Оборудование сегодня – импортозамещение завтра? Часть № 3

В третье части обзора судового оборудования заглянем в гости к производителям кранов, а также к двум компаниям, занимающимся поставками целой линейки оборудования для нужд судостроения, и посмотрим на то, каково сейчас предприятиям, изначально делавшим ставку на зарубежную продукцию. В завершение цикла обзоров остановимся на ряде важных выводов, подведем итог нашей работе.
Краны судовые и для строительства судов

Обратим наш взор на важнейшее, крановое оборудование. Всё-таки без него не одно судно не строится, да и самому судну порой нужен добротный кран.

Начнем со Всеволожского Кранового Завода, где можно приобрести и мостовой кран, и консольный, и судовой и т.д. Как специально для Корабел.ру рассказала маркетолог компании Александра Колосова, ситуация на предприятии сегодня нормальная, однако санкции создали некоторую двойственность. С одной стороны – в начале всей этой истории завод остался без большой доли поставщиков и важных электрокомпонентов (электрических талей), так как была ставка на европейского производителя, с другой – предприятие стало более востребованным из-за ухода с рынка европейских конкурентов.

Но, как и другим предприятиям, пожелавшим сохранить свое присутствие на рынке, Всеволожскому Крановому Заводу пришлось постараться, чтобы найти альтернативных поставщиков. И нашли. Частотные преобразователи на "Уралэлектро". Не обошлось и без помощи Китая.
Судовой кран / Фото: Всеволожский Крановый Завод

Всеволожский Крановый Завод – пример компании , которая, столкнувшись с невозможность найти на рынке специальные тормоза в морском исполнении (производит их небольшое семейное предприятие в Италии), разработала недостающий продукт самостоятельно. На сегодня опытный образец уже изготовлен и готовится документация для его сертификации. Кстати о ней.

Как и многие другие компании, Всеволожский Крановый Завод попросил нас обратить внимание на то, что 719 постановление требует доработки. Дело в том, что попасть в реестр Минпромторга, то есть получить подтверждение того, что выпускаемая продукция действительно полностью российская, достаточно сложно. Много бумаг, различных подтверждений и т.д. Кроме того, требования достаточно быстро меняются, а документы в должном виде собрать – серьезный труд. Ещё одна грань вопроса – делопроизводители порой вообще не понимают специфику выпуска того или иного оборудования.

В остальном же, Всеволожский Крановый Завод активно сотрудничает с Центром развития промышленности Ленобласти: под кураторством Центра вступил в судостроительный кластер Ленобласти, регулярно участвует в отраслевых выставках, стенды на которых оплачивает Ленобласть из бюджетных средств, принимает участие в обучающих программах Минпромторга РФ.

А вот что говорят в компании "БАЛТКРАН". Во-первых, увеличились сроки поставок комплектующих. Это все те же частотные преобразователи, а также двигатели и т.д. Все было – европейское. Кроме того, история с параллельным импортом – серьезные риски, риски того, что необходимые комплектующие застрянут где-нибудь на границе. Итог – краны "БАЛТКРАН" может производить, как и раньше, но дороже и дольше по времени.

Как и в случае с предыдущей компанией зато есть бонус в виде отсутствия конкурентов из недружественных стран. Однако, так как компания некогда входила в немецкий концерн, но и сегодня здесь сохранилась европейская культура производства.

Чем сейчас занимается компания?

Взят курс на технологическое восстановление. Государство также оказывает содействие финансами. Нужны новые кадры, чтобы разрабатывать свое, российское. Завершим на том, что "БАЛТКРАН" при всех проблемах недавно забрали заказ на самый большой в России контейнерный кран шириной 90 метров для Иркутской нефтяной компании.

Поставщики иностранного оборудования

Отдельного внимания заслуживают компании, которые изначально были сосредоточены на поставках иностранного оборудования. В каком-то смысле им повезло меньше других. Ряд таких предприятий покинул российский рынок, другие в процессе, третьи – замораживают и максимально сокращают свое производство, отказываясь давать какие-то комментарии. Но есть и те, кто прошел успешную диверсификацию и продолжает радовать российских корабелов новым оборудованием. Например, компания "Морская Техника" (ООО "МТ-Групп").
Портальный кран, Нефтеюганск / Фото: "Балткран"

В компании признаются, что поначалу пришлось непросто, но на сегодня вопрос потихоньку решается. Так, значительно поменялись комплектующие изделия. Вместо хорошо известных европейских брендов сейчас основу номенклатуры составляют китайские и турецкие. Так, по механике произошло замещение 50% европейских брендов на китайские, по радионавигации – 70% на китайские. Однако, остается множество вопросов, и все движется не так быстро, как хотелось бы. Сроки поставок и стоимость закупок растет. Приходится перестраивать все производственные процессы и линейки оборудования.

