"Объем перевозок можно увеличить в разы!"

Есть ощущение, что на реках Центральной России намечается настоящий бум пассажирских и грузовых перевозок. Системные проблемы, которые тормозили их развитие, решаются — отстраивается инфраструктура на реках, увеличиваются глубины, строятся гидроузлы. Так что не зря речные перевозчики обновляют флот — скоро он будет крайне востребован.
Немалую роль в приближении светлого завтра отечественных речных перевозок играет такая структура, как "Канал имени Москвы". Мы побеседовали с руководителем "Канала" Германом Елянюшкиным и узнали массу подробностей о том, что сейчас происходит на подведомственных ему направлениях.
 
Герман Елянюшкин / Канал имени Москвы

Герман Вячеславович, расскажите, каким для "Канала имени Москвы" оказался сезон-2017 и что дал 2018 год? Каковы итоги первой половины навигации?

— В Московском бассейне наблюдается серьезный рост пассажирских и грузовых перевозок.

В навигацию-2017 (с апреля по ноябрь) все пассажирские суда перевезли более 1,23 млн человек (прирост 5%). Значительно поднялся объем турпотока – количество путешественников, отправившихся в круизы по рекам России. В 2017 году их число составило около 270 тыс. человек (прирост 15%). Причем на треть увеличилось количество иностранных туристов (81 тыс. человек).

В навигацию-2018 пассажиропоток в Московском бассейне вырос на 6%. С конца апреля пассажирские суда перевезли по рекам, озерам и водохранилищам Центральной России более 630 тыс. человек (по состоянию на 19 июля 2018 года включительно). Благотворно повлияла теплая, по-настоящему летняя погода, а Чемпионат мира по футболу значительно улучшил достигнутый результат.

На прогулочном флоте столицы пассажиропоток и количество рейсов в теплые дни мундиаля удвоились, отмечают в Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ). Если в 2017 году городские перевозчики совершали ежедневно 200-250 рейсов, то в 2018-м – около 400 рейсов. На судах преобладали зарубежные гости. Так, у "Флотилии "Рэдиссон" доля иностранцев в общем объеме пассажиров с июня до середины июля составляла 75-80%. Такой баланс наблюдался впервые в современной практике речных перевозчиков Москвы.

В эту навигацию растет также рынок речных круизов. По сравнению с 2017 годом турпоток увеличился на 4% и составил на 19 июля 2018 года более 145 тыс. человек. Треть пассажиров речных лайнеров составляют иностранцы. Заполняемость теплоходов большой тройки круизных операторов (ОАО "Мостурфлот", ОАО "Инфофлот", ООО "Водоходъ") достигает сегодня 80%. Практически со 100%-ной загрузкой отправляются теплоходы в круизы выходного дня (двух-трехдневные туры).

Благодаря реконструкции гидроузлов Кузьминск и Белоомут, в туристические путеводители вернулось Рязанское направление. На Оке кардинально решается проблема судоходных глубин – на реку вернулось большое судоходство. А восстановленный в прошлом году силами ФГБУ "Канал имени Москвы" дебаркадер в Рязани позволил возобновить прервавшиеся 20 лет назад круизы в этот древний город. Сейчас по Оке ходят семь больших круизных теплоходов, которые используют новую пристань в центре Рязани для стоянки и выхода пассажиров. Если в навигацию-2017 к дебаркадеру причалило 16 туристических теплоходов, то за два с половиной месяца 2018 года – уже около 30 лайнеров.
 
Канал имени Москвы

Оживился с началом навигации и рынок регулярных региональных перевозок – общественный пассажирский транспорт на воде. В 2018 году возобновилось движение "Метеоров" в Ярославле. На Волге такой вид транспорта позволяет быстро добираться на работу и обратно домой с одного берега реки на другой или из одного города в другой. В районе Рыбинска на таких судах можно совершить небольшое путешествие в Ярославль.

Значительный рост произошел и на рынке речных грузоперевозок.

В навигацию-2017 – с апреля по ноябрь – через Московский бассейн прошло около 30 млн тонн грузов. По сравнению с прошлым годом, грузопоток вырос более чем на 21%. Причем 75% грузов транспортировалось в Москву.

Из общего объема грузов 85% приходится на минерально-строительные материалы (щебень, песок, песчано-гравийные смеси и т.д.). Остальные 15% составляют нефтепродукты (7%), промышленное сырье (7%), зерно, лес и прочие грузы (1%).
В 2018 году – с 24 апреля по 19 июля включительно – было перевезено порядка 12 млн тонн грузов. Прирост составил около 5%.

