5.12.2017 года Распоряжением № 2933-р Правительство России одобрило принципиально важное для индустрии морского и речного транспорта Соглашение о судоходстве (далее – Соглашение). Указанное Соглашение регулирует порядок осуществления судоходства судами под иностранными флагами государств – членов Евразийского экономического союза (далее – ЕЭС) на территории друг друга. Соглашение предусматривает определенные случаи беспрепятственного прохода и эксплуатации судна под иностранным флагом одного государства ЕЭС на внутренних водных путях (далее – ВВП) другого государства ЕЭС.
Участниками ЕЭС, кроме РФ, являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика. Таким образом, Соглашение регулирует эксплуатацию судов под флагами данных государств (далее – флаги ЕЭС).
В соответствии с Соглашением, в случае его ратификации иными странами – участниками, суда под флагами ЕЭС получат право осуществлять двусторонние перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировку судов и плавучих объектов, а так же транзитный проход по ВВП государств ЕЭС. Судам под флагом ЕЭС предоставляются те же права и статус, что и судам под национальным флагом государства-участника Соглашения.
Между тем, право на осуществление судоходства не будет безграничным. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения, запрещены перевозки и буксировки между портами одного государства-члена судами под флагом другого государства-члена, а так же перевозки в порты (из портов) другого государства-члена и третьими странами. Таким образом, не допускается по соглашению совершать внутренние перевозки исключительно в РФ судном под флагом другого государства ЕЭС, а так же перевозки из внутреннего порта РФ в страны, не являющиеся участниками ЕЭС.
По ст. 1-2 Соглашения, судам под флагами ЕЭС будут разрешены перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка из портов (в порты) ВВП одного государства-члена флага судна в порты (из портов) ВВП другого государства-члена. Таким образом, судно смешанного (река-море) плавания под флагом Казахстана или Беларуси, например, сможет без смены флага и на таких же условиях, как суда РФ, осуществить прямую перевозку груза или пассажиров до порта РФ на ВВП.
Дополнительно, по ст. 6 Соглашения, будет допускаться транзитный проход судов, то есть плавание судов одного государства по ВВП другого государства без погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров на ВВП другого государства, если такое плавание начинается и заканчивается с пересечением государственной границы государств. Данное положение может существенно сократить сроки и маршруты плавания иностранных судов под флагами ЕЭС, которым не придется идти в обход территориальных вод РФ.
По ст. 4 Соглашения, при плавании судов по ВВП не будет допускаться перевозка грузов, запрещенных законодательством государств-членов к ввозу и перемещению на их территориях, а так же проведение
рыболовной, гидрографической, исследовательской и другой деятельности, не связанной с проходом
судов по ВВП. Для проведения указанной деятельности судовладельцам судов под иностранными флагами все еще требуется получить разрешения на проведение работ в области торгового мореплавания в соответствии со ст. 4 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ).
Статья 7 Соглашения предусматривает, что государства взаимно признают судовые документы, находящиеся на борту судов под флагами ЕЭС, выданные в соответствии с законодательством государств-членов ЕЭС, а так же удостоверения личности и квалификационные документы членов экипажей таких судов.
При этом, во время нахождения судов под флагом ЕЭС на ВВП другого государства, такие суда должны будут соблюдать правила судоходства такого государства, включая вопросы въезда, выезда, пребывания и перемещения членов экипажей (ст. 3, 8 Соглашения).
В ст. 3 Соглашения предусмотрен уведомительный порядок осуществления прохода судна под флагом ЕЭС по ВВП другого государства. Такой проход осуществляется на основании заявления, подаваемого судовладельцем или его представителем в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся ВВП, не позднее, чем за 10 календарных дней до входа судна на ВВП.
Государственный орган оповещает заявителя об итогах рассмотрения заявления на проход лишь в случае принятия отрицательного решения. В доступе на ВВП судовладельцу может быть отказано только в случае несоответствия габаритов судна гарантированным габаритам судового хода на ВВП, наличия сведений о несоответствии судна требованиям законодательства, а также в целях обеспечения обороны и безопасности.
Дополнительно, двусторонняя перевозка судами под флагом ЕЭС будет осуществляется так же на основании уведомления, в соответствии с которым уполномоченные органы государств-членов ежегодно, до 1 апреля, согласовывают предварительные списки судов, планируемых для осуществления перевозки. Регламент по порядку подачи и рассмотрения указанных заявлений судовладельцев пока не утвержден, однако допускается, что он будет содержать список судовых документов, а так же коммерческих документов по планируемой перевозке.
