Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

Об общих правилах начисления демереджа по нормам английского права

0 9910 3 мин
Рейсовые чартеры и договоры перевозок, как правило, содержат условия о доступном фрахтователю сталийном времени, которое используется им для произведения грузовых операций с участием арендованного судна. Указанное сталийное время считается предоплаченным фрахтователем, а судовладелец не имеет права чинить препятствия или начислять дополнительные платежи за пользование судном в указанный период.
Методы подсчета и определения сталийного времени могут быть различными, однако по каждому из них применяется и другое общее правило: после истечения установленного периода сталийного времени, судно начинает использоваться или удерживаться сверх нормы, в результате чего у судовладельца возникает право начислить демередж.

Под демереджем понимается согласованная денежная сумма, подлежащая оплате в пользу судовладельца в случае задержки судна в чартере, возникшей не по вине самого судовладельца. В случае, если заключенный договор чартера регулируется английским правом, демередж так же будет определяться и начисляться в соответствии с нормами английского права.

При применении указанных норм, стороны чартера соглашаются с базовым принципом "однажды в демередже – всегда в демередже", что означает непрекращающееся течение оплачиваемого демереджем времени в случае, если фрахтователь пользуется судном за пределами сталии. В деле The Spalmatori [1964] AC 868 принцип был обоснован на простом примере: если происшествие имеет место в период течения сталийного времени, ни одна из сторон не может нести за нее ответственность, однако если сталийное время истекло, судовладелец может заявить, что происшествие не привело бы к задержке судна, если бы фрахтователь успел осуществить все свои операции в согласованный период. Таким образом, фрахтователь должен нести риски, связанные с любыми задержками в демередже, течение которого не прерывается.

С юридической точки зрения, применение данного принципа, чаще всего напрямую поименованного в договоре, означает, что после ухода судна в демередж, исключительные условия и события, при наступлении которых происходила бы остановка течения сталийного времени, не применяются. Например, если сталийное время по договору не течет в выходные и праздничные дни, как это прямо предусмотрено в чартере, к демереджу такое исключение не относится.

Задержку судна придется оплачивать на 24-часовой основе, в выходные и праздники. Исключение составляют прямые письменные условия договора, при наступлении которых демередж прерывается. Стоит отметить, что такие условия должны быть четко сформулированы и однозначно выражать волю сторон по прерыванию демереджа при их наступлении.

По делу The Forum Craftsman [1991] 1 Lloyd’s Law Rep 81 установлено, что "любая оговорка должна демонстрировать четкое намерение сторон установить исключение для течения периода демереджа, вне зависимости от того, наступило исключенное событие в период сталии или стало результатом того, что погрузка в указанный период завершена не была. Язык оговорки не должен оставлять сомнений, что стороны согласовали данные условия". Таким образом, непрерывность демереджа презюмируется, и должна быть исключена четкими и однозначными положениями договора.

По общему правилу, общие оговорки о наступлении обстоятельств непреодолимой силы (далее – ОНС), которые возникли после начала течения демереджа, так же не приостанавливают его течение. Между тем, важно отметить, что в английском праве имеется дело The John Michalos [1987] 2 Lloyd’s Law Rep 188, в котором демередж был признан прерванным на основании оговорки по ОНС. В соответствии с текстом, "фрахтователь не несет ответственности за задержки в погрузке и выгрузке, возникшие…" в связи с поименованными ОНС, однако данное дело является исключением.

Существенное значение придается не только точности формулировки статьи по ОНС, но и реальному совпадению установленного в ней события с тем, на что ссылается фрахтователь. В Решении арбитража ad hoc в Лондоне (London Arbitration 3/15) арбитры установили, что оговорка по ОНС не будет применяться, если сторона могла предусмотреть результат действия события и нивелировать его действие – в рассматриваемом случае, путем смены причала судна. Фрахтователь лишился права ссылаться на ОНС по английскому праву, так как мог избежать результатов действия ветра, но не предпринял действий, экономя собственные расходы.

Таким образом, для остановки начисления демереджа по ОНС необходимо не только предусмотреть такое право в договоре, но и доказать, что ОНС являлись результатом задержки грузовых операций без вины сторон, а избежать их объективно было нельзя (The Kriti Rex [1996] 2 Lloyd&Rep 373).

Основываясь на всем вышеизложенном, при заключении договоров чартера судна по английскому праву необходимо учитывать следующее:
  • в отношении демереджа по праву существует правило "однажды в демередже – всегда в демередже";
  • данное правило может быть исключено сторонами в договоре;
  • общие оговорки и даже статья, исключающая действие указанного принципа, не остановят течение демереджа, если они сформулированы недостаточно четко и однозначно.
  • если стороны хотят исключить действие принципа "однажды в демередже – всегда в демередже", необходимо четко определить основания и события, включая ОНС, при наступлении которых течение демереджа прервется.
  • для формулирования исключений в чартере рекомендуется использовать четкий, конкретный язык, перечни и определенное указание на то, что принцип исключается по взаимному решению обеих сторон.



 
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2018
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025