования.
Периодически приходят заказы на электрические плиты, сковороды, котлы пищеварочные, только этот спрос весьма ограниченный. Наши мощности рассчитаны на массовое конвейерное изготовление однотипных изделий. Тогда как потребности рынка камбузного оборудования по нашим данным не столь велики. По крайней мере, ажиотажного спроса на пароконвектоматы морского исполнения не наблюдается. Реализация этих приборов в десятки раз меньше, чем продажи их "сухопутных" коллег.
Наш завод готов производить оборудование для камбузов в большем ассортименте при наличии бОльшей потребности со стороны потенциальных клиентов. В силу того, что морская тематика для нас пока в новинку, мы не можем похвастаться тесным сотрудничеством с морскими КБ. Мы предоставляем КБ и проектным институтам всю техническую информацию о наших изделиях, в печатном и в электронном виде. В случае появления запросов от морских КБ – готовы предоставить все необходимые сведения о наших изделиях.
Комплектующие мы, как правило, используем импортные, также как и нержавеющий металл AISI 304".
Пароконвектомат "Абат", Чувашторгтехника, теплоход "Карл Маркс" |
Предприятие сейчас активно развивает экспортные продажи – в каждой стране СНГ уже работает как минимум пара дилеров оборудования, комментирует Александр Ильин: "Мы планируем в течение нескольких ближайших лет расширить дилерскую сеть по всему миру. Тогда уже будет иметь смысл проектировать и расширять модельный ряд изделий морского исполнения".
Несколько другая ситуация сложилась на концерне "Термаль" в Нижнем Новгороде, который подтверждает компетенции 157-летним опытом работы на судостроительном рынке и не только, его постоянным партнёром являются РЖД и Минобороны.
Кроме уже перечисленных судов, оборудование из Нижнего Новгорода установлено на: сторожевом корабле "Гепард", фрегате "Адмирал "Эссен", "Адмирал Макаров", БДК "Петр Моргунов", АПЛ "Юрий Долгорукий", ДЭПЛ "Ростов-на-Дону".
Ориентированность на военного заказчика отразилась на гражданской составляющей производства, комментирует директор по продажам концерна "Термаль" Мария Морозова: "Учитывая специфику предприятия, направленную на создание оборудования для военной промышленности зачастую сложно оперативно переориентироваться и предложить рынку гражданского судостроения аналогичное высоконадежное оборудование по более низкой цене".
Мария Морозова: "Отечественное оборудование спроектировано с учётом особенностей русского менталитета, является высоконадежным и простым в эксплуатации".На сегодняшний день по заказу надводного флота предприятие разрабатывает линейку камбузных пищеварительных котлов, пароконвектоматов и хлебопечей.
"В основном в производстве используются отечественные комплектующие. Кроме того, в последнее время, при проектировании нового оборудования мы отказываемся от импортных комплектующих в пользу отечественных",- подчеркнула представитель концерна.
В настоящий момент конструкторским отделом нашего предприятия проводятся работы по модернизации и проектированию новых образцов техники для ВМФ РФ:
- агрегат пищеварочный электрический АПЭ-100М
- бак БСЭ-15 М
- бак БСЭ-25 М
- водоподогреватель проточный ПВП-15 3~50 380В ПЗ;
- водоподогреватель проточный ПВП-15 175-320 ПЗ;
- водоподогреватель проточный ПВП-15 3~50 380В ПЗ;
- водоподогреватель проточный ПВП-15 175-320 ПЗ;
- мармит;
- мойка на два отделения СМ2;
- печь электрическая с конвекцией ПЭКОН;
- посудомоечная машина МПЭ-70М;
- термошкаф ТШЭМ;
- холодильник со столешницей с водяным охлаждением СХВО;
- холодильник с воздушным охлаждением ХТВО;
- холодильник ярусный с водяным охлаждением ХЯВО;
- пресс для смятия жестяной тары ПГ-4М.