Ежедневно по Московскому бассейну проходит более 300 единиц флота. В разгар навигации наши шлюзы пропускают около 450-500 судов в день.

Тем не менее транспортный потенциал "Канала имени Москвы" и вообще водных артерий остается крайне недооцененным. Ведь водные магистрали являются едва ли не единственной альтернативой для перегруженных в центральном регионе и неразвитых на периферии автомобильных дорог.

Существующая пропускная способность объектов инфраструктуры "Канала" и их безаварийная работа позволяют увеличить объем перевозок в разы.

Наша задача – познакомить с речным транспортом и отдыхом на воде всех россиян. Потенциально "Канал имени Москвы" может обеспечить грузоперевозки в размере более 70 млн тонн ежегодно. Отправляться в круизы по водным путям Московского бассейна должны не менее 1 млн человек в навигацию, а не нынешние 300 тыс. туристов.
 
Шлюзы / Канал имени Москвы

Для этого вы и решили празднично отмечать открытие навигации?

— Чтобы привлечь внимание к реке, мы организовали в Москве настоящий речной фестиваль – праздник "Навигация" в Парке Горького. 12 мая его посетили более 20 тыс. человек. Зрелищное водное шоу устроили летающие райдеры из сборной России по гидрофлаю, вейк-бордисты и вейк-серферы из клуба Endless Summer. Мощное выступление на воде подготовила флотилия МЧС – катера и гидроциклы Государственной инспекции маломерных судов, Московской городской поисково-спасательной службы на водных объектах и команда "МЧС Аквабайк спас". Речная спецтехника украсила акваторию Москвы-реки многометровыми фонтанами. Перед гостями фестиваля парадом прошел практически весь пассажирский флот столицы.

При поддержке Минтранса России и Федерального агентства морского и речного транспорта мы планируем ежегодно отмечать в Москве праздник навигации, который должен стать национальным фестивалем. Так же, как авиационный салон МАКС в Москве и "Алые паруса" в Санкт-Петербурге, нужно продвигать навигацию – речные перевозки и водный туризм. Тогда на реку вернется жизнь, она станет магнитом – настоящим праздником, на который захочется прийти всей семьей.

Заглянем в недавнее прошлое. Август 2016 года для отрасли запомнился ключевым событием – проведением Госсовета по внутренним водным путям, после которого к теме рек, каналов, навигации по ним приковано повышенное внимание. Отразились ли на вас результаты этого Госсовета?

— Прошедший Госсовет говорит о том внимании, которое президент России Владимир Владимирович Путин уделяет развитию природных транспортных артерий. Уже с прошлого года увеличено финансирование на содержание внутренних водных путей Московского бассейна. Президент также дал поручение Правительству Москвы софинансировать ремонтные работы на наших объектах, участвующих в водоснабжении столицы. В 2017 году мы подписали соглашение с Департаментом ЖКХ Москвы и получили первый транш на текущий и капитальный ремонт.

Президент особо подчеркнул необходимость применения современных навигационных технологий, которые позволяют не только повышать эффективность использования водных путей, но и предупреждать возможные происшествия, контролировать в режиме реального времени ситуацию на судовом ходу.

Для обеспечения безопасности судоходства в Московском бассейне на ФГБУ "Канал имени Москвы" возложены полномочия по осуществлению государственного портового контроля. Это семь территориальных инспекций, которые подчиняются капитану Московского бассейна: Рыбинская, Тверская, Муромская, Рязанская, Серпуховская, Тушинская и Московская инспекции.

Государственный портовый контроль включает в себя проверку соблюдения на судах и плавучих объектах требований:
  • к оборудованию, конструкциям, машинам, механизмам судов, спасательным и иным средствам,
  • обеспечения безопасной эксплуатации судов и плавучих объектов,
  • профессиональных и квалификационных – к членам экипажей судов.


Наша основная задача (совместно с коллегами из Ространснадзора и ассоциациями судовладельцев) – повысить качественный уровень безопасности судоходства в Московском бассейне.
 
ГЭС Волжский РГС / Канал имени Москвы

Один из сегодняшних трендов – максимальное использование информационных технологий. Что нового в этом плане появилось за последнее время в деятельности "Канала"?

