Обновленная "Аврора" – подарок кронштадтцев городу

В минувшие выходные петербуржцы и гости города вновь смогли увидеть на привычном месте - на Петроградской набережной - крейсер "Аврора". Накануне Кронштадтский морской завод официально завершил почти двухлетний ремонт корабля №1 советского, а затем и российского Военно-морского флота, символа Революции. За ходом ремонта следили все федеральные и региональные СМИ – внимание к предприятию было огромным. КМОЛЗ с задачей справился, в столь короткие сроки провести такой объемный ремонт – серьезное достижение для завода, который пять лет назад находился в разрухе.
Последний раз мы встречались с генеральным директором Кронштадтского морского завода Анатолием Белоевым весной 2014 года, когда предприятие уже набирало обороты.
 
Анатолий Белоев / "Кронштадский Морской Завод"

За два последующих года завод отремонтировал более 150 единиц кораблей, провел большие ремонты "Авроры" и пл "Выборг", наладил ремонт газотурбинных двигателей для нужд ВМФ. В общем, достижений было предостаточно. Обо всем этом мы и поговорили с Анатолием Белоевым. Для понимания деталей разговора – беседа состоялась еще до окончания ремонта крейсера.

Мы с вами встречались в 2014 году [см. WWW.KORABEL.RU №2(24)] Какие достижения есть у завода за последние два года?

– Мне сложно выделить конкретно последние два года. Новая история Кронштадтского морского завода, и соответственно его достижения, начинаются с возобновления работы предприятия в 2010 году после трехлетнего простоя. С 2011 года наши показатели по объему заказов и по выручке ежегодно росли в среднем на 30%. Если в 2014 году мы выполнили заказов на 1 млрд руб, то в 2015 уже на 1 млрд 500 млн руб, в 2016 планируем выйти на 2 млрд руб.

Увеличивается и штат завода, средняя заработная плата. Так, в 2015 году у нас работало 760 человек, сейчас уже 850, зарплата повысилась до 50 тысяч рублей соответственно. С 2014 года мы вложили свыше 140 млн руб в восстановление заводской инфраструктуры, прежде всего основных фондов: трубопроводов, электросетей, канализации и особенно дорог. Работы по развитию заводской инфраструктуры не останавливаются.

Порядка 60 млн руб мы потратили на модернизацию станочного парка, приобретение сварочного и диагностического оборудования. Дорогое оборудование закуплено для нашего газотурбинного производства.

Может быть какому-то крупному заводу 60 млн рублей покажутся незначительной суммой, но нужно учесть, что финансирование мы ведем из собственных средств, из нашей прибыли. В Федеральных целевых программах мы пока только планируем принять участие.

Но наверняка у вас есть план глобального перевооружения? Расскажите о нем.

– Конечно, помимо локальных планов по техперевооружению мы разработали концептуальный проект модернизации производства Кронштадского морского завода. Проектные работы проводились совместно с ОСК и "Союзпроектверфью", которая входит в ЦТСС. В рамках концептуального проекта предусмотрена серьезная реконструкция завода, а также несколько векторов развития предприятия.

Наше основное направление – судоремонтное. Для него мы планируем накрыть крышей два дока (им. Митрофанова и Памяти трех эсминцев), чтобы не зависеть от капризов петербургской погоды. Естественно, возраст обоих доков почтенный, каждому перевалило за сто лет, и им требуется серьезная модернизация, современное оборудование. Это также потребует значительных финансовых вливаний.

Кроме того проектом предусмотрено развитие нового для нас судостроительного направления. Речь идет об организации комплекса по строительству крупнотоннажных судов на базе дока им. Велещинского с увеличением его габаритов.

Сейчас все заводы, входящие в корпорацию, обладают достаточно большой мощностью по обработке металла, тогда как мощности сборочного производства не так велики. Именно на этом основана концепция развития нашего судостроительного производства.

Но повторюсь, это только концептуальный проект, пока без разработанного плана и определенных сроков исполнения. Будем надеяться, что ОСК примет окончательное решение в ближайшие один-два года.
 
