В 1911-1912 годах недалеко от Бора появился новый судостроительный завод, получивший название «Нижегородский Теплоход». Строительство цехов и судов началось практически одновременно. Уже в 1912 году были возведены основные производственные помещения, и сошли со стапелей первые нефтеналивные суда: «Тихвинка» и «Межеумок», буксирный теплоход «Царицын», баркас «Кашевар» и баржи «Протопоп Аввакум», «Асламка», «Полярная звезда».
Понимая преимущества теплоходов перед пароходами, основатель завода, Дмитрий Васильевич Сироткин, принял решение специализироваться на нефтеналивных судах и буксирных теплоходах с двигателем внутреннего сгорания. Ориентировались хозяева и на машиностроение: на изготовление главных и вспомогательных машин и механизмов, такелажа и оснастки судов. Планировали даже наладить производство двигателя собственной конструкции, для проектирования которого в 1916 году создавалось конструкторское бюро. Однако эти планы так и не реализовались.
После вступления России в Первую мировую войну, завод в спешном порядке расширяется для выполнения военных заказов по строительству якорных лодок, тральщиков, минных заградителей, понтонов, бомб, снарядов, подков для лошадей.
21 августа 1918 года завод по распоряжению Высшего Совета Народного Хозяйства Советской Республики был секвестирован. Во время гражданской войны на «Теплоходе» ведется строительство нескольких тральщиков, минно-сетевого заградителя «Индигирка», а также закладываются еще два корабля этого класса «Исеть» и «Селенга». Всего за годы гражданской войны на заводе было построено и перевооружено более двух десятков кораблей.
После победы в гражданской войне, молодая Советская республика активно развивает железнодорожный транспорт. Завод «Теплоход» с середины 1923 года начинает функционировать, как депо железнодорожной линии Нижний Новгород — Котельнич.
Только спустя почти 10 лет завод вернулся к своему первоначальному профилю. В 1933 году на «Теплоходе» развернулось строительство землечерпалок: сначала 45-кубовых, затем 100-кубовых для реки-Москвы и 250-кубовых для Волги и Камы.
В марте 1934 года завод был передан Волжскому речному пароходству, и годом спустя начал строительство сухогрузных и нефтеналивных барж для Белого моря и Каспия. Но, опять же, судостроение быстро сменилось военной продукцией. С 1941 года завод был переориентирован на выпуск фугасно-авиационных бомб.
После победы в Великой Отечественной войне «Теплоход» снова начал освоение новой для себя продукции. С 1948 года завод выпускал паровые котлы, которые в качестве энергетических установок затем устанавливались на сотни речных и озерно-речных буксиров.
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение о переориентировании завода «Теплоход» на строительство скалоуборочных земснарядов, а с 1955 года дизель-электрических плавкранов.
До этого в СССР данные типы плавкранов никогда не строились, поэтому производство приходилось осваивать с нуля. В том же году завод приступил к серийному изготовлению плавкранов грузоподъемностью 5 тонн (с вылетом стрелы 25 и 30 метров), а затем 15-ти- и 16-титонных с вылетом стрелы 30 метров. Всего на заводе было построено 1589 кранов различной грузоподъемности.
«Теплоходцы», а их ежедневно проходило через проходную более 3000 человек, гордились тем, что каждую неделю со стапелей завода сходил новый плавучий кран.
В 1994 году «Теплоход» закончил свои два последних плавкрана. И начался затяжной спад. В условиях единичных заказов завод находился в поисках новых видов продукции. В этом же году по проекту НПО «Судоремонт» завод построил наплавной мост через Волгу, в 2001-м году был выигран заказ на изготовление шлюзовых ворот городецкого гидроузла. Но положение дел оставляло желать лучшего.
Начиная с 2002 года были проданы чугунолитейный и транспортный цехи, бетонно-растворный узел, механический, инструментальный, деревообрабатывающий, строительно-монтажный цехи. В составе «Нижегородского Теплохода» остались только судостроительные цехи, склады, стапели, спускоподъемное устройство и причальная стенка. В итоге «ЗНТ» превратился в верфь.
С 2005 по 2008 год «Нижегородский теплоход» занимался изготовлением металлоконструкций и строительством корпусов судов проекта 164РТ для голландской компании «Rensen Shipbuilding B.V.». Контракт был рассчитан на строительство 11 корпусов, но велось оно на грани рентабельности. Кризис 2008 года вынудил голландцев отказаться от продолжения серии.
К полнокомплектному судостроению на «ЗНТ» вернулись в 2007 году, когда завод получил заказ от ОАО «ГМК «Норильский никель» на проектирование и строительство буксира «Портовый-1» (проект TG04).