— Сегодня ФГБУ "Канал имени Москвы" разрабатывает единую электронную систему управления всеми транспортными и технологическими процессами на внутренних водных путях.

По поручению Федерального агентства морского и речного транспорта мы создаем интегрированную информационную систему для ПК и мобильных устройств – Ситуационный центр обеспечения безопасности судоходства и контроля гидротехнических сооружений. Это единый комплекс, позволяющий видеть все процессы в режиме онлайн и оперативно решать задачи.

Здесь будут учитываться сведения о работе всех инфраструктурных объектов "Канала": его насосных станций, шлюзов, плотин и ГЭС. Работники и контрагенты смогут в режиме реального времени получать актуальную информацию об объемах перекачиваемой из Волги воды и вырабатываемой электроэнергии, о текущих уровнях воды, габаритах судового хода и возможных отклонениях от заданных значений. Перевод на интегрированную платформу диспетчерских систем позволит формировать оперативные отчеты о грузо- и пассажиропотоках, а также единый информационный бюллетень по всем бассейнам: соответствующие данные будут отображаться на электронной карте. Это повысит не только безопасность судоходства и качество навигационного обслуживания, но и в целом эффективность управления транспортным комплексом.

Новая система должна стать источником онлайн-данных, на базе которых будут построены электронные сервисы и услуги для разных потребителей: судовладельцев, судоводителей, грузоперевозчиков, круизных компаний, туристов и пассажиров. Соответствующие продукты будут удобными, понятными и доступными.

Личный кабинет судовладельца и судоводителя переведет в электронное пространство весь документооборот: заключать договоры и совершать платежи можно будет в режиме онлайн.

Одним из самых важных сервисов является цифровая картография. В этой части мы существенно отстаем от мировых практик. Сегодня все наши карты бумажные. Их обновление происходит три раза в год. Причем в ручном режиме: судоводители получают текстовые печатные извещения и самостоятельно наносят соответствующие правки на бумагу. В ближайшие два года мы освоим цифровые методы сбора и обработки информации и будем обеспечивать пользователей электронными услугами в режиме реального времени.

На базе "Канала имени Москвы" уже создан отраслевой центр картографии. Чтобы карты были точными, надо оперативно учитывать изменения габаритов судового хода – глубины, рельеф дна. Для этого мы переходим на промеры глубин водных путей с помощью многолучевого эхолота.

В 2019 году мы рассчитываем внедрить цифровую картографию. Ее использование даст возможность перейти на виртуальную расстановку навигационных знаков. А это, в свою очередь, увеличит сроки навигации за счет экономии времени на монтаже и уборке обстановки. Кроме того, замена обычных буев электронными значительно сократит бюджетные траты на их обслуживание.
 
Канал имени Москвы

Одна из больных тем, которая особо была выделена на Госсовете, – это состояние береговой инфраструктуры. Какова сегодняшняя ситуация с причальными стенками, дебаркадерами и прочими объектами, находящимися в ведении "Канала имени Москвы"? Где ведется модернизация, что будет обновлено, в какие сроки и с каким бюджетом?

— Все эксплуатируемые причалы "Канала имени Москвы" обследованы научно-исследовательскими организациями, для них разработаны технические паспорта.

К сожалению, долгое время не было нового строительства причалов. Для развития инфраструктуры речных перевозок сегодня нужно привлекать инвесторов. И мы работаем в этом направлении. ФГБУ "Канал имени Москвы" занимается развитием и модернизацией портовой инфраструктуры, вовлекая в оборот простаивающие и создавая новые площадки для перевалки грузов, мультимодальные комплексы и пр.

Еще два года назад для грузоперевозчиков активно функционировал только один причал – в Яхроме. Нам удалось задействовать объекты, которые ранее использовались по минимуму. "Канал" привлек инвесторов на три причала – Соревнование, Яхрома, Ударная – и на две площадки, пригодные для перевалки грузов, в Икше и Трудкоммуне.

В 2017 году благодаря ФГБУ "Канал имени Москвы" на Оке в Рязани заработала удобная пристань – плавучий железобетонный дебаркадер, рассчитанные на 124 человека. Его длина составляет 35,4 м, ширина – 10 м, высота – 9 м. Здесь могут швартоваться сразу два двухпалубных пассажирских теплохода. Теперь в Рязань регулярно прибывают круизные суда проекта 305 вместимостью 120-150 человек, а также яхты и теплоходы из Москвы и Нижнего Новгорода.

