Перевозчик, уплативший административный штраф, вправе взыскать соответствующие суммы в качестве убытков с экспедитора или грузоотправителя.
В мире, где каждую минуту совершаются различного рода сделки с товарами, вопрос об их доставке имеет существенное значение. Одной из самых экономически выгодных и надежных схем, которая позволяет минимизировать затраты и значительно сократить время на доставку груза является так называемая доставка груза по схеме "от двери до двери". Указанная схема подразумевает перевозку груза различными видами транспорта (мультимодальные перевозки), а также широкий спектр таможенных и сопутствующих услуг. Ведущую роль в реализации такой доставки играет компания-экспедитор, которая сопровождает доставку, привлекая к ее исполнению различных контрагентов: контейнерную линию для перевозки морем, автоперевозчика, железнодорожного экспедитора, таможенного брокера.
В приведенной системе договор перевозки, как правило, заключается между экспедитором и фактическим перевозчиком, который не связан правоотношением с грузоотправителем. Именно фактический перевозчик контактирует с таможенными органами, портовыми властями и иными административными субъектами, и именно на фактическом перевозчике лежит реальный риск административных санкций со стороны указанных органов, в случаях выявления нарушений при перевозке. Одним из самых распространенных на практике случаев является привлечение перевозчика к административной ответственности за непредоставление разрешительных документов на груз таможенному органу. Перевозчик вправе обжаловать решение о привлечении его к административной ответственности и назначении штрафа, но практика по данной категории дел не изобилует решениями в пользу истцов.
В связи с тем, что наложение административного взыскания на перевозчика влечет уменьшение его имущества на соответствующую сумму, перед перевозчиком встает вопрос о взыскании, уплаченного им административного штрафа, в качестве убытков. Однако перед предъявлением указанного иска необходимо определить лицо, действия которого явились причиной привлечения перевозчика к административной ответственности.
Из анализа судебной практики следует, что если договор с перевозчиком заключает привлеченная экспедиторская компания, то перевозчик вправе требовать возмещения убытков именно от нее. В свою очередь, если в договоре не указано иное, то отправитель несет данный риск и обязан возместить перевозчику возникшие, в связи с этим убытки, в том числе суммы административных штрафов. Таким образом, фактический перевозчик, привлеченный экспедитором или грузоотправителем вправе взыскать соответствующие суммы с указанных лиц.
В приведенной системе договор перевозки, как правило, заключается между экспедитором и фактическим перевозчиком, который не связан правоотношением с грузоотправителем. Именно фактический перевозчик контактирует с таможенными органами, портовыми властями и иными административными субъектами, и именно на фактическом перевозчике лежит реальный риск административных санкций со стороны указанных органов, в случаях выявления нарушений при перевозке. Одним из самых распространенных на практике случаев является привлечение перевозчика к административной ответственности за непредоставление разрешительных документов на груз таможенному органу. Перевозчик вправе обжаловать решение о привлечении его к административной ответственности и назначении штрафа, но практика по данной категории дел не изобилует решениями в пользу истцов.
В связи с тем, что наложение административного взыскания на перевозчика влечет уменьшение его имущества на соответствующую сумму, перед перевозчиком встает вопрос о взыскании, уплаченного им административного штрафа, в качестве убытков. Однако перед предъявлением указанного иска необходимо определить лицо, действия которого явились причиной привлечения перевозчика к административной ответственности.
Из анализа судебной практики следует, что если договор с перевозчиком заключает привлеченная экспедиторская компания, то перевозчик вправе требовать возмещения убытков именно от нее. В свою очередь, если в договоре не указано иное, то отправитель несет данный риск и обязан возместить перевозчику возникшие, в связи с этим убытки, в том числе суммы административных штрафов. Таким образом, фактический перевозчик, привлеченный экспедитором или грузоотправителем вправе взыскать соответствующие суммы с указанных лиц.
Младший партнер Дремова Стефания Сергеевна
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2019
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2019