Скоростной патрульный катер «Мангуст» обзавелся отечественным двигателем М470 вместо немецкого MTU.
В середине августа рыбинским заводом «Вымпел» на воду был спущен очередной патрульный катер проекта «Мангуст», предназначенный для Пограничного управления ФСБ России. Событие привлекло большое внимание СМИ, потому что оказалось вписано в модный тренд — импортозамещение. Из-за санкций, наложенных Евросоюзом на Россию, германские партнеры свернули поставки двигателей MTU. А именно эти силовые установки все последние годы и ставились на «Мангусты». Пришлось срочно искать замену. Ситуацию спас санкт-петербургский завод «Звезда», который сумел обеспечить катера отечественными двигателями. «Корабел.ру» побеседовал с председателем совета директоров ОАО «Звезда» Павлом Плавником о том, как завод справился с поставленной задачей.
– Как на Вашей компании отразились санкции и сам процесс импортозамещения? В чем плюсы, минусы?
– Само по себе импортозамещение – это правильный, но очень сложный процесс. В любое время надо заниматься развитием своих технологий, а не бездумно влезать в зависимость от импортных поставок, не просчитывая глобальные последствия для экономики и национальной безопасности. Это особенно важно, когда речь идет об обеспечении безопасности государства. Можно полностью согласиться с мнением главного конструктора ОАО «Коломенский завод» Валерия Рыжова, высказанным в интервью изданию «ФлотПром». Он говорит, что курс на поставку современной техники западными странами был стратегической ошибкой. На настоящий момент ситуация, с точки зрения восприятия, усугубляется и тем, что резко наступил конец эйфории, когда для обороны закупались передовые образцы зарубежной техники, а для развития отечественного машиностроения не ставилось задач, не выделялось достаточного финансирования. При этом в силовых структурах процветала демагогическая позиция: «Вот вы сделайте, покажите, и, если нам понравится – будем заказывать…»
Надо отметить, что еще задолго до введения экономических санкций, в 2011 году ОАО «Звезда» в рамках ФЦП «Национальная технологическая база» приступило к разработке нового семейства многоцелевых дизельных двигателей, имеющих самые широкие сферы применения – от судостроения и малой энергетики до тяговой техники и железнодорожного транспорта.
|
ОАО "Судостроительный завод "Вымпел" / Корабел.ру |
В своем мощностном диапазоне (от 400 до 1700 кВт) они соответствуют перспективным требованиям по экономичности, ресурсу, надежности и экологическим параметрам. При их разработке мы опирались на лучшие достижения как российской инженерной мысли, так и на передовые решения зарубежных инженеров.
Уже в июле 2015 года мы смогли продемонстрировать результат своей работы на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге. Появление реальной альтернативы зарубежным поставкам вызвало живейший интерес со стороны судостроителей и проектантов, представителей промышленности, транспорта, энергетики.
Не секрет, что при изготовлении первого образца были задействованы в том числе компоненты западного производства – нам были поставлены настолько сжатые сроки, что приходилось выбирать поставщиков с максимальным опытом и наибольшим соответствием нашим требованиям. Сейчас, помимо доводочных испытаний, одной из важнейших задач является обеспечение локализации нового двигателя на территории Российской Федерации и стран Таможенного Союза. Есть поэтапный план ее решения, и наши специалисты ведут активную работу с потенциальными поставщиками. Конечная цель этого плана – обеспечение 80%-ной локализации нового семейства к 2020 году, а при необходимости и 100% к 2022 г.
– Легко ли подобрали замену германским двигателям?
– Широкая экспансия зарубежных фирм на российский рынок с момента начала перестройки обусловлена в первую очередь их долгосрочными стратегическими интересами. Аналитикам этим компаний представлялось, что через 10-15 лет Россия выйдет из полосы глубокого экономического кризиса и превратится в потенциально неограниченного потребителя дизельной продукции. Здесь хотелось бы заметить, что применение зарубежных дизелей на военной технике уже начало приводить к ранее не прогнозируемым сложностям. Известно, что российский производитель обязан поставлять свое изделие с гарантийным сроком 5 лет с момента ввода в эксплуатацию и не менее 7 лет с момента отгрузки. Зарубежные двигатели поставляются с коммерческой гарантией — 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию и 18 с момента отгрузки. После начала применения зарубежных дизелей в контрактных документах не появилось записей о том, что гарантии на импортное оборудование соответствуют заданным их поставщиками. И судостроительные заводы становятся заложниками в неравной игре, так как подготовка личного состава не обеспечивает должную эксплуатацию сложной техники, а гарантийный корабль должен быть введен в строй заводом–строителем в кратчайшие сроки, финансирование этой операции проводится верфью, с весьма призрачной надеждой на получение компенсации от виновника аварии. После введения санкций судостроительные заводы были поставлены на грань остановки, а обороноспособность страны под угрозу. Указанная ситуация не обошла и один из самых быстроходных сторожевых катеров «Мангуст».
Хочу напомнить о том, что изначально серия скоростных патрульных катеров проекта 12250 «Мангуст» строилась именно с отечественными двигателями производства ОАО «Звезда». В силу ряда объективных и субъективных причин в последние полтора десятка лет наблюдалось массовое вытеснение российских дизельных двигателей с многих проектов, что не пошло на пользу ни нашей экономике, ни потребителям, ни производителям.
За это время из-за отсутствия заказов и поставленных перед нами задач были упущены темпы развития. Тем не менее, работа над совершенствованием двигателей продолжалась, нарабатывался опыт эксплуатации этих моторов за рубежом – в настоящее время в Египте успешно эксплуатируется более 80 двигателей этой серии.
И когда к нам поступил заказ на изготовление двигателей типа М470 для российских «Мангустов», «Звезда» оперативно приступила к их выпуску, внедрив электростартерную система пуска и новую современную систему управления, сигнализации и защиты, разработанную в кратчайшие сроки ОАО «НПО Аврора».
|
Министр промышленности и торговли Денис Мантуров знакомится с двигателем нового поколения М150 ("Пульсар") производства ОАО "Звезда" / ОАО "Звезда" (СПб) |
– В чем отличие германских и отечественных двигателей?
– Сравнение между собой параметров двигателей различных производителей — дело малокорректное, так как существует огромное количество факторов, которые можно трактовать по-разному. Ответы дает катер – скорость и автономность идентичны! Основные затраты в эксплуатации – восемьдесят пять процентов – это затраты на топливо.
Хочу отметить, что по экономичности двигатели типа М470 в целом не уступают германским. Есть некоторые отличия подходов к определению ресурса машин – они обусловлены заданной спецификой сроков ремонта кораблей. Но в целом, по нашему мнению, двигатели завода «Звезда» гораздо лучше адаптированы к российским условиям эксплуатации и однозначно менее требовательны к применяемым расходным материалам и квалификации обслуживающего персонала.