Модернизация береговой инфраструктуры приносит жизнь на воду, возвращает "Каналу имени Москвы" роль опорного пункта для пропуска транспортных потоков.
 
Рыбинский РГС / Канал имени Москвы

Отдельный вопрос по реконструкции гидроузла Белоомут. Расскажите об этом проекте: чем вызвана его необходимость, как он готовился, на каком этапе реализации находится сейчас и когда будет завершен?

— Гидроузел Белоомут был построен на Оке одновременно с гидроузлом Кузьминск в 1911-1915 годы по проекту инженера Нестора Пузыревского. Состоит из судоходной плотины с фермами Поаре и камеры шлюза размером 16,2 х 266 м. В середине 2000-х годов гидроузел был переведен в предаварийное состояние из-за физического и морального износа несущих конструкций и оборудования.

Реконструкция Белоомута началась в октябре 2015 года. В состав нового гидроузла войдут современный судоходный шлюз с причально-направляющими сооружениями и камерой 18 х 276 м, капитальная несудоходная плотина (состоит из глухой части и четырех водосбросных пролетов шириной по 18 м каждый), автоматизированная система управления, водозаборный узел, а также административно-бытовое и производственные здания. К настоящему времени построен и введен во временную эксплуатацию судоходный шлюз. Возводится водосбросная плотина.

Реконструкция Белоомута позволит поднять уровень воды в Оке на 76 см, что, в свою очередь, повысит судоходные глубины и увеличит провозную способность флота.

Расскажите об особенностях судоходства по акватории, которая находится в ведении "Канала имени Москвы". Есть ли лимитирующие участки, каковы ограничения по осадке, как решается эта проблема?

— Основные судоходные трассы водных путей Московского бассейна проходят по Рыбинскому водохранилищу, по реке Волга от Твери до населенного пункта Хопылёво, "Каналу имени Москвы", Москве-реке и Оке от Калуги до входа в канал Сейма. Общая протяженность внутренних водных путей Московского бассейна составляет 3842 км.
На наших водных путях существуют лимитирующие участки.

В городском бьефе – это участок от Западного порта до причала Беседы. Надводный габарит 8,6 м здесь устанавливают два мостовых перехода – Большой Москворецкий мост и Большой Устьинский мост. Суда с высотным габаритом более 8,6 м не могут пройти данный участок.

Введение в эксплуатацию нового гидроузла Кузьминск в навигацию 2016 года позволило ликвидировать лимитирующий участок, образовавшийся из-за глубины залегания порога старого гидроузла и Верхне-Аксёновского переката. Таким образом удалось обеспечить регулярное движение пассажирских теплоходов по маршруту Москва – Нижний Новгород.

При падении уровней воды ниже установленных проектных отметок лимитирующие участки возникают, в основном, на Москве-реке (от шлюза Северка до устья) и на Оке (от населенного пункта Щурово до гидроузла Белоомут). На этих участках вводится ограничение по осадке судов. Для решения проблемы мы и занимаемся реконструкцией (вернее, новым строительством) гидроузла Белоомут.

Для поддержания гарантированных габаритов судового хода на участках внутренних водных путей Московского бассейна в течение каждой навигации проводятся путевые работы, в том числе дноуглубительные. Вместе с содержанием навигационного оборудования это обеспечивает безопасность судоходства.
 
Рыбинский шлюз / Канал имени Москвы

Какой флот сейчас находится в распоряжении ФГБУ? Типы судов, средний возраст, перспективы и необходимость пополнения, маршруты?

— В нашем распоряжении 195 единиц технического флота. С их помощью мы выполняем госзадание по содержанию внутренних водных путей и гидротехнических сооружений в Московском бассейне. Это дноочистительные и земснаряды, плавкраны, шаланды, мотозавозни, а также самоходный и стоечный флот. Средний возраст судов достигает 40 лет. Наш флот, конечно, нуждается в обновлении.

Для этого "Канал имени Москвы" включен в ФЦП "Развитие транспортной системы России (2010-2020)" – в подпрограмму "Внутренний водный транспорт". Фактически с момента ее реализации, с 2012 по 2014 годы, мы построили шесть новых обстановочных судов: три речных теплохода (проект 3050) и три озерных (проект SV2407).
В 2018 году планируется начать строительство несамоходного многочерпакового земснаряда производительностью 250 куб. м/ч класса РРР "Р 1,2 (лед 10) А").