Крейсер "Аврора" в доке КМОЗ / Корабел.ру

Что дало Кронштадтскому морскому заводу вхождение в ОСК?

– Все 5 лет работы, еще до официального вхождения КМОЛЗ в состав корпорации, мы очень плотно работали с ОСК, особенно на начальном этапе, когда необходима было финансовая помощь, чтобы восстановить производство. На заводе не было ни газа, ни электричества, ни воды, и здесь ОСК сыграло существенную роль, содействуя нашему обеспечению производственной загрузкой.

После того, как была выполнена программа оздоровления предприятия, мы три года жили, опираясь на собственный бюджет. Постепенно погасили все кредиты, сейчас предприятие приносит постоянную прибыль.
Другое дело, что юридически наше вхождение в ОСК было оформлено только в апреле 2016 года. Состоялась официальная передача акций от Министерства обороны в ОСК, тем самым мы оформились как члены корпорации.
Плюсов вхождения в состав ОСК, безусловно, много. Во-первых, мы идем в векторе развития всех заводов — членов корпорации. Концептуальные проекты развития предприятий рассматриваются на уровне департаментов ОСК. Соответственно мы можем говорить о скоординированном развитии производства. В этом месяце как раз планируется заседание инвестиционного комитета корпорации, где будут рассматриваться проекты развития заводов, в том числе и наш – это как иллюстрация нашей совместной с ОСК работы.

И во-вторых, сегодня заводы ОСК являются единственными исполнителями по ремонту кораблей и судов ВМФ РФ, поэтому работой Кронштадтский завод обеспечен. Я с оптимизмом смотрю на тот факт, что мы вошли в состав ОСК.

За счет чего удалось увеличить штат предприятия?

– Если говорить об увеличении штата основных производственных рабочих, то следует иметь в виду, что сегодня у нас примерно 45% всего штата – это производственные рабочие, и они, как правило, кронштадтцы, многие из которых работали у нас на заводе раньше.

В этом году сдвинулся с мертвой точки процесс подготовки молодых рабочих для завода. Мы договорились о подготовке кадров в профессиональном училище № 48 – бывшем ПТУ, которое в свое время готовило судоремонтников для нужд КМОЛЗ. Осенью 2016 года будут набираться первые группы. И, надеюсь, через некоторое время завод будет иметь ежегодный приток молодых рабочих.

Что касается ИТР и руководящего состава, то здесь у нас нет такой большой потребности, чтобы договариваться с профильными вузами, создавать базовые кафедры. Мы ищем специалистов на рынке труда.
 
Рабочие Кронштадтского морского завода / Корабел.ру

Какова загрузка предприятия, в том числе и на перспективу?

– Тут у нас также несколько направлений работы. Первое – это сервисный ремонт и обслуживание кораблей и судов Ленинградской Военно-морской базы, для которой ежегодно мы ремонтируем большое количество кораблей и судов. Динамика наблюдается положительная: если в 2011 году на ремонт пришли 40 единиц флота, то на 2016 год запланировано 130 кораблей. Из них около 20 с постановкой в док, покраской, заменой арматуры, проверкой винто-рулевого комплекса.

Второе направление – это заводские ремонты кораблей, более длительные. В этом году у нас таких объектов два: восстановление технической готовности ДЭПЛ проекта 636 "Дмитров" и ремонт крейсера "Аврора".

Кроме того, в июне этого года к нам на завод пришло на ремонт гидрографическое судно Северного флота "Ромуальд Муклевич", на нем до конца 2017 года планируется провести средний ремонт.

Наконец, третье направление – ремонт газотурбинных установок (как береговых, прежде всего для нужд нефтегазовой промышленности, так и для ВМФ, собственно ради чего в 1960-х годах в Кронштадте и создавалось газотурбинное производство).

Сколько газотурбинных установок морского направления после восстановления производства ГТУ [см. WWW.KORABEL.RU №1(31)] на заводе вы уже сдали?