Выпуск серийных образцов нового оборудования предполагается в первом квартале 2016 г.
Камбуз, теплоход "Карл Маркс" / Корабел.ру |
С немеханическим оборудованием дело обстоит лучше. Своё мебельное производство работает на Ярославском заводе, Северной верфи, Зеленодольском заводе. Представители специализированных предприятий по производству судовой мебели ответственно заявили "Корабелу", что выдерживают конкуренцию с иностранными производителями, флагманом которых выступает сборная команда из Южной Кореи.
Особенностью камбузной мебели является то, что она длительное время находится в агрессивной среде: вода, соль, специи, моющие средства, а также под механическим воздействием на поверхности разделочных столов. Поэтому конструкции имеют основания повышенной прочности, крепление с усилением. Материал подбирается с высоким сопротивлением воздействию агрессивных сред и механическому воздействию.НИПТБ "Онега" выполняет работы по разработке документации для изготовления судовой мебели с 1996 года. За этот период была выпущена документация более, чем на 1000 изделий.
По разработкам НИПТБ "Онега" выпускается судовая мебель для заказов Министерства обороны и для гражданского судостроения. В частности это и камбузная мебель. К ней относятся:
- столы камбузные приготовительные;
- столы для хлеборезки и лохани;
- столы-мойки различных модификаций (с одной, двумя или тремя раковинами);
- шкафы посудные, шкафы для продуктов и провизии, шкаф-ларь;
- полки для тарелок, разделочных досок и камбузной посуды;
- ящик для соли и доска для записи раскладки продуктов.
Камбуз на теплоходе "Карл Маркс" / Корабел.ру |
"Конструкция камбузной мебели ориентирована на объемы, выделенные проектантом судна под камбуз, количества экипажа, автономности судна, пайкового обеспечения. Исходя из всего этого, предлагаются образцы мебели разработанные ранее или разрабатываются новые эскизы с учетом проработки проекта помещения камбуза и оборудования, которое в нем устанавливается", – рассказывают специалисты из Северодвинска.
В "Центре Судовой Мебели "РАПС" исповедуют иной подход: "На данный момент, по заданию КБ Проектанта на основании ИТТ, мы можем выполнить расстановку камбузного немеханического обрудования с предоставлением плана доизоляционного приварного насыщения. Для утверждения выпускается альбом технического предложения на поставку. В ТП содержится информация о внешнем виде изделий, габаритные и установочные размеры, узлы. При этом мы гарантируем, что все изделия будут выполнены в одном стиле с соблюдением гарнитурности. Как показывает практика, именно такой подход позволяет получить заказчику качественный, соответствующий всем его требованиям продукт. Но есть и минусы. Зачастую Альбом технического предложения, предназначенный для заказчика, проектанта и завода строителя, попадает в руки конкурентов которые не утруждают себя проработкой ТП", - говорит главный конструктор Владимир Высоцкий.
В своих разработках изделий камбузной мебели НИПТБ "Онега" ориентируется на исключение импортных материалов и комплектующих. В настоящее время в части основных материалов и покрытий используется только продукция отечественных предприятий. В незначительных объемах используются отдельные элементы фурнитуры, выпуск которой в настоящее время не освоен в России.
СанПиН 2.5.2-703-98 1.1.1. распространяются на суда внутреннего и смешанного (река-море) плавания и другие плавучие объекты.
2.1.4.3. При проектировании камбуза для экипажа должны быть выполнены следующие требования. <...>
1. Камбуз должен быть оборудован электроплитой с регулируемой температурой нагрева, электрокипятильником непрерывного действия, разделочным и раздаточным столами со сплошным покрытием из нержавеющей стали, шкафом и полками для посуды, трехгнездовой мойкой для мытья камбузной и столовой посуды, а также раковиной для мытья рук. В помещении камбуза должен быть установлен бытовой холодильник для расходных скоропортящихся продуктов и шкаф для расходных сухих продуктов.