Пандемия многое изменила, и все же, морская отрасль избежала серьезных структурных последствий, затронувших другие секторы.
Иллюстрация: AdobeStock |
Текущая ситуация наглядно демонстрирует работу судоходства, как с лучшей, так и с худшей стороны. Большая проблема — кризис смены экипажа. Но пока остальной мир работал из дома, суда продолжали ходить по морю. Устойчивость цепочки поставок — это что-то вроде современного чуда, которое стало возможным благодаря технологиям.
Связь, как правило, является проблемой для операторов судов. Технологии спутниковой связи довольно дорогие, сложные и более подвержены сбоям, по сравнению с наземной связью.
В 2020 году стало ясно, что операторы могут управлять своими судами с берега, связываться с экипажем, а также следить за здоровьем команды, требовать от официальных органов проведения обследований, и обслуживать или модернизировать бортовые ИТ-системы по тем же соединениям.
COVID-19 ускорил развитие тенденции использования удаленных технологий более, чем могли предсказать операторы спутниковой связи или интеграторы, которые продают услуги.
Установка новых систем застопорилась, но спрос на пропускную способность взлетел до небес. В результате в течение года сетевой трафик у основных поставщиков услуг вырос, и обнаружилась настоятельная необходимость поддерживать безопасные операции с использованием новых решений.
Коммерческое судоходство представляет собой крупнейший телекоммуникационный рынок. По данным исследовательской компании Euroconsult, на конец 2020 года насчитывается более чем 225 000 активных терминалов, включая 16 000 активных станций VSAT.
Цены на пропускную способность в течение 2020 года повысились. Большинство поставщиков услуг предоставляют льготное эфирное время передачи данных для экипажей.
Новости были не самые хорошие: объем пассажиров круизного сегмента упал, а вместе с ним и спрос на связь. Основные круизные линии почти полностью прекратили свою деятельность с марта 2020 года, что привело к снижению активных входов VSAT почти на 80% к концу 2020 года по сравнению с предыдущим годом, согласно данным Euroconsult.
На борту судов, находящихся на стоянке, экипажи использовали наземные сотовые сети связи, а не системы VSAT.
Потеря доходов от круизов оказала значительное влияние на поставщиков услуг связи, для некоторых результатом стало банкротство и реструктуризация.
Спрос на эту связь вернется и даже увеличится с возвращением круизов, учитывая, что потребители привыкли к доступности голосовых и видеосервисов.
Дальнейшее станет новой главой в истории, более или менее драматичной, по предсказаниям некоторых наблюдателей. Спутниковые сервисы, используемые в морском судоходстве, в основном получаются с помощью крупных и дорогостоящих геостационарных комплексов, причем поставщики VSAT объединяют сигналы от нескольких поставщиков.
Запускаются (или только разрабатываются) новые варианты, не связанные с геостационарными комплексами, в том числе от StarLink, OneWeb, Telesat и Amazon, с сотнями спутников на низкой околоземной орбите, предоставляющие более быстрые, качественные и потенциально более дешевые услуги.
Некоторые из них будут ориентированы на морское судоходство, учитывая большое количество потенциальных пользователей, и высокий спрос со стороны отрасли, которая должна резко повысить эффективность.
По оценкам Euroconsult, если эти планы осуществятся, новые игроки потенциально завладеют половиной мощностей к 2030 году.
За последний год мир научился работать, отдыхать и играть удаленно. Вместе с потребностями пользователей растет спрос на услуги передачи данных, удаленные инструменты и технологии. За этим может последовать изменение цепочки создания стоимости, особенно в зависимости от финансового состояния старых и новых игроков, многие из которых имеют большие долги.
Востребована хорошая связь, преимущества интеллектуальных и гибридных сетей, новые приложения и инновационный опыт.
Джинн вышел из бутылки. Работникам морской отрасли следует четко сформулировать свои пожелания.