– Сегодня мы отправили две установки на Северный флот, еще одну ГТУ на Дальний Восток. В этом году мы должны подготовить еще пять двигателей. И они будут сданы в срок.

Как идет ремонт на крейсере "Аврора"?

– Ремонт крейсера "Аврора" для нас, безусловно, знаковое событие, которое приковывает внимание общественности и к этому объекту, и к заводу.

Работы на "Авроре" было довольно много. Мы провели ремонт всех основных систем жизнеобеспечения корабля: осушения, отопления, кондиционирования воздуха, вентиляции, топливной системы, масляной. Мы полностью отдефектовали и провели ремонт дизель-генераторов, котлов, трубопроводов, заменили компрессоры, кондиционеры.

Установили современную систему пожаротушения тонкораспыленной водой, которая обеспечивает эффективное пожаротушение и при этом не заливает музейные экспонаты, систему пожарной сигнализации и систему видеомониторинга. Кроме того, было заменено около 25% тиковой палубы.

И полностью модернизировали все музейные помещения. Они были очищены, покрашены, внутри проведены новые кабельные линии для светотехнического и мультимедийного оборудования.

В каютах музейных сотрудников и кубриках, где проживает личный состав корабля, сделан косметический ремонт, заменены двери, отремонтирован пол, установлены новые душевые кабины, гальюны, установлена новая мебель, заменено камбузное оборудование. Полностью реконструирована каюта флагмана, проведен косметический ремонт салона командира и офицерской кают-компании.
 
Крейсер "Аврора" в доке Кронштадтского морского завода / Корабел.ру

Расскажите, каким будет новый музей "Авроры"?

– Для разработки дизайн-проекта обновленного музея была привлечена петербургская компания "Раритет-лидер", которая затем выиграла конкурс и стала исполнителем монтажных работ. Могу сказать, что дизайн-проект выглядит довольно впечатляюще. Музей "Авроры" станет больше – вместо шести помещений теперь там будет девять, с использованием современных технологий от голографического театра до мультимедиа-экскурсовода. В июле петербуржцы и гости города смогут увидеть новую экспозицию своими глазами.

С тиковой палубой работали специалисты Кронштадтского завода?

– С тиком, конечно, работали не мы. На боевых кораблях такой палубы нет, яхты мы не ремонтируем, поэтому специалистов для работы с деревом у нас нет. К ремонту палубы мы привлекали предприятие "Историческая верфь "Полтава", которая обладает достаточным опытом работы с тиковым деревом. Кстати, на "Авроре" толщина палубы 110 мм, тогда как на яхтах максимум – 25 мм. Непривычно большая толщина тика создала и некоторые трудности для мастеров "Полтавы". Но они с ними справились.

В итоге, какие основные трудности встретились при ремонте "Авроры"?

– Трудностей было много, и они возникают при ремонте каждого корабля. А "Аврора" еще сложна тем, что сроки ремонта передвинуть нельзя.

Основные проблемы всегда зарождаются в начале пути. Северное ПКБ, которое готовило для нас РКД, на четыре месяца задержало поставку документации. В результате уже на последнем этапе нам приходится работать очень интенсивно, чтобы наверстать упущенное время.

Последние месяцы на борту "Авроры" одновременно находилось до 200 специалистов и заводских, и подрядных организаций, что требовало очень тщательного планирования и организации работ. Для налаживания взаимодействия и устранения узких мест, три раза в неделю у меня проводились совещания по ходу выполнения работ, где собирались все начальники цехов, контрагенты. Кроме того, первый заместитель генерального директора проводит подобные сборы ежедневно.
 
Вывод "Авроры" из дока / Корабел.ру

Сдача "Авроры" станет праздником на заводе?

– Конечно, в день сдачи "Авроры" на заводе будет организован праздник. По традиции будут приглашены семьи наших работников, чтобы дети могли посмотреть на результаты работы их отцов и матерей, привезем большую делегацию ветеранов. Будут присутствовать представители администрации Санкт-Петербурга, руководители ВМФ, экипаж корабля. Это будет настоящий корабельный праздник.
 
 



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости