Международный кодекс для судов, эксплуатирующихся в полярных водах (далее – Полярный кодекс) вступает в силу 1 января 2017 года. Его положения напрямую коснутся судовладельцев, осуществляющих эксплуатацию судов ледового класса, перевозки по Северному морскому пути и в иных регионах с ледовым судоходством.
Правила, предусмотренные Полярным кодексом, будут применяться ко всем судам, сертифицированным в соответствии с Главой 1 Конвенции СОЛАС, как новым, так и к бывшим в эксплуатации, если они осуществляют внутренние и/или международные перевозки в пределах водных путей Арктики и Антарктики.
Американское Бюро Судоходства (далее – АБС) опубликовало рекомендации по применению Полярного кодекса, с которыми участники судоходства могут ознакомиться еще до вступления нормативного правового акта в силу. Рекомендации содержат исследование структуры и содержания Полярного кодекса, включая категории судов, установленным им, применимость правил с учетом минусовой температуры и обмерзания судов.
Соответствие судов требованиям Полярного кодекса будет подтверждаться Судовым Полярным Свидетельством, которое станет неотъемлемой частью пакета судовых документов и проверки мореходности судна при его продаже, сдаче в чартер и эксплуатации. Наличие указанного свидетельства на борту будет являться обязательным для каждого судна, которое входит в полярные воды.
Совместно с сертификатом будет создаваться опись оборудования, в соответствии с которой будет установлен список дополнительного оборудования, требуемый для судна и выходящий за пределы минимума, установленного Конвенцией СОЛАС.
Кодекс будет допускать освидетельствование судов по требованиям Полярного кодекса совместно с инспекциями в рамках СОЛАС, а также устанавливает случаи, в которых освидетельствование может быть произведено без осмотра судна, "по документам".
Также для каждого судна Кодексом установлена разработка и нахождение на борту Руководства по эксплуатации судна в полярных водах, которое будет содержать инструкции по безопасности, работе в условиях сурового климата, а также порядок реагирования на происшествия. По своей концепции Руководство является схожим с иной документацией по управлению безопасностью на судне, установленной СОЛАС, и не потребуется специального отдельного одобрения государством флага.
Рекомендации АБС содержат обзор секций Полярного кодекса, разбор технических и конструкционных требований к судам полярного плавания и их оборудованию, обзор документов, требуемых к получению и нахождению на судне, и т.д.
После вступления Полярного кодекса в законную силу, последуют изменения в международные конвенции, включая МАРПОЛ и СОЛАС. Применение новых положений может значительно повлиять на необходимость некоторым судовладельцам осуществить дополнительные инвестиции в переоборудование ледового флота.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин",2016