О вступлении в силу Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах.
01.01.2017 года вступит в силу Международный кодекс для судов, эксплуатируемых в полярных водах, так же известный, как Полярный кодекс (далее – Кодекс). Он был принят Международной Морской организацией (далее – ИМО) через поправки в Международную конвенцию по охране человеческой жизни на море (далее – СОЛАС) и Международную конвенцию по предотвращению загрязнения с судов (далее – МАРПОЛ).
Положения Кодекса применяются к флоту, который эксплуатируется в арктических и антарктических водах, и регулируют порядок и методы обеспечения безопасности судов в условиях ледовой обстановки: от стандартов конструкции судов, до порядка осуществления перехода, до формы одежды экипажа. Дополнительно, Кодекс повышает требования к охране окружающей среды арктических вод, регулируя вопросы сброса отходов, топлива и остатков груза.
Внедрение Кодекса направлено на закрытие "белых пятен" в регулировании арктического судоходства. Действующие нормативные правовые акты в недостаточной мере охватывают реальные риски, связанные с эксплуатацией судов во льдах, в связи с чем цель Кодекса – внедрение детального перечня правил, обеспечивающих безопасную работу судна и экипажа, а так же защиту окружающей среды.
Кодекс, в соответствии со статьей 4, состоит из вступительной части, содержащей обязательные положения, а так же частей I и II, каждая из которых, в свою очередь, состоит из обязательных положений (А) и рекомендаций (В).
Статья 2 Кодекса предусматривает разделение судов на 3 категории, в соответствии с конструкцией, в зависимости от возможности их эксплуатации в условиях однолетнего льда средней толщины, тонкого однолетнего льда, отдельных льдин.
Статья 3 Кодекса устанавливает факторы опасности, способные повлиять на работу судна, которые включают, в том числе, лед, ледяные наросты, низкую температуру, недостаток опыта и квалификации экипажа, отсутствие спасательного оборудования.
Судно будет считаться соответствующим требованиям Кодекса, если (а) его дизайн и конструкция будут соответствовать всем правилам, установленным для целей Кодекса, либо (б) судно, его части были проинспектированы и признаны соответствующими требованию Правила 4 СОЛАС. Более того, СОЛАС и Кодекс нельзя рассматривать отдельно, данные нормативные правовые акты будут применяться одновременно, и не могут иметь разночтения.
Существенным условием Кодекса является установленное в статье 1.3.1 части I-А требование по получению Судового Полярного Сертификата (Polar Ship Certificate). Форма сертификата устанавливается в Приложении 1 к Кодексу, и будет издаваться на английском, французском, либо испанском языке. При выдаче сертификата на русском языке, его перевод на английский язык будет обязательным (статья 1.3.5 части I-А Кодекса).
Судовладельцы смогут получить сертификат после прохождения первичного или очередного сюрвея, проводимого классификационным обществом судна, одновременно с проверкой безопасности судна, в соответствии с СОЛАС (статья 1.3.6 части I-А Кодекса).
Статья 2 Кодекса устанавливает необходимость обеспечения каждого судна Руководством по эксплуатации в арктических водах для представления судовладельцу, оператору, капитану и экипажу достаточной информации о характеристиках судна и ограничениях по его эксплуатации. Руководство должно находиться на борту судна постоянно (статья 2.3.1 части I-А Кодекса). Рекомендованное оглавление и рекомендации к содержанию Руководства содержатся в Приложении 2 к Кодексу.
Часть II-A Кодекса регулирует порядок обеспечения защиты окружающей среды в арктических водах. Полностью запрещен любой сброс с судов топливо и масляных соединений (статья 1.1.1 части II-А Кодекса), вредных веществ (статья 2.1.1 части II-А Кодекса). Сброс сточных вод и мусора должен производиться судном строго в соответствии с требованиями МАРПОЛ и статьи 4.2, 5.2 части II-А Кодекса.
Вступление в силу Кодекса в 2017 году существенно расширит функции классификационных обществ при работе с судовладельцами, осуществляющими эксплуатацию судов ледового класса. Кодекс предназначен не для увеличения правовой, финансовой и технической нагрузки на судовладельца, а для заполнения пробелов в практическом регулировании судоходства в ледовых условиях, однако дополнительные расходы, связанные с переоборудованием судов, не могут быть исключены. Арктические суда, на сегодняшний день соответствующие всем требованиям МОРПОЛ и СОЛАС, без труда должны получить Судовые Полярные Сертификаты.
Между тем, судовладельцам, осуществляющим эксплуатацию и / или постройку судов ледового класса, уже сейчас стоит проконсультироваться по вопросу соответствия проектов и оборудования судов требованиям Кодекса. Указанный Кодекс будет автоматически применяться к судам, построенным после 01.01.2017 года, а для более старых судов установлено специальное требование о соответствии Кодексу в срок не позднее 01.01.2018 года.
