В последние годы Крайний Север России представляет особый интерес. Причем регион так быстро развивается, что не всегда можно поспеть за новостями, поступающими оттуда. Наша редакция не отстает от трендов и тоже интересуется жизнью Заполярья. О работе Обь-Иртышского речного пароходства, большая доля деятельности которого приходится как раз на Крайний Север, о проблемах судоходства в регионе и флоте в целом, мы поговорили с помощником руководителя управляющей компании ОИРП "Межрегионфлот" Олегом Леоненко.
- Олег Владимирович, с Обь-Иртышским речным пароходством в России знакомы. Однако все же давайте с самого начала поговорим о предприятии: какие имеет направления деятельности, какой флот и в каком составе, как выглядит география работ?
- Обь-Иртышское речное пароходство ("ОИРП") является одним из крупнейших перевозчиков в системе водного транспорта Западной Сибири, специализирующегося на перевозке нерудно-строительных материалов, тарно-штучных грузов, нефтепродуктов и ГСМ, негабаритных и тяжеловесных грузов по внутренним речным и морским путям.
География деятельности пароходства охватывает магистральные реки: Обь, Иртыш, Обскую, Тазовскую, Байдарацкую губу, бассейны Карского, Баренцева и Каспийского морей, а также более 20 малых рек Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов.
Для оказания транспортных услуг предприятие располагает достаточным количеством буксиров-толкачей, несамоходных барж, в том числе судов "река-море" класса. На балансе пароходства имеются специализированные суда, которые производят сбор и переработку отработанных масел, сухого мусора, сточно-фекальных и нефтесодержащих вод. За апрель - июнь в эксплуатацию введено 226 единиц флота: 67 самоходных и 159 несамоходных.
- Скоро навигация завершится. Расскажите, как проходила подготовка к ней. Подводили ли уже промежуточные итоги?
- Для летней навигации мы организовали обучение работников пароходства. В рамках него были подготовлены 23 специалиста морского флота, 50 специалистов - речного, а также провели обучение для 240 человек по 28-, 20-, 16-часовым программам противопожарной подготовки. Летняя навигация 2018 года для Обь-Иртышского речного пароходства началась 5 мая с выхода в рейс теплохода "РТ-600" из Тюмени. По предварительным итогам, на 31 августа 2018 года было перевезено 1 042 тыс. т, что на 11,4% больше к аналогичному прошлогоднему периоду, и 925 711 тыс. ткм, что на 14,7% больше к аналогичному периоду 2017 года.
- Растет ли себестоимость перевозок от навигации к навигации? Чем этот рост обусловлен?
- Хочу заметить, что каждый год ОИРП вкладывает более 300 млн руб. в обновление флота. Это составляет значительную долю в общей сумме расходов на подготовку к предстоящей навигации. Прежде всего, это связано с тем, что флот сильно изношен. Еще ситуация осложняется постоянным ужесточением технических и экологических требований.
Сегодня средний возраст нашего грузового флота составляет 32 года, при этом более 75% самоходных и несамоходных барж и буксиров имеют возраст свыше 25 лет.
Безусловно, мы нуждаемся в строительстве новых судов, но без государственных программ, направленных на поддержку предприятий водного транспорта в части строительства нового флота, своими силами с этой задачей не справиться.
Увеличивающаяся себестоимость перевозок водным транспортом обусловлена, в частности, непрерывным ростом цен на ГСМ - в 2018 году был зафиксирован рост закупочных цен на топливо более 30%.
Необходимо отметить, что для судов производится подакцизное маловязкое топливо, однако мы столкнулись с проблемой закупки подобного топлива в навигацию 2018 года в связи с дефицитом в необходимом объеме, который составляет порядка 10 тыс.т.
Дело в том, что неустойчивость спроса на предоставление услуг по перевозке грузов, сезонный характер работы, а также позднее формирование портфеля контрактов непосредственно перед навигацией либо в течение нее, негативно влияет на оперативное управление производственным процессом. Одним из способов решения этих проблем является разработка программ господдержки, в первую очередь, связанных с льготным кредитованием в межнавигационный период.
- Какие существуют проблемы судоходства в регионе, где проходит основная работа пароходства?