С другой стороны, как и большинство рассмотренных нами компаний, специалисты "Морской Техники" отмечают повышенный интерес к своей продукции. Обусловлено, это, конечно, "паническим" поиском поставщиков, способных здесь и сейчас решить насущный вопрос по тому или иному оборудованию. Но – такова тенденция, а, значит, ей можно пользоваться.

Однако, как отмечают в "МТ-Групп", проблема в том, что сложно найти такого же качества аналоги, к которым привыкла компания (да и все российское судостроение). Попросту отсутствуют, например, судовые дизельные двигатели для некоторых решений, хотя МТ активно сотрудничают с российскими заводами. Но их линейка – ограничена.
Навигационное оборудование производства Koden / Фото: предоставлено "МТ-Групп"

Также, как и на других предприятиях, в "МТ-Групп" отметили, что расстановка сил на рынке меняется. Заказчики ориентированные на импорт, переключаются на российскую продукцию или на продукцию, доступную из дружественных стран. Касательно импортозамещения в "МТ-Групп" считают, что это – серьезный и сложный процесс, требующий широкого подхода, начиная от материалов, заканчивая передовыми технологиями и квалифицированным персоналом.

Коснемся непосредственно поставляемой и производимой продукции. Так, навигационное оборудование производства Koden можно по-прежнему найти в "МТ-Групп". Продолжает работать сервисная поддержка судовладельцев, дилеров и сервисных партнеров по всей России. Ценовая политика "МТ-Групп" не изменилась, что делает Koden на сегодня таким же доступным, как и до санкционного давления. Кроме того, "МТ-Групп" предлагает рыбопоисковое оборудование этой же компании. Также компания планирует поставлять новые китайские электромагнитные и доплеровские лаги, магнитные компасы, оборудование связи, радиолокационные ответчики (буи) и гирокомпасы. "Морская техника", как и раньше, предлагает судовые дизель-генераторы, в том числе с высокой степенью локализации, судовые насосы и другую продукцию для судостроения.

Важно отметить, что "МТ-Групп" выводя на российский рынок новую продукцию, обязательно тестирует её, проверяет, проводит сертификацию. Единственное, эти, порой, формальные процедуры, требуют значительных временных ресурсов. В завершение отметим, что последние 3-4 года компания работает с партнерами в той валюте, которую они предоставляют, что решает, в их случае, зависимость от валюты. И, надо сказать, это весьма верное решение, а поэтому предлагаем и другим компаниям обратить на него внимание.

А вот что говорит о ситуации на рынке генеральный директор компании "Кронштадт" Андрей Зарафьянц.
"Санкции повлияли на всю экономику страны. В одночасье рухнули отлаженные цепочки поставок компонентов, многолетние партнёрские связи с поставщиками, трансформировалась логистика, переформатировалась стратегия заказчиков оборудования. Рынок меняется и скачет вместе с волатильностью рубля", – напоминает Андрей Зарафьянц.

Но, тем не менее компания адаптируется, ищет и уже находит для себя новые сегменты и новые возможности. Как инжиниринговая компания, "Кронштадт" всегда была ориентирована на поставку систем "в комплексе" в противовес единичным поставкам оборудования.  Поэтому теперь им не приходится перерабатывать всю стратегию, а лишь точечно заменять необходимые комплектующие на аналоги там, где это необходимо.
"Рынок до сих пор находится в ступоре. Если мы говорим о судостроении, то сейчас самая большая сложность с пропульсивным комплексом. Идет перепроектирование судов, поэтому активности в закупках для постройки судов находятся скорее в фазе затишья. Но есть обращения по поводу оперативного решения текущих задач. И для нас это – возможности", – Андрей Зарафьянц.

Наш собеседник также отметил, что в отрасли на данный момент идет активное перепроектирование, но при этом заказчики не всегда готовы рассматривать аналоги. Есть большое желание оставить всё, как было в первоначальных проектах, включающих в себя европейские и американские компоненты. Это, подчеркивает Андрей Зарафьянц, невозможно. И "Кронштадт" как раз работает в этой плоскости с заказчиками: объясняет, прорабатывает альтернативы, предлагает различные решения.

