Рано или поздно даже самым крупным участникам рынка финансовых услуг приходится сталкиваться с новыми проектами, риски которых еще не посчитаны, а специфика отрасли не известна. Вступление лизинговой компании в проект по финансированию флота сравним с первым выходом в море: его совершению должна предшествовать длительная подготовка всех членов экипажа, то есть участников общего морского предприятия. Лизинговая компания принимает в собственность имущество, для управления которым необходимо иметь дипломированный экипаж, систему управления безопасностью мореплавания, то есть выполнять требования ряда морских конвенций, включая МАРПОЛ, МКУБ, СОЛАС, КТМС 2006, ОСПС и многие, многие другие. Всем понятно, что ничего это не требуется для организации, которая лишь финансирует покупку, но, чтобы управлять принимаемыми рисками следует непременно разбираться в особенностях торгового мореплавания.
В сделку по финансированию флота со стороны лизинговой компании, наша компания вступила с консультацией по аресту судна в нескольких Азиатских юрисдикциях. Клиент намеревался приобрести морское рыболовное судно под иностранным флагом и передать его в лизинг одной из промысловых компаний на Дальнем Востоке. В процессе интервьюирования нами были поставлены вопросы, раскрывшие клиенту целый пласт рисков, требующих договорно-правового регулирования. Все это вылилось в полноценное сопровождение проекта, некоторые детали которого мы раскроем данной статье.
С точки зрения операционной структуры проект по лизингу судна под иностранным флагом состоит из следующих стадий: экспертиза корпоративных и судовых документов текущего владельца, сюрвейерский осмотр и оценка судна, контракт купли-продажи судна, соглашение о депозите, регистрация изменений собственника в морской администрации флага, договор лизинга на условиях бербоут-чартера, присвоение судну класса РМРС, регистрация собственности на судно и договора лизинга на условиях бербоут-чартера в администрации морского порта. Теперь обо всех стадиях по порядку.
Юридическая экспертиза сведений и документов: о судне, судовладельце, третьих лицах
Первое, что нужно отметить – это то, что документы судна под иностранным флагом, не тривиально выпущены за рубежом и потому по степени формализма могут существенно отличаться от российских, что может вызвать сложности на стадии собственно регистрации судна за сторонами сделки в российской администрации морского порта. Поэтому важно получить юридические гарантии того, что корпоративные и судовые документы, включая выписку из торгового и морского реестров выпущены надлежащим лицом, сохраняют свое действие еще хотя бы в течение трех месяцев, не имеют подчисток, опечаток, и что они уже на момент переговоров либо в последствии легализованы или апостилированы, переведены на русский язык с заверением верности перевода нотариусом. Основная задача экспертизы документов, помимо установления идентификационных характеристик судна (к ним о относится IMO номер, позывной, тоннаж, дедвейт, длина и ширина, год и место постройки, тип, флаг, информация о главном двигателе), это ответ на вопрос о собственнике судна, наличии обременений судна, требований, которые могут быть предъявлены в связи с его предыдущей эксплуатацией, включая аварии и судебные споры с экипажем, снабжающими компаниями. Задачу исследования документов немного облегчает лишь ст. 25 Кодекса Торгового мореплавания, раскрывающая актуальный практически для любого судна список судовых документов. Дополнительно рекомендуется также запрашивать договоры страхования и справки об отсутствии случаев, имеющих признаки страховых. Неплохие возможности для поиска сведений о происшествиях с судном, в том числе задержаниях предоставляют сервисы http://www.equasis.org/, http://www.sea-web.com/.
Сюрвей: посмотрим вместе
Получив положительное заключение по итогам экспертизы документов, необходимо удостовериться, что судно полностью соответствует этим документам в реальности, а иными словами мореходно. Мореходность судна, то есть коммерческая и техническая пригодность судна к плаванию это по общему правилу ключевое условие купли-продажи и лизинга судна. Полный документированный отчет о состоянии и стоимости судна может дать сюрвейерская организация с лицензией на осуществление оценочной деятельности после того, как судно будет инспектировано во время стоянки у причальной стенки или в сухом доке. Если судно старше 15-20 лет, то не следует пренебрегать его подводной инспекцией. Собственно результаты сюрвейерского отчета, его данные лягут в основу технического описания судна в договоре купли-продажи на дату передачи.