- Знаете, дноуглубление на реках бассейна не ведется много лет. Из-за этого габариты судовых ходов на Оби и Иртыше стали ниже гарантированных, а боковые и малые реки пришли в свое естественное состояние, зависимое от природной гидрологической обстановки. Реки обмелели, засорены древесиной, карчами. Участок Тюмень-Тобольск вообще не обставляется бакенами, вехами, а береговые знаки убраны. Все это привело к значительному уменьшению пропускной способности водных путей, снижению загрузки судов и составов, увеличению себестоимости перевозок грузов и сроков их доставки, ухудшению водных сообщений.
Подобные условия мешают судовладельцам корректно и удобно организовывать перевозки речным флотом и повышают угрозу безопасности плавания. Из-за этого водные пути от Тюмени и Омска, малые реки в Западной Сибири превращаются в несудоходные, что существенно сказывается на обслуживании нефтегазового комплекса в условиях недостаточной инфраструктуры других видов транспорта.
- Помогают ли местные или государственные власти с решением этих проблем? Какие вы видите пути их решения?
- На самом деле, не особо. Но наша компания считает, что для решения стратегических проблем в сфере внутреннего водного транспорта необходимы меры государственной поддержки. Во-первых, требуется осуществить модернизацию и обновление флота. Во-вторых, создать надежные путевые условия для работы. В-третьих, организовать льготное кредитование в межнавигационный период. И наконец, со стороны государства необходимо оказание помощи в создании инфраструктуры по бункеровке флота и сдаче отходов.
- Кстати, о теме бункеровки флота и сдаче отходов. Пароходство насчитывает 226 единиц судов - цифра немалая. За каждым судном уследить, чтобы оно не навредило окружающей среде, это целая история. Как вы следите за экологией?
- Мы уделяем большое внимание природоохранным мероприятиям, обеспечивая экологическую безопасность акваторий, где ведем работу. Несмотря на относительно высокую экологичность водного транспорта, известно, что сброс в водоем образующихся в процессе эксплуатации судов отходов способен нанести значительный ущерб окружающей среде.
Сегодня организация процесса и расходы на утилизацию подсланевых вод, хозфекальных стоков, мусора полностью возложена на судовладельцев, а функция ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" ограничивается ежегодным сбором с судоходных компаний сведений по расстановке природоохранных средств на речных бассейнах. Других дополнительных мер государственными органами не предпринимается.
Подчеркну, что, согласно действующему законодательству, бункеровка флота должна производиться на специализированных причалах. В Обь-Иртышском бассейне таких только два: в Тобольске и Сургуте. Это создает трудности для осуществления бункеровки флота и влечет за собой дополнительные расходы. Как я уже говорил, в этом вопросе требуется поддержка от государства, чтобы найти приемлимое решение для всех сторон.
- Как себя чувствует транспортное сообщение - как грузовое, так и пассажирское - в регионе?
- Вы знаете, что для жизнедеятельности Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов постоянная работа водного транспорта и речных перевозок имеют особое значение. Сферой безальтернативного использования внутреннего водного транспорта являются перевозки в районы Крайнего Севера, где отсутствуют или недостаточно развиты железнодорожные и автомобильные дороги.
Обь-Иртышское речное пароходство принимает активное участие в реализации проектов освоения залежей углеводородного сырья в Западной Сибири. Флот пароходства доставляет грузы, необходимые для бурения нефтяных и газовых скважин, обустройства месторождений, строительства промышленных, жилых и социальных объектов, дорог. Созданное для нужд ТЭКа, пароходство продолжает выстраивать плодотворные отношения с лидерами отрасли. На протяжении многих лет нашими заказчиками являются организации, входящие в структуру "Газпрома", "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Новатэка", других вертикально интегрированных компаний ТЭКа, а также дорожно-строительные предприятия и предприятия муниципального сектора.
Наша деятельность не ограничивается только перевозкой генеральных грузов по внутренним речным и морским путям. Из-за отсутствия автомобильного сообщения более 20 лет осуществляются регулярные перевозки и эффективное использование судов на грузовой, паромной переправе "Приобье — Салехард — Приобье" протяженностью 614 километров. Хочется отметить, что обслуживание причалов для погрузки техники на паром выполняется силами нашего предприятия.