В настоящее время мы готовим инновационный проект, который позволит модернизировать технический флот. Речь идет о создании первого в России электросудна. Универсальная инновационная модульная платформа на электротяге сможет выполнять большой спектр задач и использоваться на разных путевых работах – от обстановочных и водолазных до траления и промера глубин.

Важными преимуществами электросудна станут экономичность и экологичность – отсутствие выбросов в окружающую среду продуктов горения топлива.

Уже подготовлен концепт и облик универсальной модульной платформы. Прорабатываются точные параметры и свойства движителя, используемых материалов и энергетической установки. Проект проходит экономическое обоснование.

Как регулируются тарифы на пассажирские и грузовые перевозки? Есть ли льготы, растут ли цены? Способны ли они конкурировать с автомобильными перевозками? О необходимости такой конкуренции говорилось на Госсовете.

— Тарифы на пассажирские и грузовые перевозки по внутренним водным путям свободные. Цены перевозчик устанавливает с учетом платежеспособного спроса и предложения на рынке, себестоимости, рентабельности и других факторов. Изменения в любой из сфер влияния на стоимость неизбежно приводят к изменению тарифа.

Особые условия созданы для развития пассажирских перевозок: на эти услуги распространяются льготы, предусмотренные федеральным и региональным законодательством.

В любом случае, водный транспорт способен конкурировать с автомобильным и железнодорожным, поскольку имеет ряд преимуществ. Это большой потенциал водных артерий, высокая провозная способность, возможность транспортировки негабаритного и крупногабаритного груза, высокий уровень безопасности, минимальные вредные выбросы в окружающую среду на тонну перевозимого груза (в 85 раз экологичнее автотранспорта) и низкая себестоимость перевозок.

Ценовое преимущество речного транспорта очевидно: оператор тратит в среднем 1,5 руб. за 1 тонн/км. Используя железнодорожное сообщение, перевозка обойдется в два раза дороже – 3 руб. за 1 тонн/км. Автомобильная транспортировка самая дорогая: 4 руб. за 1 тонн/км.
 
Канал имени Москвы

Каково ваше мнение о современном законодательстве в отношении внутреннего судоходства? Какие дополнения или коррективы вы могли бы предложить для его усовершенствования?

— Основным документом, регулирующим все виды деятельности на внутреннем водном транспорте России, является Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. В его положения для совершенствования законодательства периодически вносятся изменения.

В то же время часть подзаконных нормативно-правовых актов до настоящего времени, к сожалению, не издана.

Так, например, согласно части 1 статьи 8 Кодекса содержание внутренних водных путей – судовых ходов, подходов к причалам общего пользования, технического флота, инфраструктуры внутренних водных путей, проведение рейдов в портах общего пользования, организация технологической связи – осуществляется администрациями бассейнов. При этом частью 2 статьи 8 Кодекса содержание судовых ходов на подходах к портам или причалам, не являющимся портами или причалами общего пользования, и к пунктам отстоя, а также проведение работ по устройству и содержанию рейдов в этих портах осуществляется за счет их владельцев.

В зависимости от установленной категории содержание судовых ходов осуществляется в соответствии с правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области транспорта. Однако эти правила до сих пор не приняты.

В связи с этим зачастую складываются ситуации, когда ответственность за содержание судовых ходов, не являющимися портами или причалами общего пользования, возлагается в нарушение части 2 статьи 8 Кодекса на администрации бассейнов.

Принятие этих правил позволило бы исключить возникновение подобных взаимоисключающих ситуаций.

Еще одно неснятое противоречие имеет место при регистрации судов. Согласно части 6 статьи 16 Кодекса, администрации бассейнов взимают плату за государственную регистрацию судов и прав на них, а размер этой платы, порядок взимания и использования должны устанавливаться правительством РФ. Однако этого сегодня не происходит. Причиной тому – нормативная избыточность. Размеры соответствующей госпошлины уже прописаны в статье 333.33 Налогового кодекса РФ. В этой связи целесообразно привести положения Кодекса внутреннего водного транспорта РФ в соответствие с действующим законодательством в сфере налогов и сборов.

В навигацию 2017 года для маломерных судов были введены новые правила прохода через шлюзы. Что поменялось, почему и к каким результатам это привело?

