Морской доктриной Российской Федерации развитие Северного морского пути в качестве национальной транспортной коммуникации, конкурентоспособной на мировом рынке отнесено к национальным интересам Российской Федерации в Мировом океане (п.9.14).
Всестороннее развитие Северного морского пути (далее - СМП) в целях превращения его в безопасную круглогодичную и конкурентоспособную на мировом рынке национальную транспортную коммуникацию Российской Федерации является приоритетом национальной морской политики России.
В связи с этим, развитие ледокольного, аварийно-спасательного и вспомогательного флотов в составе, необходимом и достаточном для обеспечения безопасного, круглогодичного и экономически выгодного судоходства в акватории Северного морского пути и других транспортных коридорах Арктической зоны Российской Федерации является первоочередной задачей.
На строительство арктического флота России оказывают и будут оказывать много различных факторов.
Среди этого множества факторов в данной статье рассмотрены четыре, которые можно отнести к наиболее значимым.
Это, во-первых, наличие и развитие грузовой базы в Арктике.
Во-вторых, наличие собственного арктического флота. В последнее время, наряду с вопросами непосредственно строительства и пополнения арктического флота возникли острые проблемы с оснащением судов судовым комплектующим оборудованием в связи с отказом недружественных стран в поставках этого оборудования.
В-третьих, проблемы обеспечения технологической независимости в части обеспечения судов арктического флота отечественным судовым комплектующим оборудованием.
И, в-четвертых, меры, принятые государством, по стимулированию строительства судов для перевозок по СМП.
1. Наличие и развитие грузовой базы в Арктике
Когда в 2018 году Президентом России была поставлена задача увеличить грузопоток по СМП к 2024 году до 80 млн тонн, многие посчитали это недостижимой задачей. По крайней мере, в указанные сроки.
В 2021 году по сравнению с 2020 годом грузопоток вырос на 5,7% (с 33 до 34,9 млн т). Рост объема арктических перевозок обусловлен увеличением как объема завоза и вывоза грузов, так и транзитных грузов (Рис. 1). Объем перевозок грузов по СМП по итогам 2022 года составил 34,0 млн. тонн, с учетом полного отсутствия транзитных перевозок.
Вместе с тем, эта амбициозная задача была подкреплена соответствующими государственными решениями.
Распоряжением Правительства РФ был утвержден комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 г, в рамках которого был принят к реализации Федеральный проект "Северный морской путь".
В рамках Федерального проекта до 2024 года должно быть:
Современные прогнозные данные говорят о том, что в 2024 г. может быть достигнут объем грузоперевозок в 90,0 млн тонн.
Но вот, через четыре года, ставятся еще более амбициозные задачи.
В ходе церемонии спуска на воду ледокола "Якутия" и подъёма флага на ледоколе "Урал", президент России "объем перевозок по СМП должен составить с учетом объема и роста мировой торговли, до 200 миллионов тонн на период до 2035 года".
Как ни парадоксально, такое решение связано с санкционной политикой недружественных государств, вынуждающей Россию переориентировать транспортные потоки с запада на восток.
Прогноз объемов грузоперевозок по СМП на период до 2035 года представлен на рис.2.
Одним из стратегических документов, определяющих развитие СМП является "План развития Северного морского пути на период до 2035 года".
План носит комплексный характер и содержит более 150 мероприятий, направленные, в том числе, на развитие транспортной инфраструктуры, на создание и развитие арктических судостроительных и судоремонтных производственных мощностей, обеспечение безопасности судоходства по Северному морскому пути, управление судоходством и развитие судоходства по Северному морскому пути.
Ключевое внимание в "Плане…" уделено обоснованию и направлениям развития грузовой базы СМП.
Это развитие рассматривается по следующим направлениям:
В части развитие экспортной грузовой базы предусматривается:
В части развития каботажных перевозок предусматривается:
В части развития транзитных перевозок предусматривается:
Также предусмотрены мероприятия по развитию перспективной грузовой базы. В том числе:
Суммарный итоговый прогноз объемов грузоперевозок по СМП на период до 2035 года представлен на рис. 2.
В целом, на развитие Севморпути до 2035 года планируют направить 17 614 млрд руб..
2. Перспективы развития арктического флота
В целом, перспективы развития арктического флота определены "Планом развития Северного морского пути на период до 2035 года". Конечно, это, в первую очередь, развитие ледокольного флота.
"Планом…" предусмотрено строительство 2-го, 3-го, 4-го, 5-го и 6-го серийных универсальных атомных ледоколов проекта 22220, строительство головного ледокола проекта 10510 ("Лидер") и 1 и 2 серийных ледоколов проекта 10510 ("Лидер"), а также строительство судна атомно-технологического обслуживания.
Также предписана подготовка предложений по развитию ледокольного флота до 2035 года со строительством дополнительных 4 ледоколов.
Предусмотрены мероприятия по строительству аварийно-спасательного флота из 46 судов и по оснащению арктических комплексных аварийно-спасательных центров МЧС вертолётами.
Для обеспечения прогнозируемых растущих грузопотоков предусматриваются меры по развитию арктического грузового флота.
Это:
Также "Планом…" предусмотрены:
Количество судов, необходимых для реализации "Плана…" будут уточняться в ходе его реализации.
В связи с этим намечена подготовка материалов о подтвержденной инвесторами потребности в грузовых судах ледового класса, включая суда снабжения, до 2035 года, включая количество и проекты судов, годы их контрактации и сдачи. На основании этого будет подготовлена уточненная программа строительства грузовых судов ледового класса, в том числе предназначенных для завоза грузов снабжения, до 2035 года.
Рассмотрим основные перспективные арктические проекты по вывозу углеводородного сырья и руды с месторождений в Арктике и контейнерного транзита.
В настоящее время можно выделить 5 проектов, реализация которых наиболее реальна в настоящих условиях:
Планируемый срок ввода в действие проектов и прогнозируемый объем грузопотока (согласно плану развития СМП до 2035 года) представлены на рис. 3.
Суда для проекта "АРКТИК СПГ 2"
Строительство 15 арктических судов-газовозов ведется для проекта "Арктик СПГ 2" на ССК "Звезда" в интересах ПАО "НОВАТЭК" (Рис. 4).
Это вторая серия газовозов ледового класса Arc7 (первая была для проекта "Ямал СПГ"), вместимость грузовых танков составляет 172 тыс. куб. м. В качестве основного топлива будет использоваться СПГ. Конструкция судна-газовоза позволяет самостоятельно преодолевать лед толщиной более 2 м. Суда проекта SN2366 будут отличаться более высокими, в сравнении с первым поколением (головное судно "Кристоф де Маржери"), ледопроходимостью и маневренностью за счет более узкого корпуса. Часть серии газовозов будет оборудована отечественными винторулевыми колонками, производство которых было локализовано на ООО "Завод ВРК Сапфир".
Суда будут эксплуатироваться в рамках долгосрочных тайм-чартерных договоров ПАО "Совкомфлот" (на пилотное судно) и ООО "СМАРТ СПГ" (совместное предприятие "НОВАТЭКа" и "Совкомфлота", на остальные 14 судов серии) с ООО "Арктик СПГ 2" (дочернее предприятие ПАО "НОВАТЭК"). Серию газовозов планируется построить к 2025 году. Пилотное судно-газовоз "Алексей Косыгин" заказчик планирует получить в марте 2023 года.
В настоящее время на ССК "Звезда" заложены кили трёх судов данной серии ("Алексей Косыгин", "Пётр Столыпин" и "Сергей Витте"), из них одно (головное) спущено на воду весной 2022 года, и ещё для пяти судов произведена резка стали.
На верфи Daewoo Shipbuilding & MarineEngineering (Южная Корея) для проекта "Арктик СПГ 2" строятся три судна для японской мультимодальной транспортной группы MOL. Поставка судов запланирована на 2023 год. Кроме того, в начале 2022 года MOL заказала на китайской верфи танкер-продуктовоз (для перевозки газового конденсата), срок поставки – 2024 год.
Расчетная потребность проекта "Арктик СПГ 2" на 2035 год оценивается в 20 газовозов, при условии вывоза 70% объема в западном направлении, 30% – в восточном направлении (до перевалочных комплексов), и 2 танкера-продуктовоза для вывоза газового конденсата.
Суда для проекта "ВОСТОК ОЙЛ" (перевозки сырой нефти)
ССК "Звезда" готовится к строительству первых десяти танкеров-челноков дедвейтом 120 тыс. т с ледовым классом Arc7 для проекта "Восток Ойл" (Рис. 5).
Заказчиком танкеров выступает АО "Роснефтефлот". Ориентировочный срок строительства – до 2027 года. Суда проекта 120К предназначены для перевозки сырой нефти из Енисейского залива по трассам СМП.
Расчетная потребность проекта "Восток Ойл" на 2035 год оценивается в 25 судов, при условии вывоза 70% объема в западном направлении, 30% – в восточном направлении (до перевалочных комплексов).
Суда для проекта "СЕВЕРНАЯ ЗВЕЗДА"
Расчетная потребность проекта "Северная звезда" на 2030 год оценивается в 10 судов (при условии вывоза всего объема в западном направлении) (Рис. 6).
Сейчас построены и эксплуатируются два судна — "Адмирал Шмидт" и "Витус Беринг" (дедвейтом 105 тыс тонн, ледовый класс Arc5), которые принадлежат структурам ГТЛК.
Общая потребность для освоения 100 млн тонн угля составляет 30 судов. Сама "Северная звезда" не планирует заказывать все 30 судов, а хочет найти партнера и взять суда во фрахт.
Реализация проекта практически началась. Первое судно было погружено углем 20 октября 2022 года и отправилось в Китай, до конца года предполагается добыть 260 тыс. тонн угля.
В ближайших планах ООО "Северная звезда" рассматривается приобретение двух балкеров дедвейтом по 108 тыс. тонн.
Суда для проекта "Баимский ГОК"
Балкеры дедвейтом 38 тыс. т планируются к постройке для вывоза продукции Баимского ГОК (Рис. 7) – проекта казахстанской KAZ Minerals на Чукотке.
Рассматривается возможность постройки судов как с высоким ледовым классом Arc7, так и с более низкими Arc6. Предпочтение более низкому ледовому классу будет отдано в случае договоренности с компанией "Росатом" о выделении "персонального" ледокола. Госкорпорация для ледовой проводки грузов Баимского ГОК может предоставить ледокол "Чукотка". Завершение строительства ледокола "Чукотка" запланировано на 2026 год.
Расчетная потребность проекта составляет три судна (вывоз продукции в восточном направлении).
Суда для проекта "Евроазиатский контейнерный транзит"
Для реализации проекта "Евроазиатский контейнерный транзит" (EАКT), который направлен на создание регулярной контейнерной линии для выполнения транзитных грузоперевозок между восточной и западной частью Евразии через Северный морской путь (СМП) планируется построить контейнеровозы ледового класса Arc8.
Контейнеровозы предназначены для круглогодичной перевозки между транспортно-логистическими узлами ЕАКТ по трассам Северного морского пути различных типов контейнеров, в том числе рефрижераторных.
Проект реализует компания ООО "Русатом Карго".
Пилотная эксплуатация сервиса начнется после 2027 года.
Таким образом для освоения перспективных объемов перевозок грузов по приведенным выше проектам предполагается строительство судов:
А общая потребность в строительстве этих новых судов для освоения арктических проектов на период до 2035 года составляет 89 ед.
3. Проблемы обеспечения технологической независимости
Начиная с 2014 года в судостроении активно идет процесс импортозамещения. Разработаны и успешно реализуются различные программы и планы.
Вместе с тем, в 2022 году "недружественные" страны ввели максимально жесткие санкции, которые должны, по их мнению, "разорвать в клочья" российскую экономику.
Это придает вопросам обеспечения технологической независимости российского судостроения, проблемам импортозамещения особую остроту.
Как указывалось в Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года, доля стоимости иностранных комплектующих в структуре стоимости судового комплектующего оборудования достигает для гражданского сектора 85 процентов. Это касается, в том числе, и арктического флота. За исключением, в определенной степени, атомного ледокольного флота.
В "Стратегии…" предусмотрены меры по повышению доли отечественной продукции в стоимости конечной гражданской продукции (процентов) до 75 процентов к 2035 году.
Стоит напомнить, что "Стратегия…" была разработана в 2019 году. И безусловно, поставленные задачи должны быть скорректированы, в первую очередь, в плане сокращения сроков их реализации.
В судостроении определенные шаги в этом направлении делаются. Создан Центр импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования (Центр СКО) при АО "ЦНИИ "Курс".
Центр импортозамещения и локализации судового комплектующего оборудования ЦНИИ "Курс" создан в целях увеличения доли отечественного судового комплектующего оборудования в проектируемых, строящихся, ремонтируемых и модернизируемых судах, обеспечения постоянного открытого информационного взаимодействия между участниками рынка отечественного судостроения, содействия развитию межрегиональных и межотраслевых связей российских производителей. В рамках Центра функционирует Единая электронная централизованная система судового комплектующего оборудования.
Центром СКО проводится постоянный мониторинг рынка СКО, сбор и систематизация данных о возможностях отечественного производства СКО, выявляются технические и организационные проблемы отрасли, разрабатываются актуальные предложения по направлениям дальнейшего развития импортозамещения, предоставляются услуги в части проведения экспертиз проектов, подбора возможных инструментов и источников финансирования, технологических партнеров.
Одна из ключевых задач Центра СКО – формирование единой электронной централизованной системы судового комплектующего оборудования (ЕЭЦС СКО), которая содержит информацию об отечественных производителях и технических характеристиках продукции.
Безусловно, обеспечить полный замкнутый цикл производства таких сложных образцов техники как современное судно крайне сложно и вряд ли целесообразно.
Проблемы импортозамещения особо остро стоят и в части морского приборостроения. Можно полагать, что создание АО "Корпорация морского приборостроения" позволит изменить ситуация в этом сегменте.
В рамках действующих программ и планов идет активная работа в этом направлении.
Так, в настоящее время рамках федерального проекта "Автономное судовождение", направленного на создание морских автономных надводных судов (МАНС) создается оборудование на основе а-Навигации - системы координированного управления и системы управления техническими средствами судна, модернизация судовой РЛС с САРП, разработка системы АИС, спутникового определения местоположения судна, компасов, гирокомпасов, судовые комплексы спутниковой связи и др.
Говоря о развитии СМП, можно предложить, используя опыт подготовки и реализации первых этапов проекта МАНС, подготовить и реализовать федеральный проект "Беспилотная Арктика" направленный на цифровую трансформацию обеспечения движения по Северному морскому пути.
И в этом тоже может сыграть свою роль АО "Корпорация морского приборостроения".
4. Меры, принятые государством, по стимулированию строительства судов для перевозок по СМП
Решение поставленных государством масштабных задач по развитию СМП требует системных мер государственной поддержки.
Часть таких мер обсуждены в разделе 1 данной статьи.
К настоящему времени в России сформирован целый комплекс мер государственной поддержки как развития судостроения в целом, так и арктического судостроения в частности.