Многие сомневались в выполнимости данного контракта, поскольку не хватало и опыта полнокомплектного судостроения, и инженерно-технического состава рабочих, и непосредственно технологий строительства. Невзирая на все трудности, борские корабелы построили и своевременно сдали буксир Заказчику. Судно получило название «Портовый-1». Контракт «подтолкнул» завод, придал уверенности в своих силах.
Вслед за сдачей «Портового» ЗНТ подписал Государственный контракт на строительство рейдовых водолазных катеров проекта А160. Закладка головного судна «Водолаз Литвин» состоялась в сентябре 2009 года, и за 3,5 года было построено 10 судов данного проекта. В 2011 году именно это судно было представлено на Военно-Морском Салоне, что еще раз подтвердило способности завода и продемонстрировало качество исполнения заказа. Завершающее судно данной серии было передано Заказчику в июне 2012 года. Места дислокации катеров — порты Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Новороссийск, Владивосток, Корсаков, Калининград. Основные задачи судна состоят в водолазном обеспечении подводно-технических работ на глубинах до 60 метров (при волнении 4 балла), обследовании дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов, участии в аварийно-спасательных операциях. Достоинство проекта А160 еще и в том, что он является универсальной базой для постройки судов различного назначения: от пожарных, аварийно-спасательных и служебно-разъездных катеров до обстановочных судов и судов экологического контроля.
В 2011 году было возобновлено сотрудничество с «Норильским никелем», результатом которого стало подписание контракта на строительство «Портового-2», в котором были учтены все дополнительные пожелания Заказчика.
В 2010 году «Нижегородский Теплоход» одержал победу в конкурсе ФГУП «Росморпорт» на строительство лоцмейстерского судна BLV01. Спустя год в рамках проведения Военно-Морского Салона на судне, названном в честь основателя завода «Нижегородский теплоход» Дмитрия Сироткина, была проведена торжественная церемония поднятия флага.
Уже осенью того же года «Нижегородский Теплоход» продолжил сотрудничество с ФГУП «Росморпорт», подписав контракт на строительство двух ледокольных буксиров проекта TG04M. Сейчас «Добрыня» и «Муромец» работают в Азовском бассейне с припиской к порту Таганрог.
В этом году по заказу ФКУ «Речводпуть» были построены два обстановочных судна проекта BLV02. Головное судно, «Ладожский», было передано Заказчику в июле, сейчас в процессе достройки находится второе - «Буран». В задачи судов входит контроль состояния судового хода на ВВП, расстановка и снятие знаков, их обслуживание, ремонт светосигнальной аппаратуры.
В 2010 году заводом было создано базовое конструкторское бюро «ЗНТ Инжиниринг», которое занимается сопровождением судов, строящихся на «Нижегородском Теплоходе». В частности силами КБ сделан рабочий проект на обновленные буксиры TG04M и обстановочное судно BLV02.
Кроме того КБ занимается разработкой эскизных и техно-рабочих проектов, приемо-сдаточной документацией. Среди проектов, разработанных бюро, представлены различные экологические суда, буксиры - от речных до многоцелевых морских, пожарные и аварийно-спасательные суда.
По проекту, полностью созданному «ЗНТ Инжиниринг», на заводе уже построен один служебно-разъездной катер (проект ZT160) для ФСБ России и сейчас ведется строительство еще четырех кораблей по заказу Министерства Обороны.
В марте того же 2010 года была создана дочерняя компания «ЗНТ Европа», базирующаяся в порту Таллинн. Основание данного предприятия преследовало не только цель продвижения продукции «ЗНТ» в Европе, но и уход от ряда объективных ограничивающих факторов, как то: сезонное закрытие навигации на реке Волга, ограничения по осадке для строящихся судов. Компания специализируется не только на строительстве судов, но также и на выполнении работ по достройке и переоборудованию судов.
Производственные мощности самого завода «Нижегородский Теплоход» позволяют спускать на воду суда массой до 1500 тонн и до 130 метров длиной.
Сейчас на предприятии трудятся порядка 250 человек. Средняя зарплата по заводу около 25-30 тыс. руб., у рабочих — 35 тыс. руб. в зависимости от нагрузки.
«В свое время судостроение России стояло, кадров не хватало. Сейчас дефицит рабочей силы составляет 40%, даже по корпусным работам», - комментирует кадровый вопрос директор «Нижегородского Теплохода» Сергей Михайлович Коновалов.
Вместе с поступлением заказов, у завода появилась возможность для обновления инфраструктуры. За последние пять лет была построена котельная, по территории завода протянуты новые железные дороги, построены новые склады, проведена реконструкция цехов. Совместно в администрацией города завод реализовал программу обновления подъездной дороги, организовал музей военной техники под открытым небом.
«Даже при имеющейся высокой загрузке на текущий и следующий год, завод готов увеличить количество строящихся судов, в том числе по проектам КБ «ЗНТ Инжиниринг», - говорит Сергей Михайлович, - возможности для наращивания мощности у нас есть».
После вступления России в Первую мировую войну, завод в спешном порядке расширяется для выполнения военных заказов по строительству якорных лодок, тральщиков, минных заградителей, понтонов, бомб, снарядов, подков для лошадей.
21 августа 1918 года завод по распоряжению Высшего Совета Народного Хозяйства Советской Республики был секвестирован. Во время гражданской войны на «Теплоходе» ведется строительство нескольких тральщиков, минно-сетевого заградителя «Индигирка», а также закладываются еще два корабля этого класса «Исеть» и «Селенга». Всего за годы гражданской войны на заводе было построено и перевооружено более двух десятков кораблей.
После победы в гражданской войне, молодая Советская республика активно развивает железнодорожный транспорт. Завод «Теплоход» с середины 1923 года начинает функционировать, как депо железнодорожной линии Нижний Новгород — Котельнич.
Только спустя почти 10 лет завод вернулся к своему первоначальному профилю. В 1933 году на «Теплоходе» развернулось строительство землечерпалок: сначала 45-кубовых, затем 100-кубовых для реки-Москвы и 250-кубовых для Волги и Камы.
В марте 1934 года завод был передан Волжскому речному пароходству, и годом спустя начал строительство сухогрузных и нефтеналивных барж для Белого моря и Каспия. Но, опять же, судостроение быстро сменилось военной продукцией. С 1941 года завод был переориентирован на выпуск фугасно-авиационных бомб.
ОАО "Завод Нижегородский теплоход" / www.korabel.ru |
В 1952 году Министерство речного флота приняло решение о переориентировании завода «Теплоход» на строительство скалоуборочных земснарядов, а с 1955 года дизель-электрических плавкранов.
До этого в СССР данные типы плавкранов никогда не строились, поэтому производство приходилось осваивать с нуля. В том же году завод приступил к серийному изготовлению плавкранов грузоподъемностью 5 тонн (с вылетом стрелы 25 и 30 метров), а затем 15-ти- и 16-титонных с вылетом стрелы 30 метров. Всего на заводе было построено 1589 кранов различной грузоподъемности.
«Теплоходцы», а их ежедневно проходило через проходную более 3000 человек, гордились тем, что каждую неделю со стапелей завода сходил новый плавучий кран.
В 1994 году «Теплоход» закончил свои два последних плавкрана. И начался затяжной спад. В условиях единичных заказов завод находился в поисках новых видов продукции. В этом же году по проекту НПО «Судоремонт» завод построил наплавной мост через Волгу, в 2001-м году был выигран заказ на изготовление шлюзовых ворот городецкого гидроузла. Но положение дел оставляло желать лучшего.
Начиная с 2002 года были проданы чугунолитейный и транспортный цехи, бетонно-растворный узел, механический, инструментальный, деревообрабатывающий, строительно-монтажный цехи. В составе «Нижегородского Теплохода» остались только судостроительные цехи, склады, стапели, спускоподъемное устройство и причальная стенка. В итоге «ЗНТ» превратился в верфь.
С 2005 по 2008 год «Нижегородский теплоход» занимался изготовлением металлоконструкций и строительством корпусов судов проекта 164РТ для голландской компании «Rensen Shipbuilding B.V.». Контракт был рассчитан на строительство 11 корпусов, но велось оно на грани рентабельности. Кризис 2008 года вынудил голландцев отказаться от продолжения серии.
К полнокомплектному судостроению на «ЗНТ» вернулись в 2007 году, когда завод получил заказ от ОАО «ГМК «Норильский никель» на проектирование и строительство буксира «Портовый-1» (проект TG04).
Многие сомневались в выполнимости данного контракта, поскольку не хватало и опыта полнокомплектного судостроения, и инженерно-технического состава рабочих, и непосредственно технологий строительства. Невзирая на все трудности, борские корабелы построили и своевременно сдали буксир Заказчику. Судно получило название «Портовый-1». Контракт «подтолкнул» завод, придал уверенности в своих силах.