— Правила пропуска маломерных судов через шлюзы ФГБУ "Канал имени Москвы" разработаны для обеспечения безопасности на внутренних водных путях Московского бассейна.

Год назад в процесс планирования и осуществления судопропуска была внесена одна существенная поправка: снято ограничение на возможность шлюзования маломерных судов исходя из времени суток. Ранее "лодки" не допускались к шлюзованию ночью. Теперь владельцы маломерных судов стали более свободны в планировании времени прохождения шлюзов.

Это положительно повлияло на судопропуск в целом. Загрузка камер шлюзов стала оптимальной: нет скопления яхт в ожидании шлюзования, понизилась вероятность большого одновременного судопотока через Яхромский каскад – третий, четвертый, пятый и шестой шлюзы.

Владельцам маломерного флота следует учитывать, что ночное шлюзование требует от судоводителя достаточного опыта и бдительности. И если уж принято решение о движении через Яхромский каскад в темное время, то надо понимать, что оставаться на ночевку в межшлюзовых бьефах небезопасно и каскад должен быть пройден сразу до конца.
 
Гидроузел Кузьминск / Канал имени Москвы

Летом 2017 года "Канал имени Москвы" принимал участие в национальном туристском форуме "Реки России". Чем интересен и полезен был этот форум?

— Безусловно, форум "Реки России" интересен и полезен. Открытые обсуждения по развитию речного туризма страны, обмен мнениями и идеями – все это благотворно влияет на процесс создания в России современных туристических кластеров.

На прошлом форуме мы говорили о необходимости расширения флота в Московском бассейне. Это особенно актуально в нынешних социально-экономических условиях. Речной туризм сегодня находится на подъеме, он обретает новую популярность среди иностранных и российских граждан. Не секрет, что отправной точкой практически всех круизных маршрутов по рекам России остается город Москва. А "Канал имени Москвы" как рукотворное русло протяженностью 128 км с его архитектурой является основной туристической достопримечательностью на воде.

Но туристический флот Московского бассейна обновляется довольно медленно. Об относительном приросте сегодня можно говорить только применительно к прогулочному флоту столицы.

В распоряжении городских операторов остается более 200 теплоходов типа "Москва", которые были построены в советские времена Московским судостроительным заводом и пока не выработали свой ресурс.

Если говорить про модернизацию прогулочного флота, можно назвать всего несколько примеров. Так, по заказу "Столичной судоходной компании" было построено два новых теплохода серии "Столичный", еще четыре небольших судна типа "Столица" были куплены в Санкт-Петербурге. Десять новых теплоходов – так называемые яхты-ледоколы – эксплуатируются ООО "Флотилия". Компания также планирует запустить на Москве-реке десять речных трамвайчиков (журналисты их уже назвали яхтами-кабриолетами).

Самыми молодыми пассажирскими прогулочными судами Московского бассейна сегодня считаются четыре теплохода-катамарана "Снегири" ООО "УК Речные Линии". Они были построены в 2016-2017 годах на судоверфях в Ростове-на-Дону и в Белом Городке Тверской области.

Что планируете делать для развития речной туристической инфраструктуры в Московском бассейне, непосредственно на "Канале имени Москвы"?

— В настоящий время мы рассматриваем возможность реализации экскурсионно-туристического проекта, который позволит, с одной стороны, интегрировать "Канал имени Москвы" в туристическую инфраструктуру российской столицы, а с другой, создать новый сервис на реке. Таким образом удастся привлечь на воду широкий круг инвесторов и туристов, а также удовлетворить растущий спрос на качественные услуги в этой отрасли.

Совместно с Российским государственным гуманитарным университетом мы разрабатываем концепцию использования и развития историко-культурного потенциала "Канала имени Москвы".

Она подразумевает создание современного музея, проведение экскурсий (в том числе виртуальных), выпуск полиграфической и сувенирной продукции, образовательный, выставочный и фестивальный проекты.

У "Канала имени Москвы" есть серьезный бэкграунд для развития музейно-экскурсионного туризма.

В подмосковном поселке Деденево, на территории нашего филиала – Яхромского района гидротехнических сооружений, с 2007 года действует музей "Канала имени Москвы". Здесь представлены документальные свидетельства и артефакты сложного периода строительства и дальнейшей 80-летней эксплуатации "Канала". Мы ценим наш музей и хотим сделать его современным, высокотехнологичным, интересным и доступным для широкой аудитории.
 
