О статусе лизинга морского судна, как обременения права собственности судовладельца.
Одной из главных ошибок, которая может стоить лизингодателю лизинговых платежей, а возможно и судна - отсутствие регистрации лизинга на морское судно в установленном законом порядке. Отсутствие регистрации обременения в форме лизинга приводит к невозможности защиты прав стороны договора лизинга и оспоримости сделки.
В соответствии с положениями части 2 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ), "регистрация в Государственном судовом реестре, Российском международном реестре судов или реестре маломерных судов права собственности и иных вещных прав на судно, ограничений (обременений) этих прав, их возникновения, перехода и прекращения, является единственным доказательством существования зарегистрированных прав, ограничений (обременений) этих прав и сделок, которые могут быть оспорены только в судебном порядке".
Статья 8.1 ГК РФ предусматривает, что "в случаях, предусмотренных законом, права, закрепляющие принадлежность объекта гражданских прав определенному лицу, ограничения таких прав и обременения имущества (права на имущество) подлежат государственной регистрации". Права на имущество, подлежащее государственной регистрации, возникают с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Статья 131 ГК РФ предусматривает, что "право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации… Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права".
В соответствии с положениями статьи 665 ГК РФ, "по договору финансовой аренды (договору лизинга) арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование". Таким образом, лизинг имеет статус обременения права собственности, так как наличие лизинга в отношении судна накладывает на собственника (лизингодателя) ограничение на распоряжение, владение и пользование предметом собственности, он находится у лизингополучателя (статья 209 ГК РФ).
Статьей 20 федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" установлено, что "В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, права на имущество, которое передается в лизинг, и (или) договор лизинга, предметом которого является данное имущество, подлежат государственной регистрации". В отношении судов такой случай предусмотрен статьей 5 Правил регистрации судов и прав на них в морских портах, утвержденных Приказом Минтранса РФ от 09.12.2010 года №277, "регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них". Принимая во внимание, что лизинг является обременением права собственности на судно, договор лизинга в отношении судна подлежит государственной регистрации в одном из судовых реестров. В ином случае, сделка по финансовой аренде судна является незаключенной, а обременение – не возникшим.
Указанный подход подтверждается так же и регистрационной практикой капитанов морских портов.
Сторонам сделок по лизингу морских судов рекомендуется регистрировать такие сделки у капитана морского порта в целях защиты судна от обращений на него взысканий по требованиям третьих лиц, гарантирования лизинговых платежей, обеспечения сохранности судна и подтверждения правомочий сторон в отношении судна.