- Работаете ли с компаниями из стран СНГ?
- Пока наше предприятие работает только на внутреннем рынке. В совместных проектах фирм ближнего зарубежья не участвовали.
- Обь-Иртышское речное пароходство ("ОИРП") является одним из крупнейших перевозчиков в системе водного транспорта Западной Сибири, специализирующегося на перевозке нерудно-строительных материалов, тарно-штучных грузов, нефтепродуктов и ГСМ, негабаритных и тяжеловесных грузов по внутренним речным и морским путям.
География деятельности пароходства охватывает магистральные реки: Обь, Иртыш, Обскую, Тазовскую, Байдарацкую губу, бассейны Карского, Баренцева и Каспийского морей, а также более 20 малых рек Тюменской, Омской, Новосибирской, Томской областей, Ханты-Мансийского, Ямало-Ненецкого автономных округов.
Для оказания транспортных услуг предприятие располагает достаточным количеством буксиров-толкачей, несамоходных барж, в том числе судов "река-море" класса. На балансе пароходства имеются специализированные суда, которые производят сбор и переработку отработанных масел, сухого мусора, сточно-фекальных и нефтесодержащих вод. За апрель - июнь в эксплуатацию введено 226 единиц флота: 67 самоходных и 159 несамоходных.
Фото: "Межрегионфлот", ООО |
- Скоро навигация завершится. Расскажите, как проходила подготовка к ней. Подводили ли уже промежуточные итоги?
- Для летней навигации мы организовали обучение работников пароходства. В рамках него были подготовлены 23 специалиста морского флота, 50 специалистов - речного, а также провели обучение для 240 человек по 28-, 20-, 16-часовым программам противопожарной подготовки. Летняя навигация 2018 года для Обь-Иртышского речного пароходства началась 5 мая с выхода в рейс теплохода "РТ-600" из Тюмени. По предварительным итогам, на 31 августа 2018 года было перевезено 1 042 тыс. т, что на 11,4% больше к аналогичному прошлогоднему периоду, и 925 711 тыс. ткм, что на 14,7% больше к аналогичному периоду 2017 года.
- Растет ли себестоимость перевозок от навигации к навигации? Чем этот рост обусловлен?
- Хочу заметить, что каждый год ОИРП вкладывает более 300 млн руб. в обновление флота. Это составляет значительную долю в общей сумме расходов на подготовку к предстоящей навигации. Прежде всего, это связано с тем, что флот сильно изношен. Еще ситуация осложняется постоянным ужесточением технических и экологических требований.
Сегодня средний возраст нашего грузового флота составляет 32 года, при этом более 75% самоходных и несамоходных барж и буксиров имеют возраст свыше 25 лет.
Безусловно, мы нуждаемся в строительстве новых судов, но без государственных программ, направленных на поддержку предприятий водного транспорта в части строительства нового флота, своими силами с этой задачей не справиться.
Увеличивающаяся себестоимость перевозок водным транспортом обусловлена, в частности, непрерывным ростом цен на ГСМ - в 2018 году был зафиксирован рост закупочных цен на топливо более 30%.
Необходимо отметить, что для судов производится подакцизное маловязкое топливо, однако мы столкнулись с проблемой закупки подобного топлива в навигацию 2018 года в связи с дефицитом в необходимом объеме, который составляет порядка 10 тыс.т.
Дело в том, что неустойчивость спроса на предоставление услуг по перевозке грузов, сезонный характер работы, а также позднее формирование портфеля контрактов непосредственно перед навигацией либо в течение нее, негативно влияет на оперативное управление производственным процессом. Одним из способов решения этих проблем является разработка программ господдержки, в первую очередь, связанных с льготным кредитованием в межнавигационный период.
Фото: "Межрегионфлот", ООО |
- Какие существуют проблемы судоходства в регионе, где проходит основная работа пароходства?
- Знаете, дноуглубление на реках бассейна не ведется много лет. Из-за этого габариты судовых ходов на Оби и Иртыше стали ниже гарантированных, а боковые и малые реки пришли в свое естественное состояние, зависимое от природной гидрологической обстановки. Реки обмелели, засорены древесиной, карчами. Участок Тюмень-Тобольск вообще не обставляется бакенами, вехами, а береговые знаки убраны. Все это привело к значительному уменьшению пропускной способности водных путей, снижению загрузки судов и составов, увеличению себестоимости перевозок грузов и сроков их доставки, ухудшению водных сообщений.
