... или Изменения в налоговом законодательстве по закону «О мерах господдержки судостроения и судоходства».
Наступил апрель, а, значит, Мы дождались праздника розыгрыша, дня миграционной полиции Казахстана, дня пробуждения домового и, как ни печально, подачи декларации о своих доходах для уплаты налогов. Для большинства участников отрасли налогообложение - это вопрос трепетно-любовный. В свете изменений, обрушившихся на судовой сектор вместе с законом от 07 ноября 2011 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (далее – ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»), кому-то удастся сэкономить на налогах уже в следующем месяце.
Наступил апрель, а, значит, Мы дождались праздника розыгрыша, дня миграционной полиции Казахстана, дня пробуждения домового и, как ни печально, подачи декларации о своих доходах для уплаты налогов. Для большинства участников отрасли налогообложение - это вопрос трепетно-любовный. В свете изменений, обрушившихся на судовой сектор вместе с законом от 07 ноября 2011 года № 305-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией мер государственной поддержки судостроения и судоходства» (далее – ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства»), кому-то удастся сэкономить на налогах уже в следующем месяце.
В отличие от социальных льгот, предоставленных ФЗ «О мерах государственной поддержки судостроения и судоходства» и доступных, почему-то, только судовладельцам, изменения во второй части Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) призваны простимулировать определенные категории налогоплательщиков, в которые попадают как судовладельцы, так и судостроители. Поэтому спешим успокоить, никто не уйдет обиженным.
В настоящее время, наряду с общими изменениями в НК РФ, существуют льготы, доступные только для судостроительных организаций со статусом резидента промышленно-производственной экономической зоны,
Такой льготой, например, является освобождение от налогообложения судостроительных организаций в промышленно-производственных зонах на основании ст. 381 НК РФ. Освобождение происходит в отношении имущества на балансе таких организаций, для целей строительства и ремонта судов (т.е фактически для всей деятельности организации!), в течение 10 лет с даты регистрации организации в качестве резидента зоны. Дополнительное освобождение происходит в отношении имущества, приобретенного или созданного для указанных целей в течение 10 лет с момента его постановки на учет, но не более чем на срок существования экономической зоны.
Одновременно с этим, судостроительные организации, имеющие статус резидента особой экономической зоны, на основании ст. 395 НК РФ, освобождаются так же и от уплаты земельного налога сроком на 10 лет. Эта налоговая база определяется как кадастровая стоимость (государственная оценка) земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Организации определяют земельный налог, исходя из сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке. В соответствии со статьей 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5%. При достаточно высокой кадастровой стоимости земли в России, освобождение от уплаты указанного налога раз в год может благоприятно сказаться на бюджетах судостроительных организаций. Жаль, что не все они являются членами особых экономических зон.
Впрочем, не стоит коллективно ненавидеть зарегистрированных в особых зонах счастливчиков. Дальнейшее исследование изменений в налоговом законодательстве указывает на выделение еще одной эксклюзивной группы льготников: судовладельцы, чьи суда зарегистрированы в Российском Международном Реестре Судов (далее – РМРС). Мы неоднократно обращали внимание на то, что правительство продолжает подталкивать судовой сектор к массовому переезду в РМРС.
ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» делает регистрацию в этом реестре еще более привлекательной. В соответствии с п.1 ст. 251 НК РФ, при формировании налоговой базы более не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и от реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 01.01.2010 года и зарегистрированных в РМРС. Для всех судовладельцев, задумавших избавиться от неэксплуатируемого судна, прибыль от продажи теперь налогами не облагается.
Для тех, кто судно продавать пока не намерен: по новому закону для целей ст. 251 НК РФ понятие эксплуатации так же уточнено. Предыдущая редакция статьи предусматривала, что в эксплуатацию входит оказание иных, связанных с осуществлением перевозок услуг, при условии, что пункт отправления и/или назначения расположен за пределами Российской Федерации. В новой редакции в эксплуатацию дополнительно входит буксировка, а также обеспечение услуг перевозки уже в независимости от места расположения пункта отправления или назначения грузов. Также, согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса, к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. Возникает логичный вопрос, а что тогда вообще за налоги платят судовладельцы, зарабатывающие на международных перевозках в указанном реестре?