Полный текст Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах, на английском языке можно найти на сайте Адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".
Положения Кодекса применяются к флоту, который эксплуатируется в арктических и антарктических водах, и регулируют порядок и методы обеспечения безопасности судов в условиях ледовой обстановки: от стандартов конструкции судов, до порядка осуществления перехода, до формы одежды экипажа. Дополнительно, Кодекс повышает требования к охране окружающей среды арктических вод, регулируя вопросы сброса отходов, топлива и остатков груза.
Внедрение Кодекса направлено на закрытие "белых пятен" в регулировании арктического судоходства. Действующие нормативные правовые акты в недостаточной мере охватывают реальные риски, связанные с эксплуатацией судов во льдах, в связи с чем цель Кодекса – внедрение детального перечня правил, обеспечивающих безопасную работу судна и экипажа, а так же защиту окружающей среды.
Кодекс, в соответствии со статьей 4, состоит из вступительной части, содержащей обязательные положения, а так же частей I и II, каждая из которых, в свою очередь, состоит из обязательных положений (А) и рекомендаций (В).
Статья 2 Кодекса предусматривает разделение судов на 3 категории, в соответствии с конструкцией, в зависимости от возможности их эксплуатации в условиях однолетнего льда средней толщины, тонкого однолетнего льда, отдельных льдин.
Статья 3 Кодекса устанавливает факторы опасности, способные повлиять на работу судна, которые включают, в том числе, лед, ледяные наросты, низкую температуру, недостаток опыта и квалификации экипажа, отсутствие спасательного оборудования.
Судно будет считаться соответствующим требованиям Кодекса, если (а) его дизайн и конструкция будут соответствовать всем правилам, установленным для целей Кодекса, либо (б) судно, его части были проинспектированы и признаны соответствующими требованию Правила 4 СОЛАС. Более того, СОЛАС и Кодекс нельзя рассматривать отдельно, данные нормативные правовые акты будут применяться одновременно, и не могут иметь разночтения.
Существенным условием Кодекса является установленное в статье 1.3.1 части I-А требование по получению Судового Полярного Сертификата (Polar Ship Certificate). Форма сертификата устанавливается в Приложении 1 к Кодексу, и будет издаваться на английском, французском, либо испанском языке. При выдаче сертификата на русском языке, его перевод на английский язык будет обязательным (статья 1.3.5 части I-А Кодекса).
Судовладельцы смогут получить сертификат после прохождения первичного или очередного сюрвея, проводимого классификационным обществом судна, одновременно с проверкой безопасности судна, в соответствии с СОЛАС (статья 1.3.6 части I-А Кодекса).
Статья 2 Кодекса устанавливает необходимость обеспечения каждого судна Руководством по эксплуатации в арктических водах для представления судовладельцу, оператору, капитану и экипажу достаточной информации о характеристиках судна и ограничениях по его эксплуатации. Руководство должно находиться на борту судна постоянно (статья 2.3.1 части I-А Кодекса). Рекомендованное оглавление и рекомендации к содержанию Руководства содержатся в Приложении 2 к Кодексу.
Часть II-A Кодекса регулирует порядок обеспечения защиты окружающей среды в арктических водах. Полностью запрещен любой сброс с судов топливо и масляных соединений (статья 1.1.1 части II-А Кодекса), вредных веществ (статья 2.1.1 части II-А Кодекса). Сброс сточных вод и мусора должен производиться судном строго в соответствии с требованиями МАРПОЛ и статьи 4.2, 5.2 части II-А Кодекса.
Вступление в силу Кодекса в 2017 году существенно расширит функции классификационных обществ при работе с судовладельцами, осуществляющими эксплуатацию судов ледового класса. Кодекс предназначен не для увеличения правовой, финансовой и технической нагрузки на судовладельца, а для заполнения пробелов в практическом регулировании судоходства в ледовых условиях, однако дополнительные расходы, связанные с переоборудованием судов, не могут быть исключены. Арктические суда, на сегодняшний день соответствующие всем требованиям МОРПОЛ и СОЛАС, без труда должны получить Судовые Полярные Сертификаты.
Между тем, судовладельцам, осуществляющим эксплуатацию и / или постройку судов ледового класса, уже сейчас стоит проконсультироваться по вопросу соответствия проектов и оборудования судов требованиям Кодекса. Указанный Кодекс будет автоматически применяться к судам, построенным после 01.01.2017 года, а для более старых судов установлено специальное требование о соответствии Кодексу в срок не позднее 01.01.2018 года.
Полный текст Международного кодекса для судов, эксплуатируемых в полярных водах, на английском языке можно найти на сайте Адвокатского бюро Санкт-Петербурга "Инмарин".