Вслед за сдачей «Портового» ЗНТ подписал Государственный контракт на строительство рейдовых водолазных катеров проекта А160. Закладка головного судна «Водолаз Литвин» состоялась в сентябре 2009 года, и за 3,5 года было построено 10 судов данного проекта. В 2011 году именно это судно было представлено на Военно-Морском Салоне, что еще раз подтвердило способности завода и продемонстрировало качество исполнения заказа. Завершающее судно данной серии было передано Заказчику в июне 2012 года. Места дислокации катеров — порты Санкт-Петербург, Мурманск, Астрахань, Новороссийск, Владивосток, Корсаков, Калининград. Основные задачи судна состоят в водолазном обеспечении подводно-технических работ на глубинах до 60 метров (при волнении 4 балла), обследовании дна акваторий, затонувших объектов, подводной части корпусов судов, участии в аварийно-спасательных операциях. Достоинство проекта А160 еще и в том, что он является универсальной базой для постройки судов различного назначения: от пожарных, аварийно-спасательных и служебно-разъездных катеров до обстановочных судов и судов экологического контроля.
В 2011 году было возобновлено сотрудничество с «Норильским никелем», результатом которого стало подписание контракта на строительство «Портового-2», в котором были учтены все дополнительные пожелания Заказчика.
В 2010 году «Нижегородский Теплоход» одержал победу в конкурсе ФГУП «Росморпорт» на строительство лоцмейстерского судна BLV01. Спустя год в рамках проведения Военно-Морского Салона на судне, названном в честь основателя завода «Нижегородский теплоход» Дмитрия Сироткина, была проведена торжественная церемония поднятия флага.
Уже осенью того же года «Нижегородский Теплоход» продолжил сотрудничество с ФГУП «Росморпорт», подписав контракт на строительство двух ледокольных буксиров проекта TG04M. Сейчас «Добрыня» и «Муромец» работают в Азовском бассейне с припиской к порту Таганрог.
В этом году по заказу ФКУ «Речводпуть» были построены два обстановочных судна проекта BLV02. Головное судно, «Ладожский», было передано Заказчику в июле, сейчас в процессе достройки находится второе - «Буран». В задачи судов входит контроль состояния судового хода на ВВП, расстановка и снятие знаков, их обслуживание, ремонт светосигнальной аппаратуры.
В 2010 году заводом было создано базовое конструкторское бюро «ЗНТ Инжиниринг», которое занимается сопровождением судов, строящихся на «Нижегородском Теплоходе». В частности силами КБ сделан рабочий проект на обновленные буксиры TG04M и обстановочное судно BLV02.
Кроме того КБ занимается разработкой эскизных и техно-рабочих проектов, приемо-сдаточной документацией. Среди проектов, разработанных бюро, представлены различные экологические суда, буксиры - от речных до многоцелевых морских, пожарные и аварийно-спасательные суда.
По проекту, полностью созданному «ЗНТ Инжиниринг», на заводе уже построен один служебно-разъездной катер (проект ZT160) для ФСБ России и сейчас ведется строительство еще четырех кораблей по заказу Министерства Обороны.
В марте того же 2010 года была создана дочерняя компания «ЗНТ Европа», базирующаяся в порту Таллинн. Основание данного предприятия преследовало не только цель продвижения продукции «ЗНТ» в Европе, но и уход от ряда объективных ограничивающих факторов, как то: сезонное закрытие навигации на реке Волга, ограничения по осадке для строящихся судов. Компания специализируется не только на строительстве судов, но также и на выполнении работ по достройке и переоборудованию судов.
Производственные мощности самого завода «Нижегородский Теплоход» позволяют спускать на воду суда массой до 1500 тонн и до 130 метров длиной.
Сейчас на предприятии трудятся порядка 250 человек. Средняя зарплата по заводу около 25-30 тыс. руб., у рабочих — 35 тыс. руб. в зависимости от нагрузки.
«В свое время судостроение России стояло, кадров не хватало. Сейчас дефицит рабочей силы составляет 40%, даже по корпусным работам», - комментирует кадровый вопрос директор «Нижегородского Теплохода» Сергей Михайлович Коновалов.
Вместе с поступлением заказов, у завода появилась возможность для обновления инфраструктуры. За последние пять лет была построена котельная, по территории завода протянуты новые железные дороги, построены новые склады, проведена реконструкция цехов. Совместно в администрацией города завод реализовал программу обновления подъездной дороги, организовал музей военной техники под открытым небом.
«Даже при имеющейся высокой загрузке на текущий и следующий год, завод готов увеличить количество строящихся судов, в том числе по проектам КБ «ЗНТ Инжиниринг», - говорит Сергей Михайлович, - возможности для наращивания мощности у нас есть».
Владислав Букин