Судовая навигация
В первую очередь за ответами мы отправились в Navmarine, ведь эта компания, основанная в 2003 г. как поставщик, в 2005 г. уже становится разработчиком и производителем собственного радионавигационного оборудования под маркой NavCom и активно работает с гражданским сектором.
По мнению генерального директора Алексея Мигалина, спрос на продукцию – вырос. Единственный минус – поставщики из Сингапура, настроенные против РФ, более не хотят поставлять свою компьютерную технику, а та, что есть в России – дорогая. Но в таком случае аппаратный комплекс NAVCOM Voyager будет также слишком дорогим. Соответственно, приходится переходить на Китай.
По части производства радиосвязи – радиостанции делают в Китае. Соответственно, тут с поставками проблем нет. Зато есть удлинение сроков производства локализованной продукции в России: блоки питания, GPS NavCom Gamma 10. В среднем сейчас выпуск продукции занимает 8-12 недель партии из 100 штук. NavCom освоили для ГНСС Gamma 10 чипсеты трех производителей: Ижевский радиозавод, "Навис", НПО "Прогресс". Такое количество поставщиков необходимо для того, чтобы сохранить ритмичность поставок. Потребность в пластиковом производстве также закрыли в России, при этом в высоком качестве, в городе Калуга.
Сегодня NavCom работает, в основном, со среднем флотом. Но в сентябре как раз будет полноценный ЭКНИС – появятся новые возможности для развития. В 2021 г. было поставлено 54 навигационных комплекса, за 2022 г. успели поставить 12 комплексов.
Также важно отметить, что оборудование NavCom в своем навигационном комплексе использует официальную государственную картографию S57.
Крупным и значимым для отрасли предприятием является АО "Концерн "НПО "Аврора", которое и сегодня предлагает практически весь спектр оборудования для гражданского судостроения, способного обеспечить средствами автоматизации и управления "рыбаков", сухогрузы, танкеры, газовозы, суда других типов.
В 2021 г. был подписан важный контракт со Средне-Невским судостроительным заводом, предусматривающий поставку изделий НПО "Аврора" для пассажирского судна проекта А45-90.2 в составе комплекта радионавигационного оборудования, пультов, джойстиковой системы управления движением, интегрированной системы управления техническими средствами (ИСУ ТС).
Концерн продолжает активно участвовать в строительстве ледокольного флота. Так, для атомного ледокола проекта "Лидер" НПО "Аврора" поставит весь комплекс систем автоматизации и примет участие в тендере на мостиковую систему. Как известно, мостиковые системы "Авроры" успешно эксплуатируются на судах отечественного гражданского флота.
Неоценимую помощь в деле обеспечения безопасной навигации оказывает и компания "Гранит-Электрон". Несмотря на то, что предприятие по большей части заточено на гособоронзаказ, есть тут и технологии для гражданского сектора.
"Созданы перспективные радиолокационные станции как береговые, так и навигационные для мониторинга надводной обстановки и обеспечения навигационной безопасности, для контроля ледовой обстановки и движения судов по Северному морскому пути. Наши станции Parad 6X, РЛС линейки "Океан" сейчас проходят сертификацию и будут востребованы на отечественном рынке. По развитию Арктики мы контактируем с "Росатомом" и "Атомфлотом", с их профильными институтами, а также с Комитетом по делам Арктики Санкт-Петербурга. АО "Концерн "Гранит-Электрон" и АО "Северный пресс" – участники научно-производственного арктического кластера Санкт-Петербурга", – генеральный директор Концерна "Гранит-Электрон" Игорь Пономарев.
Также в компании развернута серьезная работа по продвижению медицинской техники. И пусть эта продукция не имеет отношения к судостроению, однако гамма-терапевтический комплекс "РОКУС-Р" – прямое доказательство того, что установка на технологическую независимость вполне может работать. Аппарат как раз сейчас проходит финальную стадию клинических исследований.
Судовая арматура
Судовая арматура, казалось бы, не самая проблемная часть судна или корабля, но... и она может попасть под санкции, а также может выясниться, что большая часть таковой в гражданском судостроении было зарубежного происхождения. Сегодня ситуация меняется. Отечественному заказчику приходится смотреть в сторону российского производства, что ещё в апреле подметили в "Армалите".
"Как говорится в известной пословице: не было бы счастья, да несчастье помогло. Иными словами, санкции, изначально ставшие причиной оттока многих зарубежных производителей из России, тем самым дали новый мощный импульс для развития собственных предприятий. Завод "Армалит" успешно занимается диверсификацией производства, прежде всего в направлении поставок гражданского судостроения. Также сегодня в рамках программы импортозамещения активно идет контрактация и поставка выпускаемой продукции для нужд нефтегазовых предприятий, атомной промышленности", – из июльского интервью с генеральным директором "Армалита" Михаилом Смаковским.
Но правда и то, что "Армалит" – флагман судовой арматуры, а поэтому нет ничего удивительного в том, что судостроитель идет именно сюда. Кроме того компании хватает мощностей, чтобы закрыть потребности заказчиков.
Однако. Из Европы все ещё можно достать арматуру, и порой именно так и делают. Опасность кроется в том, что даже с арматурой может произойти та же история, что и с другим оборудованием. Например, возникнет какая-нибудь ошибка в электронике и все, что нужно будет сделать, – приехать и нажать перезапуск... а не приедут.
"Только не стоит забывать, что у нас страна простых решений. Купить импортное изделие где-то, пусть и с переплатой, – решение простое, и оно уже начинает реализовываться. А заплатить чуть больше, чтобы отечественное предприятие освоило импортный привод, чтобы у вас не возникало проблем в будущем, – решение сложное. До него нужно дозреть. Есть люди, которые это уже сделали", – Михаил Смаковский.
Ещё один пример реализации установки на технологический суверенитет – компания "Тритмэнт". Тут в скором времени во всю заработает собственное литейное производство, а компания, так же, как и "Армалит", снабжает отечественные суда и корабли качественной арматурой.
А вот в ПК "МС" отмечают, что, несмотря на то, что заказов действительно может быть больше, их ещё нужно все суметь сделать, ведь странная ситуация тянется со времен ковида, что напрямую повлияло на численность сотрудников. Есть, как отмечает генеральный директор компании Виктор Бочагин, и недобросовестные заказчики, судостроительные завод, из-за которых порой страдает производство. Годами длящиеся суды по получению денег за произведенное оборудование убивают российское производство, поставщики же европейского и азиатского оборудования получают деньги по предоплате.
На взгляд руководителя ПК "МС" также важно сделать так, чтобы вместо настоящего импортозамещения не вышло банального перехода с европейских товаров на китайские, что, по его мнению и происходило с 2014 года.
Судовой кабель
Производители судового кабеля, хотя и ощутили на себе воздействие санкций, большой проблемой для заводов они не стали. При этом можно было бы даже отметить повышенную заинтересованность заказчика в судовом кабеле российского производства. Однако, делать выводы и прогнозы сегодня все еще рано из-за слишком высокой волатильности рынка: интерес к российскому производству обусловлен не истинной потребностью, а необходимостью закрыть образовавшуюся брешь в поставках. Соответственно, если все вернется на круги своя, мы вполне сможем наблюдать возврат к досанкционному рынку.
Другая сторона – Китай. Опрошенные компании признались, что пока что без Китая всё-таки не обойтись: это и полимеры, и огнестойкие, безгалогеновые. То есть: ряд материалов, конечно, можно и в России начать производить, а что-то навряд ли когда-то появится в нашей стране.
Подробнее тут на кабельной промышленности останавливаться не будем, так как на страницах нашего журнала можно найти развернутую статью, посвященную судовому кабелю.
Перейдём к лакокрасочным материалам (ЛКМ)
И пусть не в прямом смысле – оборудование, однако без хорошей краски коррозия сожрет судно на раз-два. А, кроме того, вполне известна история со сроками окрашивания. Стоит лишь нарушить технологию, и вот это уже не два-три дня, а вся неделя. Но, как отмечает руководитель направления "Судовые системы" ЗАО "ЭМЛАК" Владимир Федотов, лакокрасочные материалы нельзя рассматривать отдельно от химической промышленности, которую нужно возрождать. Только тогда можно будет говорить о независимости от импорта.
"Химическая промышленность СССР была почти полностью уничтожена, а это – безопасность нашей страны, так как она является одной из основных отраслей современной мировой экономики. Химическая промышленность преобразует сырье (нефть, природный газ, воздух, воду, металлы и полезные ископаемые) в более чем 70 000 различных продуктов. В России огромное количество полезных ископаемых которые являются сырьем для производства химических компонентов. По меньшей мере глупо поставлять на экспорт газ и нефть, а потом закупать произведенную из них продукцию", – Владимир Федотов.
Конкретная проблема для России по части ЛКМ заключается сегодня в отсутствии качественных производителей эпоксидных смол, отвердителей и пигментов для двухкомпонентных лакокрасочных покрытий. Это все с учетом того, что зарубежные компании так и продолжат придерживаться санкционной политики. Одновременно с этим, говоря о тех компонентах, которые сходу невозможно произвести самостоятельно, директор бизнес-направления "Авиация и судостроение" АО "Русские краски" отмечает, что необходимо сокращать бюрократию и стоимость сертификации продукции, снижать налоговую нагрузку для настоящих производителей и перерабатывающей промышленности, уменьшать сроки кредитования
Если говорить о заказах, то на апрель месяц "ЭМЛАК" был загружен на 120% с расписанным планом на две недели вперед, "Русские краски" на 70%.
"В судостроении и судоремонте стало больше заказов. Это связано, в основном, с уходом недобросовестных импортных компаний с нашего рынка, что стало отличным уроком для наших заказчиков", – рассказывает, как обстоят дела на август, Владимир Федотов.
Посмотрим и на "СпецЭмаль": у них также увеличилось количество заказчиков. Примерно в 1,5 раза. Кстати, генеральный директор "СпецЭмаль" Владимир Тюрин также, как и другие спикеры, отметил, что неплохо было бы заранее знать, насколько изменится запрос заказчика на краску, так как моментально нарастить объемы выпускаемой продукции невозможно. Говоря о качестве отечественных ЛКМ и её цене (речь шла о заводе "СпецЭмаль"), он отметил, что есть возможность выпускать как максимально хорошую, так и оптимальную краску. Пока завод сосредоточен на втором варианте.
А вот в "ЭМЛАК" считают, что качество отечественных материалов не только порой не уступает зарубежным, но и превосходит их по ряду параметров. Хотя и до сих пор встречается контрафакт. На этот счет Владимир Федотов рекомендует закупать ЛКМ не у поставщиков, а непосредственно у заводов.
Стоит, пожалуй, затронуть и вопрос логистики, который потихоньку начинает выстраиваться. Да, речь идет о тех поставщиках, которые готовы работать с Россией. Но! Новые материалы сходу на заскочат в конечный продукт. А все потому, что их требуется тестировать. И процесс испытаний новых компонентов может занимать по времени от полугода до 3 лет. Есть вопрос и с ценой. На сегодня доллар перестал блуждать, однако цены на конечный продукт всё-таки подросли.
Не упустим мы и Китай...
"Заниматься импортозамещением и говорить об этом – разные вещи. За многие годы китайская продукция доказала свое низкое и нестабильное качество, особенно в высокотехнологических отраслях. Но тут есть вопрос цены. Однако. Это – тупиковый путь развития. Его даже можно считать элементом экономической войны: когда сначала дешевыми поставками уничтожается промышленное производство в стране-экспортере, а потом скупаются за бесценок предприятия или устанавливается монопольная цена", – Владимир Федотов.
Завершим этот блок на том, что российские предприятия без краски все-таки не останутся. Вероятно, придется на какой-то период времени привыкать к менее качественному продукту, однако суда должны спускаться и передаваться заказчику. Кстати, в компании "Русские краски" недавно прошла сертификацию РС и РКО продукция РК-Marine для судов и кораблей.
Более подробный обзор по ЛКМ ищите на страницах журнала. А также читайте статью про ЛКМ на нашем сайте.
А как же мебель... судовая?
По-отдельности, в том или ином варианте судовую мебель можно отыскать не мало где. В этом сегменте интересны компании, которые занимаются комплексными поставками и собственным производством.
Как специально для Корабел.ру рассказал Генеральный директор ООО "РАПС-Мебель" Андрей Шебшаевич, в первую очередь от ситуации на мировой арене пострадала фурнитура. Немецкая, шведская, японская. Исчезли. Даже ещё до того, как в силу вступили самые серьезные санкции. Однако на сегодня уже подобрана достойная замена ушедшим производителям среди тех, кто относится к дружественным странам. Разве что логистика удлинилась. Также Андрей Шебшаевич отмечает, что через систему SWIFT, которой по-прежнему можно пользоваться, стало сложнее, дольше и дороже проводить оплату.
Пока что, на взгляд Генерального директора ООО "РАПС-Мебель", рано говорить о конкретных цифрах, но Андрей Шебшаевич уверен, что санкционное давление пойдет судостроению на пользу: будет больше обращений к отечественным производителям. А пока что на рынке выдерживается пауза, особенно, это касается перспективных заказов. Ряд проектов, в связи с невозможностью достать зарубежное оборудования, приходится переделывать.
Касательно материалов – пока в России можно достать все необходимое.
А вот в Slotex так не считают, вернее, им пришлось напрямую столкнуться с тем, что с началом специальной операции с российского рынка пропала кромка ПВХ, которую было принято закупать за рубежом. Также пропали пленки ПВХ, краска, ковролин, линолеум и, да, та самая фурнитура, о которой говорили в "РАПС-Мебель". Зато спустя некоторое время на первый план вышли те, у кого есть собственное производство на территории России. Таким образом, Slotex удалось сохранить свою коллекцию авторских декоров, которую они и предлагают судовладельцам.
Slotex старается сегодня сохранять качество своей продукцией и стремиться поддерживать звание "Сделано в России". Эта компания – достаточно хороший пример того, как в период санкционного давления можно жить и развиваться. Другое дело, что с точки зрения технологий тут реально можно было все сделать, что, как мы уже успели вам показать, не всегда возможно... если длительное время делалась ставка на совесть иностранного производителя.
Выводы
Как и в случае с первой частью материала, мы обратим внимание на то, что санкционное давление и ставка на импортозамещение (технологический суверенитет) на разных компаниях отражаются по-разному, хотя в стороне, конечно, не остается никто. Куда приведут сегодняшние начинания говорить рано, но, если вектор будет выдержан, импортозамещение даст свои положительные плоды.
Материлы по теме:
Оборудование сегодня – импортозамещение завтра? Часть № 1
Подписаться