В ходе пресс-конференции были представлены флагманские продукты, в их числе E3D, Wonderware, PRO/II, SimCentral, Engineering, Diagrams, линейка технологий Marine. По плану развития каждый из инструментов будет полезен на определенном этапе, и линейка не будет ограничиваться техпроектированием и управлением данными. В целом, обновления AVEVA нацелены на решение задач цифровой трансформации, простыми словами — вся будущая автоматизация в области проектирования должна переходить в "цифру", при этом проекция каждого этапа должна быть интегрирована внутрь единой системы.
Возможно, мысль покажется не самой новой — о том, что цифровые технологии должны ускорить процесс строительства промышленного объекта и сократить финансовые расходы, говорят много и часто. Поэтому мы дополнительно расспросили Алексея Лебедева о дальнейших шагах AVEVA в сфере автоматизации проектирования и тонкостях внедрения новых технологий на рынок судостроения.
|
Генеральный директор AVEVA (Россия и СНГ) Алексей Лебедев во время пресс-конференции / "AVEVA", Ltd |
—
Алексей, во время пресс-конференции была озвучена мысль о необходимости объединения процессов внутри КБ и завода-строителя. Расскажите, как, на ваш взгляд, должна в идеале работать схема "проектант — производитель" и чего не достает современной системе взаимодействия двух видов организаций?
— Современная методология строительства судна, как мы знаем из повсеместной мировой практики, включает деление объекта на отдельные секции, которые до момента общей сборки могут строиться в разных местах. Далее, уже насыщенные всем оборудованием, металлоконструкциями и прочим, они собираются в конечный продукт. И вот на этом этапе сборки ключевым моментом является управление процессом проектирования. Здесь важно
верно распределить и проконтролировать любые изменения. Потому что если допустить ошибку в период проектирования, то уже во время строительства исправления выльются в огромные финансовые потери.
Поэтому, говоря об объединении процессов строительства и проектирования, я не имею в виду, что необходимо интегрировать проектную организацию внутрь завода, главная идея в том, что между участниками обоих предприятий должна быть прозрачная и понятная взаимосвязь. То, что делает КБ, должно быть доступно как можно раньше и оперативнее в электронном виде для завода, а изменения, вносимые участники проектирования, были доступны реализатору.
|
ЦМКБ Алмаз переходит на использование системы AVEVA Marine и становится одной из ведущих проектных организаций международного рынка судостроения / рис.3 / "AVEVA", Ltd |
Для сравнения — как происходит у нас сейчас: КБ разрабатывает документацию, отправляет ее на завод, где выявляются моменты для правки. Предприятием выпускается извещение с отчетом для конструкторской организации, и все сначала. И вот о внедрении цифровой модели на этом этапе мы как раз и говорим — необходимо работу выполнять параллельно. За счет использования цифрового инструмента согласование, а значит, и весь процесс строительства, ускорится в разы. ОСК эту парадигму поддерживает и уже сейчас создает требования к цифровой модели. А последние инструменты AVEVA нацелены как раз на достижение этой цели — оперативное взаимодействие.
Здесь же подвязывается отдел закупок, который, в свою очередь, может заранее обозначить свой план. При этом для снабжения также необходима своя схема в системе — нужна ли им вся информация по проекту, или важна конкретная специфика, в каких единицах рассчитывается количество, нужно ли объединение в группы и прочее. И всю эту информацию в перспективе можно будет передавать кликом одной кнопки. В результате каждый отдел будет получать одну и ту же сводку, но в необходимом им виде.
Эта тенденция сейчас активно развивается в Европе. В России же судостроение оторвано от проектирования. Мировая практика другая — там есть крупные игроки, которые предлагают технический проект, а его реализацию непосредственно для завода выполняет интегрированная внутрь него [завода] проектная организация.
И уже сейчас, в связи с последними изменениями внутри нашей компании, мы можем не только говорить обо всех этих возможностях, а давать готовые инструменты. С их помощью участвующие в процессе строительства предприятия могут отложить в сторону какие-то организационные вопросы, что касается правил, стандартов, соответствий, согласований и так далее. Я считаю, что это очень важный шаг для более эффективного взаимодействия, по сравнению с тем, что существует сейчас.
|
Презентация обновленных ситсем AVEVA / "AVEVA", Ltd |
—
Избитая мысль, но все же судостроение считается консервативной отраслью. Как считаете, могут ли возникнуть проблемы с внедрением новых разработок на предприятиях?
— Я думаю, что изначально изменения должны произойти в головах, а не в технике — это наоборот является следствием. До тех пор, пока мы пытались работать с клиентом по системе "Попробуйте наш классный инструмент, вам понравится!", мы часто сталкивались с тем, что люди смотрели, а дальше ничего не происходило — внедрение буксовало.
Потом мы начали работать по-другому — выявлять потребность и смотреть, как наш инструмент может повысить эффективность работы. И тогда внутри предприятия создавалась группа под курированием генерального директора, где были собраны специалисты с разных отделов. И тогда они смогли оценивать эффективность не только с точки зрения работы их отделов, но и в плане оперативности взаимодействия. Просто и понятно на словах: раньше заявку от снабженцев необходимо было передавать в виде уведомительного документа или по
электронной почте. Внутри же обновленной системы можно проставить галочку и обойтись без каких-то формальных действий, замедляющих процесс разработки. При этом те самые специалисты не просто испытывали инструмент, а оценивали и подсказывали, что им необходимо добавить, что здесь лишнее и прочие моменты. Процесс получения проектной документации был упрощен, производительность процессов была увеличена на 25-30 %.
|
Проектирование судов / "AVEVA", Ltd |
Да, нельзя просто сказать: "Ребята, используйте средства автоматизированного проектирования!", потому что есть масса зарекомендовавших себя систем, на которые опираются десятилетиями. И внутренний регламент не изменишь, пока не пересечешь некий Рубикон. Мысль должна быть осознанной — "Старые системы работают, но уже не так эффективно. А ведь есть инструмент, позволяющий сократить сроки за счет автоматизации". И на мой взгляд эта мысль сейчас перерастает из теоретического интереса к практике.
Поэтому я оптимистично смотрю на эту ситуацию. Проблемы, конечно, есть, но я бы не сказал, что в аспекте принятия решений судостроение особо отличается от других отраслей промышленности. Технически процессы разные, но с точки зрения адаптации и ввода новых технологий в России судостроение не сильно отстает от промышленного сегмента.
Материалы по теме:
3D и лазеры - как теперь работает легендарный "Севмаш" - интервью с вице-президентом ОСК по техническому развитию на тему технологий настоящего и будущего на производстве
Присмотрите за моим судном - статья о приборе для мониторинга передвижения судна
Следующий шаг - виртуальная реальность - специалист CADMATIC о грядущих возможностях судового проектирования