Блог морского юриста
Блог морского юриста
Управляющий партнер Адвокатского бюро «Инмарин» Кирилл Маслов, известный эксперт в области правового регулирования деятельности на морском и внутреннем водном транспорте информирует «Корабелов» об основных изменениях законодательства

О работе иностранных граждан на судах под Российскими флагами

0 3734 3 мин
Российское законодательство обеспечивает доступ к работе на судах под национальным флагом для граждан иностранных государств.
Судно под флагом одного государства может иметь экипаж, состоящий из граждан различных государств. В соответствии со статьей 56 Кодекса торгового мореплавания (далее – КТМ РФ), в состав экипажа судна на судах под Российским флагом могут ходить иностранные граждане и лица без гражданства, которые не могут занимать должности капитана, старшего помощника, старшего механика и радиоспециалиста.

К замещению должностей членов экипажа допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные положением о дипломировании членов экипажей судов, утвержденным приказом Минтранса России от 15.03.2012 N 62. Указанное положение соответствует правилам Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 года с поправками (далее - Конвенция ПДНВ). Аналогично для иностранных граждан действует Конвенция ПДНВ, если страна является ее участником и ее национальное законодательство. После получения национальных дипломных документов, моряк, намеревающийся получить работу на судне  под Российским флагом сталкивается с вопросом признания своей квалификации по Российским законам.

У Российской Федерации имеется 80 разнообразных двусторонних соглашений и протоколов о признании документов об образовании. Например, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 года). В соответствии с указанными соглашениями, дипломы о высшем образовании, выдаваемые высшими учебными заведениями Российской Федерации и дипломы о получении высшего образования очной формы обучения, выдаваемый высшими учебными заведениями других стран, признаются на территории Российской Федерации и других государств эквивалентными при поступлении на работу в соответствии с указанными в них специальностью и квалификацией. При этом следует учитывать, что  наличие таких соглашений не отменяет необходимости нотариального перевода документа на язык страны пребывания.

В дополнение, к Конвенции ПДНВ, страны-участницы подписывают Меморандумы, целью которых является возможность работы моряков на судах под флагами государств-членов Конвенции, однако, при наличии двусторонних соглашении между государствами, в указанных Меморандумах нет необходимости.

В случае если моряк обладает квалификационными документами, выданными в государстве, с которым у России отсутствует соглашение о признании дипломов, моряк обязан сдать свою профессиональный диплом на нострификацию, в соответствии с положениями Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Порядок прохождения нострификации установлен в соответствии с Административным регламентом предоставления Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной услуги по признанию образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2013 № 1391.

Квалификационные документы моряков – единственные документы, которые требуют подтверждения в России. Для российских моряков, как и для моряков других стран, действует Конвенция, пересматривающая Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185), ратифицированной Федеральным законом "О ратификации Конвенции, пересматривающей Конвенцию 1958 года об удостоверениях личности моряков (Конвенции N 185)". В соответствии с Конвенцией действует и применяется единый стандарт удостоверения личности моряка. При наличии удостоверения моряк имеет право на судне в водах любого государства осуществлять деятельность  без ограничений, если он указан в судовой роли.

В России удостоверение личности моряка не является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации, по которому гражданин Российской Федерации осуществляет выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (статья 7 Федерального закона  от 15.08.1996 N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию"). Таким образом, для въезда и работы на территории РФ иностранным гражданам требуется не только паспорт моряка, но и загранпаспорт, если его наличие предусмотрено законодательством страны гражданства моряка (в Норвегии, например, загранпаспорт не применяется), в котором проставляется транзитная, либо рабочая виза на въезд в Россию.

Наиболее часто моряки используют именно транзитную визу для въезда в РФ: прибытие их в страну обусловлено исключительно необходимостью проследовать на судно, на котором они будут осуществлять работу. Чтобы получить такую визу, необходимо предъявить пограничным органам гарантийное письмо от судовладельца или его агента о том, что моряк следует на судно, а так же надлежащим образом удостоверенную судовую роль, в которую внесены данные моряка. В любом случае, в соответствии с положениями статьи 5 Конвенции Международной Организации Труда № 186 "О труде в морском судоходстве", расходы на визы для моряков возлагаются на судовладельцев.  
 
"Инмарин", Адвокатское Бюро Санкт-Петербурга
Санкт-Петербург
+7 (800) 250-00-13, +7 (812) 603-48-63



Комментарии   0.

Чтобы принять участие в обсуждении, пожалуйста Авторизуйтесь или Зарегистрируйтесь
Свежие новости
рекламаПодписка 2025