Подобные условия мешают судовладельцам корректно и удобно организовывать перевозки речным флотом и повышают угрозу безопасности плавания. Из-за этого водные пути от Тюмени и Омска, малые реки в Западной Сибири превращаются в несудоходные, что существенно сказывается на обслуживании нефтегазового комплекса в условиях недостаточной инфраструктуры других видов транспорта.
- Помогают ли местные или государственные власти с решением этих проблем? Какие вы видите пути их решения?
- На самом деле, не особо. Но наша компания считает, что для решения стратегических проблем в сфере внутреннего водного транспорта необходимы меры государственной поддержки. Во-первых, требуется осуществить модернизацию и обновление флота. Во-вторых, создать надежные путевые условия для работы. В-третьих, организовать льготное кредитование в межнавигационный период. И наконец, со стороны государства необходимо оказание помощи в создании инфраструктуры по бункеровке флота и сдаче отходов.
- Кстати, о теме бункеровки флота и сдаче отходов. Пароходство насчитывает 226 единиц судов - цифра немалая. За каждым судном уследить, чтобы оно не навредило окружающей среде, это целая история. Как вы следите за экологией?
- Мы уделяем большое внимание природоохранным мероприятиям, обеспечивая экологическую безопасность акваторий, где ведем работу. Несмотря на относительно высокую экологичность водного транспорта, известно, что сброс в водоем образующихся в процессе эксплуатации судов отходов способен нанести значительный ущерб окружающей среде.
Фото: "Межрегионфлот", ООО |
Сегодня организация процесса и расходы на утилизацию подсланевых вод, хозфекальных стоков, мусора полностью возложена на судовладельцев, а функция ФБУ "Администрация Обь-Иртышского бассейна внутренних водных путей" ограничивается ежегодным сбором с судоходных компаний сведений по расстановке природоохранных средств на речных бассейнах. Других дополнительных мер государственными органами не предпринимается.
Подчеркну, что, согласно действующему законодательству, бункеровка флота должна производиться на специализированных причалах. В Обь-Иртышском бассейне таких только два: в Тобольске и Сургуте. Это создает трудности для осуществления бункеровки флота и влечет за собой дополнительные расходы. Как я уже говорил, в этом вопросе требуется поддержка от государства, чтобы найти приемлимое решение для всех сторон.
- Как себя чувствует транспортное сообщение - как грузовое, так и пассажирское - в регионе?
- Вы знаете, что для жизнедеятельности Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов постоянная работа водного транспорта и речных перевозок имеют особое значение. Сферой безальтернативного использования внутреннего водного транспорта являются перевозки в районы Крайнего Севера, где отсутствуют или недостаточно развиты железнодорожные и автомобильные дороги.
Обь-Иртышское речное пароходство принимает активное участие в реализации проектов освоения залежей углеводородного сырья в Западной Сибири. Флот пароходства доставляет грузы, необходимые для бурения нефтяных и газовых скважин, обустройства месторождений, строительства промышленных, жилых и социальных объектов, дорог. Созданное для нужд ТЭКа, пароходство продолжает выстраивать плодотворные отношения с лидерами отрасли. На протяжении многих лет нашими заказчиками являются организации, входящие в структуру "Газпрома", "Роснефти", "Сургутнефтегаза", "Новатэка", других вертикально интегрированных компаний ТЭКа, а также дорожно-строительные предприятия и предприятия муниципального сектора.
Наша деятельность не ограничивается только перевозкой генеральных грузов по внутренним речным и морским путям. Из-за отсутствия автомобильного сообщения более 20 лет осуществляются регулярные перевозки и эффективное использование судов на грузовой, паромной переправе "Приобье — Салехард — Приобье" протяженностью 614 километров. Хочется отметить, что обслуживание причалов для погрузки техники на паром выполняется силами нашего предприятия.
- Работаете ли с компаниями из стран СНГ?
- Пока наше предприятие работает только на внутреннем рынке. В совместных проектах фирм ближнего зарубежья не участвовали.