А что с расстановкой сил на рынке?
"Сильные станут сильнее, слабые должны найти своё место, и не факт, что оно будет слабее. Сейчас целые группы оборудования уходят из России, это открывает окна возможностей для всех без исключения. Считаю, что сам рынок и конкуренция на нем в нашей сфере деятельности сейчас обновляется, находится в стадии формирования. Каждый работает над тем, чтобы сохранить свою долю и приумножить её за счёт освобождающихся ниш, ухода игроков с российского рынка. Кто кем останется и кем станет покажет время", – Андрей Зарафьянц.
Разработано и произведено компанией "КРОНШТАДТ МАШИНОСТРОЕНИЕ" / Фото: компания «Кронштадт»

По поводу установки государства на импортозамещение генеральный директор "Кронштадт" отметил, что первые совещания о возможностях производства собственных технологически независимых решений в России начались уже в марте. В частности, ОСК разработало и предлагает комплекс мер для поддержки своих поставщиков. "Кронштадт", в том числе, видит и здесь для себя возможности. Часть оборудования планирует производить сами под собственным брендом. Андрей Зарафьянц считает, что это будет сложно, но интересно. Основной вектор направлен на собственный инжиниринг и производство из доступных компонентов.

В завершение скажем, что, как и раньше, "Кронштадт" предлагает широкий ассортимент продукции. За 25 лет тут наработано множество решений.
"Помимо наших традиционных бестселлеров расширяем объем сервисных работ, в том числе, запуск в работу оборудования компаний, ушедших с российского рынка. Мы понимаем, как заниматься не только механической частью, но и электронной. Отдельно отмечу, возможность разрешения проблем в поставке импортного оборудования высокой степени готовности – у нас для этого есть ресурсы и работающие инструменты", – Андрей Зарафьянц.

Заключение и выводы по циклу публикаций на тему "Оборудование сегодня – импортозамещение завтра"

Оборудование сегодня – импортозамещение завтра? Часть № 1
Оборудование сегодня – импортозамещение завтра? Часть № 2

Общий вывод, который вы наверняка уже сделали, дорогой читатель, сводится к довольно-таки простым, но вечным словам: кто хотел и старался, тот получил результат даже в этот период санкций, остальным придется или последовать путем поиска новых поставщиков, диверсификации, или закрыть свой бизнес.

А вот локальные, но куда более предметные выводы:

1. И в сотый раз произносят на всех местах: пора вкладываться в свое. Россия получила довольно-таки жесткий, но прогнозируемый результат из-за того, что на местах искренне надеялись на зарубежное оборудование. А тем временем свое чахло и не развивалось. Теперь сохранение критически важных технологий – критически важно.

2. В судостроении проблемы не только с двигателями. Нужно наращивать собственную компонентную базу, развивать электронику, вспомнить о химической промышленности и, наконец, заняться своими материалами и т.д. и т.п. В целом, кто-то уже начал этот процесс, кто-то ещё только присматривается. Но сделать это точно придется. Заводы не могут затягивать строительство судов и кораблей только потому, что кто-то забыл какой-то болт произвести.

3. Процедуру получения документа, подтверждающего, что продукция того или иного предприятия действительно российского происхождения требует пересмотра. Как вы могли читать, с ситуацией этой столкнулись и те, кто ВРК производит, и те, кто занимается крановым оборудованием, и на "Армалите" об этом тоже говорили, хотя непосредственную цитату мы не стали включать в данный материал, однако эту мысль легко найти на страницах нашего издания.

4. Компетенции, компетенции и ещё раз компетенции. Стране нужны кадры.

5. Да, в некотором смысле сегодня развиваться России помогает несчастье в виде санкций... Но намечается опасная тенденция переключения с зависимости от Европы на зависимость от Китая и поставок из других дружественных стран. Действительно, глупо в век глобализации все производить в своей стране, но, ещё раз, критические технологии должны оставаться на Родине.

6. Повышенный интерес к российской продукции сегодня вызван не желанием рынка заняться развитием отечественного производство, а безвыходностью. Над этим стоит задуматься.
"Морская Техника", Группа компаний
Санкт-Петербург
+7 (812) 309-46-46
"Компания "Кронштадт", ООО
Санкт-Петербург
+7 (812) 441-29-99
"Всеволожский Крановый Завод", ООО
Санкт-Петербург
+7(812)346-54-54
"Балткран", ОАО Калининград
+7(4012)590-800



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025