Следующее изменение в налоговом законодательстве заставляет задуматься: есть ли у «Корабелов» амортизируемое имущество? Амортизируемым признаются имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации через процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию, выполняемых работ или оказываемых услуг. На основании п. 3 ст. 256 НК РФ, из состава амортизируемого имущества исключаются суда, зарегистрированные в РМРС на период их нахождения в данном реестре. Сколько там стоит стандартное судно? Теперь процесс переноса этой стоимости на услуги по перевозкам и транспортировке, для экономии судовладельца, исключен в РМРС полностью.
Даже для тех судовладельцев, которые более не желают, чтобы их судно числилось в РМРС, законодатели предусмотрели возможные льготы. День внесения регистрационной записи об исключении судна из РМРС более не является моментом определения налоговой базы (ст. 167 НК РФ). Теперь, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 161 НК РФ, таким моментом является день передачи имущественных прав на судно приобретателю. На практике стоимость судна на момент исключения его из реестра и в момент передачи прав собственности может отличаться. Теперь судовладелец фактически может попытаться сэкономить на налоговых сборах, решая, что выгоднее сделать сначала, исключить судно из реестра или все-таки продать.
Однако не все изменения, введенные в законодательство через ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства», являются эксклюзивными. Налоговый кодекс подвергся редакции, в том числе, и в общих положениях, применимых ко всем категориям налогоплательщиков, не зависимо от их реестровой или территориальной принадлежности.
Так, например, более не подлежат, на основании пп.23 п.2 ст. 149 НК РФ, налогообложению работы по обслуживанию судов смешанного плавания (река-море), работы по лоцманской проводке, классификации и освидетельствованию судов. Данная льгота, предположительно, должна уменьшить недешевую стоимость указанных услуг на сумму ранее взимаемого налога.
Одновременно с этим, при вывозе товаров с территории Российской Федерации, с использованием таможенной процедуры реэкспорта налог не уплачивается, т.е для участников судового сектора открываются возможности по выполнению работ по строительству судов на основании ввезенных иностранными заказчиками материалов, с последующим вывозом судов за пределы России с применением процедуры реэкспорта.
В части налога на доходы физических лиц ФЗ «О мерах государственной поддержки судостроения и судоходства» предусматривается ставка 13% подоходного налога в отношении доходов в виде формы вознаграждения и иных выплат за исполнение трудовых обязанностей, получаемых членами экипажей судов, зарегистрированных под флагом Российской Федерации (ст. 224 НК РФ), с отнесением этих доходов к доходам от источников в Российской Федерации (п.1 ст. 208 НК РФ).
Последними по очереди, но не по значимости в нашем списке изменений идут корректировки в части налога на добавленную стоимость (далее – НДС).
Пунктом 1 ст. 164 НК РФ предусматривается нулевая ставка НДС на работы и услуги по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории России морскими судами и судами смешанного плавания, производящимися на основании договоров фрахтования типа «тайм-чартер», естественно, с учетом предоставления в налоговую службу всех документов, подтверждающих право на нулевую ставку (список документов предусмотрен ст. 165 НК РФ). Указание на договоры именно типа «тайм-чартер», на наш взгляд, особенно выгодно, так как в отсутствие «привязки» судна к одному конкретному проходу (voyage charter) количество безналоговых перевозок товаров в разные пункты доставки может быть фактически не ограниченным.
Однако, господа корабелы, будьте бдительны! В соответствии со ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 11.12.2009 года, налоговая база в указанных случаях определяется в соответствии с законодательством государства, на территории которого реализуются работы или оказываются услуги.
На практике это означает, что на нулевую ставку НДС не смогут претендовать судовладельцы, оказывающие услуги по сдаче судов в аренду по договорам «тайм-чартера» на территории других государств-членов Таможенного союза, кроме территории Российской Федерации. Не принесет указанная поправка счастья и судовладельцам, занимающимся перевозкой пассажиров и багажа, ведь на них льгота по НДС не распространяется.
Очевидно, что правительство изо всех сил пытается сделать для судостроительного сектора что-то полезное, одно безналоговое обслуживание судов, работы по лоцманской проводке, классификации и освидетельствованию чего стоят. Дорогостоящая оплата услуг судовых классификаторов может стать обязанностью любой из сторон по судостроительному договору, будь то заказчик или подрядчик. В нашем понимании, освобождение от налогов - это реальное, эффективное изменение, которое положительно скажется на тяжелом налоговом бремени сектора, уменьшив стоимость указанных услуг.
Любое освобождение от налогов, на первый взгляд, может показаться наилучшим из возможных реформ, однако это не так. Налоговые освобождения, гарантируемые новым законом, почти полностью эксклюзивны, для их получения надо быть привилегированным членом промышленно-производственной экономической зоны или РМРС. Статистика показывает, что значительная часть судового сектора ничего не выигрывает от этих изменений. Возможно, куда более полезно было бы не освобождать от налогов определенные части сектора полностью, а просто снизить налоговые ставки, но в равной степени для всех его участников.
14 марта 2011 года
Юрист морской практики
Магистр международного морского права университета Уэльса
Болдышева Виктория Дмитриевна
В настоящее время, наряду с общими изменениями в НК РФ, существуют льготы, доступные только для судостроительных организаций со статусом резидента промышленно-производственной экономической зоны,
Такой льготой, например, является освобождение от налогообложения судостроительных организаций в промышленно-производственных зонах на основании ст. 381 НК РФ. Освобождение происходит в отношении имущества на балансе таких организаций, для целей строительства и ремонта судов (т.е фактически для всей деятельности организации!), в течение 10 лет с даты регистрации организации в качестве резидента зоны. Дополнительное освобождение происходит в отношении имущества, приобретенного или созданного для указанных целей в течение 10 лет с момента его постановки на учет, но не более чем на срок существования экономической зоны.
Одновременно с этим, судостроительные организации, имеющие статус резидента особой экономической зоны, на основании ст. 395 НК РФ, освобождаются так же и от уплаты земельного налога сроком на 10 лет. Эта налоговая база определяется как кадастровая стоимость (государственная оценка) земельных участков, признаваемых объектом налогообложения. Организации определяют земельный налог, исходя из сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке. В соответствии со статьей 394 НК РФ, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 1,5%. При достаточно высокой кадастровой стоимости земли в России, освобождение от уплаты указанного налога раз в год может благоприятно сказаться на бюджетах судостроительных организаций. Жаль, что не все они являются членами особых экономических зон.
Впрочем, не стоит коллективно ненавидеть зарегистрированных в особых зонах счастливчиков. Дальнейшее исследование изменений в налоговом законодательстве указывает на выделение еще одной эксклюзивной группы льготников: судовладельцы, чьи суда зарегистрированы в Российском Международном Реестре Судов (далее – РМРС). Мы неоднократно обращали внимание на то, что правительство продолжает подталкивать судовой сектор к массовому переезду в РМРС.
ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства» делает регистрацию в этом реестре еще более привлекательной. В соответствии с п.1 ст. 251 НК РФ, при формировании налоговой базы более не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации и от реализации судов, построенных российскими судостроительными организациями после 01.01.2010 года и зарегистрированных в РМРС. Для всех судовладельцев, задумавших избавиться от неэксплуатируемого судна, прибыль от продажи теперь налогами не облагается.
Для тех, кто судно продавать пока не намерен: по новому закону для целей ст. 251 НК РФ понятие эксплуатации так же уточнено. Предыдущая редакция статьи предусматривала, что в эксплуатацию входит оказание иных, связанных с осуществлением перевозок услуг, при условии, что пункт отправления и/или назначения расположен за пределами Российской Федерации. В новой редакции в эксплуатацию дополнительно входит буксировка, а также обеспечение услуг перевозки уже в независимости от места расположения пункта отправления или назначения грузов. Также, согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса, к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. Возникает логичный вопрос, а что тогда вообще за налоги платят судовладельцы, зарабатывающие на международных перевозках в указанном реестре?
Следующее изменение в налоговом законодательстве заставляет задуматься: есть ли у «Корабелов» амортизируемое имущество? Амортизируемым признаются имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности, используется для извлечения дохода и стоимость которого погашается путем начисления амортизации через процесс постепенного переноса стоимости основных средств на производимую продукцию, выполняемых работ или оказываемых услуг. На основании п. 3 ст. 256 НК РФ, из состава амортизируемого имущества исключаются суда, зарегистрированные в РМРС на период их нахождения в данном реестре. Сколько там стоит стандартное судно? Теперь процесс переноса этой стоимости на услуги по перевозкам и транспортировке, для экономии судовладельца, исключен в РМРС полностью.
Даже для тех судовладельцев, которые более не желают, чтобы их судно числилось в РМРС, законодатели предусмотрели возможные льготы. День внесения регистрационной записи об исключении судна из РМРС более не является моментом определения налоговой базы (ст. 167 НК РФ). Теперь, в соответствии с пп.1 п.1 ст. 161 НК РФ, таким моментом является день передачи имущественных прав на судно приобретателю. На практике стоимость судна на момент исключения его из реестра и в момент передачи прав собственности может отличаться. Теперь судовладелец фактически может попытаться сэкономить на налоговых сборах, решая, что выгоднее сделать сначала, исключить судно из реестра или все-таки продать.
Однако не все изменения, введенные в законодательство через ФЗ «О мерах господдержки судостроения и судоходства», являются эксклюзивными. Налоговый кодекс подвергся редакции, в том числе, и в общих положениях, применимых ко всем категориям налогоплательщиков, не зависимо от их реестровой или территориальной принадлежности.
Так, например, более не подлежат, на основании пп.23 п.2 ст. 149 НК РФ, налогообложению работы по обслуживанию судов смешанного плавания (река-море), работы по лоцманской проводке, классификации и освидетельствованию судов. Данная льгота, предположительно, должна уменьшить недешевую стоимость указанных услуг на сумму ранее взимаемого налога.
Одновременно с этим, при вывозе товаров с территории Российской Федерации, с использованием таможенной процедуры реэкспорта налог не уплачивается, т.е для участников судового сектора открываются возможности по выполнению работ по строительству судов на основании ввезенных иностранными заказчиками материалов, с последующим вывозом судов за пределы России с применением процедуры реэкспорта.
В части налога на доходы физических лиц ФЗ «О мерах государственной поддержки судостроения и судоходства» предусматривается ставка 13% подоходного налога в отношении доходов в виде формы вознаграждения и иных выплат за исполнение трудовых обязанностей, получаемых членами экипажей судов, зарегистрированных под флагом Российской Федерации (ст. 224 НК РФ), с отнесением этих доходов к доходам от источников в Российской Федерации (п.1 ст. 208 НК РФ).
Последними по очереди, но не по значимости в нашем списке изменений идут корректировки в части налога на добавленную стоимость (далее – НДС).
Пунктом 1 ст. 164 НК РФ предусматривается нулевая ставка НДС на работы и услуги по перевозке товаров, вывозимых за пределы территории России морскими судами и судами смешанного плавания, производящимися на основании договоров фрахтования типа «тайм-чартер», естественно, с учетом предоставления в налоговую службу всех документов, подтверждающих право на нулевую ставку (список документов предусмотрен ст. 165 НК РФ). Указание на договоры именно типа «тайм-чартер», на наш взгляд, особенно выгодно, так как в отсутствие «привязки» судна к одному конкретному проходу (voyage charter) количество безналоговых перевозок товаров в разные пункты доставки может быть фактически не ограниченным.
Однако, господа корабелы, будьте бдительны! В соответствии со ст. 2 Протокола «О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе» от 11.12.2009 года, налоговая база в указанных случаях определяется в соответствии с законодательством государства, на территории которого реализуются работы или оказываются услуги.
На практике это означает, что на нулевую ставку НДС не смогут претендовать судовладельцы, оказывающие услуги по сдаче судов в аренду по договорам «тайм-чартера» на территории других государств-членов Таможенного союза, кроме территории Российской Федерации. Не принесет указанная поправка счастья и судовладельцам, занимающимся перевозкой пассажиров и багажа, ведь на них льгота по НДС не распространяется.
Очевидно, что правительство изо всех сил пытается сделать для судостроительного сектора что-то полезное, одно безналоговое обслуживание судов, работы по лоцманской проводке, классификации и освидетельствованию чего стоят. Дорогостоящая оплата услуг судовых классификаторов может стать обязанностью любой из сторон по судостроительному договору, будь то заказчик или подрядчик. В нашем понимании, освобождение от налогов - это реальное, эффективное изменение, которое положительно скажется на тяжелом налоговом бремени сектора, уменьшив стоимость указанных услуг.
Любое освобождение от налогов, на первый взгляд, может показаться наилучшим из возможных реформ, однако это не так. Налоговые освобождения, гарантируемые новым законом, почти полностью эксклюзивны, для их получения надо быть привилегированным членом промышленно-производственной экономической зоны или РМРС. Статистика показывает, что значительная часть судового сектора ничего не выигрывает от этих изменений. Возможно, куда более полезно было бы не освобождать от налогов определенные части сектора полностью, а просто снизить налоговые ставки, но в равной степени для всех его участников.
14 марта 2011 года
Юрист морской практики
Магистр международного морского права университета Уэльса
Болдышева Виктория Дмитриевна