Так при выполнении докового ремонта АПЛ «Екатеринбург» в плавдоке на ОАО «82 СРЗ» Мурманской области в декабре 2011 года произошел пожар с возгоранием покрытий от газовой резки корпусных конструкций. Подобная ситуация повторилась в 2013 году на АПЛ «Томск» в плавучем доке на ДВЗ «Звезда» в г. Большой Камень, при ремонте АПЛ «Орёл» в 2015 г. на ЦС «Звёздочка», на АПЛ «Красноярск» при утилизации в апреле 2016 года на «СВРЦ», п. Вилючинск, Камчатка.
Пожары возникали и на надводных кораблях и судах в процессе их строительства и ремонта.
Аварии, связанные с пожарами на кораблях и судах, занимают лидирующее место по тяжести возникающих от них последствий. Однако современные проектные, конструктивные, технологические и организационные решения в недостаточной мере решают данную проблему.
На АПЛ происходили пожары с горением материалов спецпокрытий, основу которых составляет резина. Они возникали в междубортном пространстве АПЛ при проведении огневых работ в период ремонта. Тушение пожара выполняли поверхностным способом струями распыленной воды, в том числе со смачивателем (пенообразователем). Поскольку проникновение воды распыленными струями в очаг пожара было затруднено, локализовать и потушить водопенными средствами пожар на АПЛ «Екатеринбург» и «Орёл» не удалось. С этой задачей справились, заполнив междубортное пространство водой путем частичного притопления АПЛ с горящим очагом.
Основная причина возникновения пожаров – несоблюдение требований пожарной безопасности, однако существуют и конструктивные особенности архитектуры кораблей и судов, которые также могут являться причиной возникновения пожаров.
В настоящее время эффективная технология тушения пожаров в междубортном пространстве отсутствует, поэтому на АПЛ «Екатеринбург» и «Орёл» и было использовано притопление кораблей в доке. Очевидно, что назрела необходимость разработки новых рекомендаций по пожаротушению в условиях труднодоступности очага горения.
Для организации и проведения строительства, ремонта, модернизации кораблей и судов создаются системы технического обеспечения судов (ТОС), которые должны соответствовать требованиям пожарной безопасности. Для этого разрабатывается специальный раздел технического проекта систем ТОС «Требования пожарной безопасности», который должен пройти экспертизу в головной отраслевой организации по пожарной безопасности.
До 2012 г. эти функции выполняло ФГУП «ГУВО», но потом оно было ликвидировано, а функции по проведению экспертизы в соответствии с решением Минпромторга России и Объединённой судостроительной корпорации (ОСК) в 2013 г. были переданы Научно-исследовательскому проектно-технологическому бюро «Онега» (НИПТБ «Онега»), г. Северодвинск.
НИПТБ «Онега» разработало положение, регламентирующее организацию и порядок проведения этой экспертизы, которое согласовано с основными судостроительными и судоремонтными предприятиями, утверждено директором департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга и президентом ОСК.
Положение устанавливает требования к организации, процедуре и срокам экспертизы, а также к порядку взаимодействия с физическими и юридическими лицами при ее проведении.
К настоящему времени НИПТБ «Онега» ежегодно проводит экспертизу нескольких специальных разделов «Требования пожарной безопасности», с ним сотрудничают ведущие судостроительные предприятия.
Кроме того НИПТБ «Онега» само является разработчиком технических проектов ТОС, и входящих в их состав специальных разделов. Эти направления стали одним из новых и динамично развивающихся видов деятельности организации.
С.В. Добровенко, начальник отдела технологии ремонта корпусных конструкций и покрытий