Материалы из журнала
Материалы из журнала
Материалы из журнала "www.Коrаbеl.ru", опубликованные в печатной версии издания

О строительстве траулеров проекта SK-3101R из первых уст

0 931 4 мин
На Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь» продолжается строительство серии траулеров проекта SK-3101R. В середине июня на воду сошло третье судно серии. Мы побеседовали с и.о. главного инженера верфи Игорем Леоновым, и он нам рассказал, как идет ход строительства.
Игорь Леонов, и.о. главного инженера верфи / "Янтарь", ПСЗ 

– 15 июня спущен на воду третий траулер проекта SK3101R. Таким образом, со стапеля сошли все три судна этой серии. Можно ли считать это событие этапным? В какой стадии сейчас находится строительство всей серии и каждого судна в отдельности?

– Это, действительно, значимое событие: три траулера спущены на воду, и строительство всей серии перешло в стадию достройки и подготовки к испытаниям. На первом судне, «Ленинец», заканчивается подготовка помещений под электромонтаж, идет монтаж систем. Нет сомнений, что в ближайшее время все будет готово для прокладки кабеля. Общая готовность судна – порядка 70 процентов, и это можно считать хорошим продвижением. «Командор» находится в той же стадии, на нем идут те же виды работ, только с отставанием от первого на два месяца. На третьем эти работы только начали разворачиваться и заканчивается формирование надстройки.

– Каковы ближайшие перспективы достройки, испытаний и передачи заказчику траулеров? Какие из предстоящих работ или этапов вы могли бы назвать наиболее сложными и ответственными? Есть ли уверенность, что они будут осуществлены на должном уровне?

– Самый сложный и ответственный из ближайших этапов – это швартовные испытания. Оборудование на судах, в основном, импортное, и было согласовано и выбрано заказчиком. Сложным этапом было получение документации от поставщиков и учет технических требований при проектировании. К сожалению, коммуникацию между проектантом и поставщиком приходилось осуществлять в ручном режиме. Мы предполагаем, что на этапе наладки на головном судне в период швартовных испытаний, может возникнуть масса вопросов по специфике его работы. Но, надеюсь, опытность наших сдаточных команд позволит эти трудности преодолеть. Мы сейчас к этому готовимся, очень внимательно прорабатываем методики швартовных испытаний.

В отличие от военных кораблей ходовые испытания траулеров – совсем непродолжительные. Здесь, на Балтике, в основном будет проверка работы силовой установки, пропульсивного комплекса и системы навигации. А все испытания рыбодобывающего комплекса будут перенесены на Дальний Восток, ввиду действия определенных регулирующих правил. По условиям договора, они пройдут уже после передачи траулера заказчику. В принципе, это типовой комплекс для судов иностранных проектов, оборудование серийное, не раз применялось на других проектах. «Рыбколхоз им. Ленина» приобрел подобное судно и уже имеет опыт его эксплуатации, так что при определенных навыках экипажа с ним не должно возникнуть проблем: при минимальной настройке это оборудование должно работать в штатном режиме.

– В начале строительства серии сообщалось о проблемах с проектной документацией. Решены ли они на данный момент?

– Действительно, проблемы с документацией норвежского проектанта были. Часть вопросов пришлось решать самим, за счет собственных инженерных ресурсов. Поэтому я очень признателен всем работникам заводского управления конструкторско-технологической подготовки производства. Фактически наши специалисты выступили отчасти разработчиками рабочей конструкторской документации. Они выполнили работу, совершенно не свойственную заводу ни по силам, ни по объемам, ни по направлению деятельности.

Наши конструкторы и технологи очень хорошо себя показали; на сегодня основная часть РКД выпущена и заканчивается выпуск документации по электрочасти. При новых контрактах, если у нас будут зарубежные проектанты – а они скорее всего будут, поскольку за основу сейчас берутся иностранные проекты траулеров, – мы этот приобретенный опыт учтем.
 
"Янтарь", ПСЗ

– В чем суть проблем с проектной документацией, о которых вы говорите? Насколько серьезно они повлияли на ход строительства?

– Проблема – в совершенно другом походе к проектированию и содержанию документации. В нашем понимании, эта документация крайне отличается от той, которую обычно дают отечественные проектанты. В частности, Skipskompetanse выпускал электрические схемы, дающие меньше 50 процентов необходимой информации. А фактическую привязку их на корабле, выпуск рабочих чертежей, которыми пользуются на производстве, пришлось выполнять нам самим. На ход строительства эти проблемы повлияли очень серьезно. Мы были вынуждены сдвигать сроки закупочной кампании, поскольку не имели информации о применяемой электрической части оборудования. Из-за этого, естественно, задерживалось и производство. И, повторюсь, наши инженерные ресурсы были отвлечены на проведение проектных работ, к которым они не предназначены. Работали сверхурочно, что ненормально, однако – справились и при этом набрались опыта, как в проектировании, так и в заключении договоров с зарубежным проектантом.

– Контрактные сроки сейчас выдерживаются?

– Все три судна у нас – в согласованном с заказчиком графике. Поначалу вызвал опасение головной траулер, но на сегодня все замечания мы учли, из графика не выбиваемся. А строительство второго и третьего судов идет быстрее.

– Что нового завод приобрел при освоении этого проекта, если учесть, что раньше вы не строили рыбопромысловые суда? Можно ли говорить о том, что этот заказ повлек за собой развитие производства (технологий, компетенций, кооперации и пр.)?

– Да, можно говорить о развитии. Во-первых, это коммерческий заказ, и правила работы с ним совершенно иные, чем в случае с госзаказчиком. Здесь нужно уметь грамотно и оперативно заключить договор на поставку комплектующих; уметь адекватно реагировать на пожелания заказчика, если они касаются каких-то изменений; организовать гибкую и быструю систему коммуникации между всеми сторонами процесса строительства.

Во-вторых, мы же должны работать и на собственный имидж: выполняем контракт в том числе и для того, чтобы привлечь других заказчиков. Если мы с госзаказом имеем дело многие десятки лет, здесь нам все понятно и нас хорошо знают, то на коммерческом рынке мы – новый игрок на данный момент. Поэтому на строительстве траулеров нам нужно проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны. Мы работаем на будущее, а это накладывает существенный отпечаток.

В-третьих, на этом контракте мы начали взаимодействовать с Российским морским регистром судоходства, и в этой работе есть свои нюансы. И люди, которым пришлось познакомиться с новыми правилами работы, приобрели ценный опыт, который пригодится в дальнейшем. С калининградским Регистром у нас достигнуто полное взаимопонимание, и я считаю это тоже достижением.

В-четвертых, на этом проекте действительно были применены новые технологии. К примеру, с нуля мы здесь впервые выполнили металлизацию корпуса, для чего закупили специальное оборудование и обучили специалистов работать на нем, причем с новыми материалами. Работы по спайке пластиковых труб системы транспортировки и охлаждения трюмов – это все новый вид работ и приобретенный опыт. Кроме того, мы устанавливали контакты с новыми поставщиками.

Вот в этих четырех направлениях мы расширили свой кругозор в судостроении. И сейчас главная задача – вовремя и с хорошим качеством сдать эти суда. Тогда и этот заказчик, и другие заказчики гражданской продукции, я уверен, придут на «Янтарь» с более весомыми контрактами.
"Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", АО
Калининград
+7 (4012) 61-30-40; +7 (4012) 61-30-35



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости