На фоне продолжающегося увеличения расходов государства на оборону российские верфи все активнее переориентируются на строительство военных кораблей. По итогам января — сентября их доля в общем количестве сданных судов достигла половины, хотя еще несколько лет назад была на уровне 30-40%. В денежном выражении на военное кораблестроение приходится и вовсе 90% заказов российских верфей.
Исходя из рейтинга агентства "Infoline-Аналитика" Infoline Shipbuilding Russia Top, по итогам девяти месяцев 2015 года количество гражданских судов и военных кораблей, построенных на российских верфях, сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 20%, до 98 единиц. При этом совокупный тоннаж сданных судов сократился почти в 2,8 раза, с 327 тыс. до 117,5 тыс. тонн. В денежном выражении рынок упал на 24%, до 65,8 млрд руб. Таким образом, после активного роста количества сданных заказов в 2012-2014 годах российское судостроение демонстрирует негативную динамику уже второй год подряд (в 2014 году количество построенных судов упало на 41%, до 177 штук). На этом фоне доля оборонного заказа в портфеле верфей продолжает расти. Если по итогам января - октября 2014 года отечественные судостроители сдали 77 гражданских судов против 46 военных, то за минувшие девять месяцев их соотношение почти сравнялось — 50 против 48. В стоимостном выражении военное кораблестроение по итогам девяти месяцев 2015 года обеспечило практически весь объем заказов российских верфей — его доля превысила 90% (60 млрд руб.) на фоне снижения стоимости гражданских судов более чем в шесть раз, до 5,8 млрд руб.
Как отмечает "Коммерсант" ссылаясь на источники в судостроительной отрасли, российские верфи сейчас серийно строят достаточно "простые и дешевые" гражданские суда и маржинальность подобных заказов невелика. Например, "Красное Сормово" стало лидером по тоннажу переданных заказчику судов, но речь идет всего лишь о трех танкерах проекта RST27.
Технологически это достаточно простые суда класса "река-море", стоимость одного танкера составляет порядка 700 млн руб. При этом верфи, ориентированные на гособоронзаказ, могут сдать один-два корвета или фрегата, но стоимость одного корабля будет исчисляться миллиардами рублей.
Глава "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров отмечает, что российские верфи не могут "сформировать привлекательные по соотношению технических характеристик и цены" предложения в ряде ключевых сегментов гражданского судостроения, например в строительстве рыбопромыслового флота. Это во многом происходит из-за традиционных проблем отечественного судостроения — "низкого уровня серийности судов, загрузки мощностей и избыточности персонала". В сегменте модернизации существующего рыболовного флота российские судостроители также не могут предложить альтернативы зарубежным верфям из-за отсутствия у них "конкурентоспособных проектов". Кроме того, сокращение перевозок водным транспортом на фоне обмеления рек приводит к убыткам пароходств и, соответственно, отсутствию у них финансовых возможностей и потребности в обновлении флота.
Кроме того в сообщении отмечается, что резкое снижение гражданских заказов связано и с отсутствием "окончательной определенности" по спросу на шельфовую технику со стороны нефтегазовых компаний. По словам Бурмистрова, административный ресурс, направленный на концентрацию ключевых шельфовых заказов на строящейся верфи "Звезда" (подконтрольна консорциуму "Роснефти" и Газпромбанка), не позволяет эффективно использовать существующие мощности судостроительных предприятий.