В настоящее время действуют положения следующих нормативных актов:
Принято Постановление Правительства РФ №1584 от 04.12.2019 "Об утверждении правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение части затрат, связанных со строительством крупнотоннажных судов" (суда дедвейтом свыше 45 тыс. тонн).
Запланировано выделение субсидий на строительство 15 арктических газовозов (20% от стоимости газовоза) и 3 танкеров-продуктовозов на СПГ (25% от стоимости танкера): 2021г. – 10,9 млрд. руб., 2022г. – 12,1 млрд. руб., 2023г. – 11,9 млрд. руб., 2024г. – 11,9 млрд. руб., 2025г. – 10,2 млрд. руб. (всего – 57 млрд. руб.).
С целью закрепления за отечественными судами грузов, погруженных в акватории СМП с 1 января 2019 года вступил в силу закон №460-ФЗ от 29.12.2017 "О внесении изменений в КТМ РФ в части расширения понятия "каботаж". За судами, плавающими под государственным флагом РФ, закрепляется исключительное право на морские перевозки нефти, СПГ, газового конденсата и угля, добытых на территории РФ и погруженных на суда в акватории СМП.
Реализуются Государственные программы Российской Федерации "Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений", "Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации", федеральный проект "Развитие Северного морского пути".
Принимаются меры по созданию судового комплектующего оборудования. С 2022 года начато выделение целевых субсидий на выполнение комплексных проектов по разработке, созданию и внедрению в серийное производство судового комплектующего оборудования.
Все эти меры подкрепляются соответствующими статьями Федерального бюджета. Так, в проекте федерального бюджета на 2023–2025 годы на поддержку отечественного флота предложили выделить 65 млрд рублей.
Из этой суммы 27 млрд предложено выделить на программу лизинга гражданских судов, 15 млрд — на создание и внедрение судового комплектующего оборудования, сказано в протоколе. Еще 8,69 млрд составят субсидии на строительство крупнотоннажных судов, 6,5 млрд планируют направить на инвестпроекты по модернизации мощностей гражданского судостроения.
Меры носят достаточно масштабный характер. Вместе с тем, и само государство понимает их недостаточность для полного решения поставленных задач.
Не случайно, в упомянутом "Плане развития Северного морского пути на период до 2035 года" присутствуют такие мероприятия как:
Развитие российской экономики тесно связано с дальнейшим развитием ключевого транспортного коридора - Северного морского пути. Санкционная политика недружественных государств вынуждает Россию переориентировать транспортные потоки с запада на восток. Это еще более подчеркивает важность этого транспортного коридора. Оценка развития экспортной грузовой базы, развития каботажных перевозок, развития транзитных перевозок позволяет прогнозировать объем грузопотоков по Северному морскому пути в объеме 220 млн. тонн к 2035г.
Для реализации транспортных потоков по Северному морскому пути необходимо развитие ледокольного флота, строительство вспомогательного и аварийно-спасательного флота, арктического грузового флота. В настоящее время можно выделить 5 проектов, реализация которых наиболее реальна в настоящих условиях: проект "Арктик СПГ 2" (СПГ, газовый конденсат, ПАО "НОВАТЭК"), проект "Восток Ойл" (нефть, ПАО "НК "Роснефть"), проект "Северная звезда" (уголь, ООО "Северная звезда"), проект освоения медно-рудного месторождения "Баимский ГОК", проект арктической контейнерной линии "Евроазиатский контейнерный транзит".
Используя опыт подготовки и реализации первых этапов федерального проекта "Автономное судовождение", можно предложить подготовить и реализовать федеральный проект "Беспилотная Арктика" направленный на цифровую трансформацию обеспечения движения по Северному морскому пути.
Государством приняты и реализуются мер государственной поддержки развития судостроения в целом и Северного морского пути в частности. Учитывая масштабность задач, поставленных по развитию Северного морского пути эти меры требуют расширения и углубления.
|
|
|
|
Подписка Корабел.ру экономит ваше время Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного! |