В соответствии с Правилом 5.1.5 Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве (далее – КТМС 2006), каждое государство-член требует, чтобы на судах, плавающих под его флагом, действовали процедуры для справедливого, эффективного и быстрого рассмотрения на борту судна жалоб моряков о возможных нарушениях требований конвенции (включая права моряков).
Судовладелец имеет право самостоятельно определять формат разрешения жалоб на борту своего судна, руководствуясь принципами, установленными обязательным стандартом А 5.1.5 КТМС 2006. Одновременно с этим, более строгие правила урегулирования жалоб моряков могут быть предусмотрены не только законодательством флага судна, но и коллективными договорами, принятыми между моряками и владельцами.
Судовладельцам рекомендуется разработать и иметь на борту порядок разрешения жалоб моряков, включая схемы и анкеты, которые являются их неотъемлемой частью.
Стандартная анкета или опросник могут существенно облегчить работу с жалобами моряков, обеспечивая наличие в них, по заранее установленной форме, всех необходимых сведений и данных.
Стандартная форма жалобы может содержать, в том числе:
Судовладельцам рекомендуется разработать и иметь на борту порядок разрешения жалоб моряков, включая схемы и анкеты, которые являются их неотъемлемой частью.
Стандартная анкета или опросник могут существенно облегчить работу с жалобами моряков, обеспечивая наличие в них, по заранее установленной форме, всех необходимых сведений и данных.
Стандартная форма жалобы может содержать, в том числе:
- сведения о моряке и судовладельце
- сведения о судне и рейсе
- тип жалобы, в том числе с возможностью выбора из различных категорий
- дату подачи и регистрации жалобы
- на каком должностном уровне жалоба была подана, в том числе с возможностью выбора различных должностей
- обстоятельства, которые привели к подаче жалобы
- данные представителя / консультанта моряка, оказывавшего содействие при подаче жалобы.
Моряки, осуществляющие трудовую деятельность, не являются юристами и, часто, не осуществляют детальное ознакомление с положениями КТМС 2006, регламентом разрешения жалоб на борту. Чем проще и доступнее будут стандартные формы документов, тем эффективнее жалобы могут быть рассмотрены судовладельцем без риска возникновения у него ответственности за отказ от рассмотрения жалоб в соответствии с КТМС 2006.
Все моряки, в любом случае, должны быть ознакомлены с порядком разрешения жалоб на борту конкретного судна под роспись. Моряк имеет право подать жалобу напрямую капитану судна, а так же уполномоченному органу государства-флага судна, государству порта, в связи с чем контактные данные для совершения таких действий так же должны быть доступны для ознакомления постоянно.
Во избежание разногласий с моряком, рекомендуется вести строгий учет часов работы каждого из членов экипажа, распределяя их в соответствии с условиями трудового договора и законодательства флага судна. Аналогичный подход строит практиковать в отношении учета выплат, совершенных в пользу каждого моряка. В указанном случае уменьшается риск признания за судовладельцем нарушения интересов моряка и / или обязанности работодателя по договору.
Поддержание порядка на борту, чистоты в жилых помещениях и в помещениях для приема пищи, а так же отсутствие перебоев с продовольствием на судне так же существенно снижает риски подачи любых жалоб, а так же ускоряет проведение стандартных инспекций портового контроля.
Наконец, все судовые свидетельства и сертификаты, находящиеся на судне, должны иметь законную силу и срок действия, а так же размещены в зоне видимости инспектора и моряков.
Систематический подход к выполнению требований КТМС 2006, а так же разъяснительная работа со стороны судовладельцев является одним из эффективных механизмов снижения уровня нарушений и жалоб в процессе эксплуатации судна и работы экипажа.
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2018