Соглашение может быть ратифицировано всем государствами-членами ЕЭС уже в 2018 года, что позволит к открытию навигации осуществлять перевозки по ВВП РФ судам под флагами Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, а судам под флагом РФ успешно заходить на ВВП иностранных государств – членов ЕЭС. Принятие соглашения позволит существенно сократить сроки планирования перевозок грузов между странами ЕЭС, а так же сократить расходы на фрахт и перегрузку грузов с судов под разными флагами для прохода по ВВП.
В соответствии с Соглашением, в случае его ратификации иными странами – участниками, суда под флагами ЕЭС получат право осуществлять двусторонние перевозки грузов, пассажиров и багажа, буксировку судов и плавучих объектов, а так же транзитный проход по ВВП государств ЕЭС. Судам под флагом ЕЭС предоставляются те же права и статус, что и судам под национальным флагом государства-участника Соглашения.
Между тем, право на осуществление судоходства не будет безграничным. В соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения, запрещены перевозки и буксировки между портами одного государства-члена судами под флагом другого государства-члена, а так же перевозки в порты (из портов) другого государства-члена и третьими странами. Таким образом, не допускается по соглашению совершать внутренние перевозки исключительно в РФ судном под флагом другого государства ЕЭС, а так же перевозки из внутреннего порта РФ в страны, не являющиеся участниками ЕЭС.
По ст. 1-2 Соглашения, судам под флагами ЕЭС будут разрешены перевозки грузов, пассажиров и их багажа, буксировка из портов (в порты) ВВП одного государства-члена флага судна в порты (из портов) ВВП другого государства-члена. Таким образом, судно смешанного (река-море) плавания под флагом Казахстана или Беларуси, например, сможет без смены флага и на таких же условиях, как суда РФ, осуществить прямую перевозку груза или пассажиров до порта РФ на ВВП.
Дополнительно, по ст. 6 Соглашения, будет допускаться транзитный проход судов, то есть плавание судов одного государства по ВВП другого государства без погрузки и выгрузки грузов, посадки и высадки пассажиров на ВВП другого государства, если такое плавание начинается и заканчивается с пересечением государственной границы государств. Данное положение может существенно сократить сроки и маршруты плавания иностранных судов под флагами ЕЭС, которым не придется идти в обход территориальных вод РФ.
По ст. 4 Соглашения, при плавании судов по ВВП не будет допускаться перевозка грузов, запрещенных законодательством государств-членов к ввозу и перемещению на их территориях, а так же проведение
рыболовной, гидрографической, исследовательской и другой деятельности, не связанной с проходом
судов по ВВП. Для проведения указанной деятельности судовладельцам судов под иностранными флагами все еще требуется получить разрешения на проведение работ в области торгового мореплавания в соответствии со ст. 4 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ).
Статья 7 Соглашения предусматривает, что государства взаимно признают судовые документы, находящиеся на борту судов под флагами ЕЭС, выданные в соответствии с законодательством государств-членов ЕЭС, а так же удостоверения личности и квалификационные документы членов экипажей таких судов.
При этом, во время нахождения судов под флагом ЕЭС на ВВП другого государства, такие суда должны будут соблюдать правила судоходства такого государства, включая вопросы въезда, выезда, пребывания и перемещения членов экипажей (ст. 3, 8 Соглашения).
В ст. 3 Соглашения предусмотрен уведомительный порядок осуществления прохода судна под флагом ЕЭС по ВВП другого государства. Такой проход осуществляется на основании заявления, подаваемого судовладельцем или его представителем в уполномоченный орган государства-члена, на территории которого находятся ВВП, не позднее, чем за 10 календарных дней до входа судна на ВВП.
Государственный орган оповещает заявителя об итогах рассмотрения заявления на проход лишь в случае принятия отрицательного решения. В доступе на ВВП судовладельцу может быть отказано только в случае несоответствия габаритов судна гарантированным габаритам судового хода на ВВП, наличия сведений о несоответствии судна требованиям законодательства, а также в целях обеспечения обороны и безопасности.
Дополнительно, двусторонняя перевозка судами под флагом ЕЭС будет осуществляется так же на основании уведомления, в соответствии с которым уполномоченные органы государств-членов ежегодно, до 1 апреля, согласовывают предварительные списки судов, планируемых для осуществления перевозки. Регламент по порядку подачи и рассмотрения указанных заявлений судовладельцев пока не утвержден, однако допускается, что он будет содержать список судовых документов, а так же коммерческих документов по планируемой перевозке.
Соглашение может быть ратифицировано всем государствами-членами ЕЭС уже в 2018 года, что позволит к открытию навигации осуществлять перевозки по ВВП РФ судам под флагами Казахстана, Беларуси, Армении и Киргизии, а судам под флагом РФ успешно заходить на ВВП иностранных государств – членов ЕЭС. Принятие соглашения позволит существенно сократить сроки планирования перевозок грузов между странами ЕЭС, а так же сократить расходы на фрахт и перегрузку грузов с судов под разными флагами для прохода по ВВП.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018