Музей / Канал имени Москвы

Это оправдано социально и экономически. Интерес к истории "Канала" увеличивается. На волне 80-летнего юбилея мы отмечаем значительный рост турпотока в наш музей: только за шесть месяцев 2018 года его посетили в два раза больше экскурсантов, нежели за весь прошлый год.

Для развития музейной экспозиции "Канала имени Москвы" планируется использовать легендарный теплоход "Максим Горький". Мы хотим превратить речной "Борт №1" в настоящий теплоход-музей с интерактивной экспозицией. Для этого на судне предстоит провести серьезные ремонтно-реставрационные работы. А также оцифровать уникальные экспонаты и архивные фотографии из нашего подмосковного музея, добавить к ним другие исторические артефакты.

Как вы уже упомянули, в прошлом году "Канал" отметил свое 80-летие. Как праздновали?

— В юбилейный год мы решили сделать подарок главным героям праздника: работникам "Канала", а также пассажирам многочисленных теплоходов, пользователям наших водных путей, ради кого и создавалось это грандиозное гидротехническое сооружение.

В 2017 году стартовала акция "Миллионный пассажир", которую мы планируем продолжать. Юбилейного участника навигации определяет наша диспетчерская служба, которая занимается учетом перевозок в Московском бассейне. Она ведет подсчет пассажиров на туристических, круизных, экскурсионных и регулярных маршрутах, о которых нам сообщают судовладельцы и судоводители. Кроме того, соответствующая информация поступает с контрольно-пропускных пунктов речных вокзалов и причалов.

Миллионный пассажир в навигацию-2017 определился 4 сентября на Северном речном вокзале. Юбилейным речным туристом стала москвичка Татьяна Ивановна Волкова. Мы вручили ей наши подарки и сувениры, а перевозчики – бесплатный сертификат на круиз в 2018 году.

К 80-летию "Канала имени Москвы" в Музее краеведения и археологии города Дубна прошла выставка, посвященная грандиозной стройке XX века. Здесь были представлены оригиналы газет и журналов, издававшихся в 1930-е годы в Дмитлаге НКВД, статьи из центральной прессы с хроникой строительства "Канала", архивные и личные документы, нагрудные знаки "Ударнику Москва-Волгостроя" и "Строителю Москва-Волга", а также инструменты, которые использовались на стройке.

Выставка в Дубне не единственная в своем роде. Постоянные экспозиции, посвященные истории "Канала", есть не только в нашем Яхромском РГС в Деденево, но также в Долгопрудненском историко-художественном музее и в музее-заповеднике "Дмитровский кремль".

Также к юбилею "Канала" мы подготовили и выпустили книгу "Каналу Москва-Волга 80 лет". Ее автор – писатель и публицист Анатолий Салуцкий.
 
Парад флота в навигацию-2018 / Канал имени Москвы

Историю сложнейшего индустриального проекта создавали люди интересной и трагической судьбы. Они стояли за каждым камнем, вынутым из земли, за каждым проложенным рельсом железной дороги, за каждым шлюзом и механизмом. Мы чтим подвиг наших сограждан, отдавших свою жизнь на этой стройке, и хотим сохранить память о них, о тех временах и той грандиозной работе.

Конечно же, помним мы и о ветеранах "Канала имени Москвы", которые долгие годы работали, а многие и сейчас продолжают трудиться на благо нашего предприятия. В юбилейный год мы организовали для них круиз. В Углич – древний волжский город, некогда столицу Углицкого княжества – отправились 30 человек, которые отдали предприятию не один десяток лет.

Во всех подразделениях "Канала" трудились и продолжают работать тысячи профессионалов и неравнодушных людей, которые знают каждый винтик, по звуку могут определить функционирование гидроузла. Мы благодарны коллегам и гордимся нашими трудовыми династиями.

Материалы по теме:
"Нужна высшая политическая воля для решения проблем рек России" (интервью с президентом Национальной ассоциации судовладельцев)
Речные речи (о форуме "Реки России 2017 года)
Договорились на берегу (о форуме "Реки России - 2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям в августе 2016 г.)
Беломорско-Балтийский канал - перспективы в габаритах
"Канал имени Москвы", ФГБУ Москва
+7 (499) 638-42-01, +7 (499) 638-42-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
СПбГМТУ и Крыловский центр проведут конференцию по строительной механике корабля
13:17 / события
рекламаПодписка 2025