Меморандум о соглашении, депозит и купча
В зависимости от требований юридической безопасности участников сделки судно может предаваться как по индивидуальному контракту купли-продажи, так и по так называемому "меморандуму о соглашении" (Memorandum of Agreement), разработанному Балтийским и Международным Морским советом (Baltic and International Maritime Council - BIMCO). Исполнение обязательств по передаче судна обеспечивается, как правило, соглашением о депозите (Escrow Agreement), который удерживается на совместно открываемом сторонами счете до уплаты цены судна.
К существенным условиям, которые обязательно должны быть в контракте купли-продажи судна относятся предмет и цена. Если эти условия не согласованы, то договор не заключен. Дополнительными условиями являются положения об инспекции судна, дате приема-передачи, гарантиях, обязательствах передать судно свободным от права третьих лиц, включая морские требования и залоги. Завершается сделка купли-продажи судна, как правило, передачей полного комплекта оригинальных документов, включая купчу на судно и уведомление о том, что судно исключено из реестра государства флага. Как правило, на этом же этапе судно передается лизингополучателю, но уже на основании договора лизинга на условиях бербоут-чартера. Более подробно о купле-продаже судна можно прочитать на сайте www.inmarin.ru.
Договор лизинга. Только ли лизинга?
Параграф 6 главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации и закон о лизинге подробно регулируют условия договора лизинга, как финансового инструмента, однако это только общие положения в случае с лизингом такого специфического объекта как морское судно. Дело в том, что лизинг судна сопровождает целый ряд специфических рисков, регулирование которых содержится в кодексе торгового мореплавания (Главы 7,11,16-24) и целом ряде международных конвенциях. К таким рискам могут быть отнесены следующие:
- Нарушение согласованного, исходя из технических, коммерческих и страховых условий, района плавания судна, в том числе угон и незаконное пересечение государственной границы. (Конвенция об открытом море (29 апреля 1958 года, Женева), Конвенция ООН по морскому праву (10 декабря 1982 года, Монтего-Бей).
- Арест судна по морскому требованию за долги по снабжению, ремонту, заработной плате экипажа и иным основаниям, предусмотренным КТМ РФ и Международной конвенцией об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов (10 мая 1952 года, Брюссель).
- Загрязнение окружающей среды нефтью или бункерным топливом (Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (Брюссель, 29 ноября 1969 года), Международная конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения бункерным топливом (Лондон, 23 марта 2001 года)).
- Задержание судна органами государственного портового контроля за нарушение требований Парижского, Токийского меморандумов, Конвенции об охране человеческой жизни на море 1974 года, Международной конвенции о грузовой марке 1966 г., Конвенции о труде в морском судоходстве 2006 г. и иных требований безопасности мореплавания.
- Столкновение судна и удаление остатков кораблекрушения (Главы 7,16, 20 КТМ РФ).
- Конфискация судна за контрабанду (Глава 15.1. УК РФ).
- Неплатежеспособность фрахтователя (лизингополучателя).
- Захват судна пиратами (ст.227 УК РФ).
Таким образом, соглашение, заключаемое в отношении судна, как предмета лизинга, имеет уникальную и смешанную природу – это договор лизинга судна на условиях бербоут-чартера. Принимая во внимание все вышеуказанные риски, большинство из которых возникает только при лизинге водного транспорта, заключать стандартный договор лизинга неразумно: в нем будут содержаться финансовые условия сделки, но не найдут своего отражения специальные права и обязанности фрахтователя по эксплуатации судна в период финансовой аренды.
Существенными условиями договора лизинга с элементами бербоут-чартера или на условиях бербоут-чартера (в разных администрациях морских портов используются различные наименования, но сути договора это не меняет) являются следующие: наименования сторон, название судна, его класс, флаг, технические и эксплуатационные данные (грузоподъемность, грузовместимость, скорость и другие), количество расходуемого им топлива, район плавания, цель фрахтования, время, место передачи и возврата судна, ставка фрахта (лизингового платежа), срок действия договора.
Дополнительными, но не по степени значимости, условиями будут положения о процессе приема передачи судна, ответственности и гарантиях в случае наступления одного из 8 вышеперечисленных рисков. Само собой, сторонам так же следует отрегулировать условия о надлежащих уведомлениях и назначенных для взаимодействия лицах, чтобы обеспечить максимальную скорость принятия решений. Учитывая трансграничный характер торгового мореплавания, следует также заранее договориться о порядке разрешения споров, включая досудебное урегулирование и орган для разрешения споров. Немаловажным с точки зрения так называемых договоренностей “на берегу” будет согласование сюрвейерской организации с лицензией на осуществление оценочной деятельности, которая будет инспектировать судно в моменты передачи и в случае наступления убытков. То же самое касается страховой компании. Стоит ли говорить, что впоследствии отказа от согласования дополнительных условий о каких-либо гарантиях и обеспечительных средствах исполнения договора придется забыть.
В завершении краткого описания договора лизинга с элементами бербоут-чартера стоит отметить, что законодатель предоставил сторонам договора лизинга, а по-морскому участникам общего морского предприятия, некоторый карт-бланш в виде условия о том, что правила главы Кодекса Иоргового мореплавания о договоре бербоут-чартера применяются, если сторонами не согласовано иное. Это положение позволяет сторонам предусматривать полноценные договорно-правовые механизмы регулирования и перераспределения морских рисков, устанавливая конкретные правила на случай арестов, экологический происшествий, аварий, административных нарушений и иных событий, которые могут поставить исполнение договора между лизингодателем и лизингополучателем под угрозу. Основная цель таких гарантий известна - в случае дефолта лизингополучателя гарантировать возврат убытков лизингодателя.
Классификации и регистрация прав на судно
Дополнительную сложность при сделках с лизингом морского флота представляет их регистрация. С одной стороны это действительно операционная формальность, но с другой - это действие придает сделке свойство публичной достоверности. Ведь в случае ареста судна, лизингодатель может заявить о своих приоритетных правах в отношении судна и требовать его освобождения путем отмены обеспечительных мер или обжалования определения.
Регистрация судов осуществляется по общему правилу в одном из морских портов, который выбирает собственник судна, то есть лизингодатель. Суда рыбопромыслового флота регистрируются в морском порту, расположенном в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирован лизингодатель. В случае если морской порт отсутствует в регионе регистрации лизингодателя, то судно регистрируется в ближайшем морском порту, в пределах границ соответствующего бассейнового округа, куда совместно входят морской порт и субъект Российской Федерации.
Результатом регистрации является выдача лизингодателю свидетельства о праве собственности на морское судно, а также выписки о зарегистрированном обременении судна лизингом. Процедура регистрации является многоступенчатой и требует сотрудничества между лизингодателем, лизингополучателем и продавцом в части оформления документов и представления их в администрацию морского порта. При внутреннем лизинге, сторонам сначала предстоит внести изменения в раздел о собственнике судна, коим выступает лизингодатель, после чего, в кратчайшие сроки, зарегистрировать и само обременение в форме лизинга. При международном лизинге, положение сторон осложняется еще больше, ведь им предстоит не только зарегистрировать нового собственника судна, но и снять судно с иностранного флага, переведя его в один из пяти судовых реестров Российской Федерации. Важным моментом перед регистрацией является присвоение судну класса Российского морского регистра судоходства. Это подтверждение технического соответствия судна требованиям безопасной эксплуатации.
Процедурно классификация судна состоит из нескольких этапов:
- подача заявки на классификацию через освидетельствование
- рассмотрение документов судна специалистам регистра
- освидетельствование судна
- составление отчета по результатам отчета, перечень недостатков и несоответствий судна требованиям класса
- устранение выявленных недостатков судовладельцем
- повторное освидетельствование и выдача классификационных документов.
Стоимость классификации варьируется в зависимости от района, в котором проводится осмотр судна, а также от объемов работы специалистов регистра при освидетельствовании по дням. Минимальная стоимость – 150 000 рублей. Более подробно о классификации судов можно посмотреть на сайте Российского морского регистра судоходства.
Стоит обратить внимание, что приобретение гражданских судов с привлечением лизинга может стать еще и предметом государственной поддержки. Так в конце ноября 2013 года на сайте ПортНьюс была опубликована информация о возможности возобновления действия Постановления Правительства N 383 от 22 мая 2008 года, которым предусматривалось субсидирование процентной ставки по кредитам и лизинговым платежам на приобретение гражданских судов.
Таким образом, несмотря на все вышеперечисленные требования к осуществлению длительности на морском и водном транспорте, финансирование флота должно стать одним из прибыльных и безопасных направлений бизнеса в портфеле лизинговой компании благодаря с одной стороны размеру лизинговых платежей за фрахт судна, а с другой - уровню безопасности, обеспечиваемому на морском транспорте с помощью национального и международного законодательства. Как уже было сказано выше, у лизингодателя по закону имеются все необходимые правовые механизмы и средства для того, чтобы безопасно совершать лизинговые операции, однако гарантом его интересов может быть только индивидуальный договор, который распределяет специфические эксплуатационные риски в каждом конкретном проекте между сторонами.
07.02.2014
Управляющий партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»
Маслов Кирилл Андреевич
Партнер
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин»
Жданова Виктория Дмитриевна