Судовладелец несет ответственность за вред, причиненный водным объектам, в результате оставления конструктивно погибшего судна.
Конструктивная гибель судна представляет собой невозможность его восстановления или экономическую нецелесообразность ремонта судна. Как правило, конструктивной гибели предшествует посадка на мель, отсутствие надлежащего классификационного надзора и поддержания судна в исправном состоянии. На практике возникают ситуации, когда такое судно оставляется судовладельцем, поскольку снятие его с мели или буксировка до места утилизации сулит существенные затраты для судовладельца. Однако подобная экономия может обернуться предъявлением многомилионного иска о взыскании суммы ущерба, причиненного водному объекту.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ломом и отходами цветных и (или) черных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Таким образом, если судно выведено из эксплуатации в связи с конструктивной гибелью в результате полученных повреждений, то есть утратило свои потребительские свойства, такое судно признается отходом – ломом цветных и черных металлов, что относится к опасным отходам III,IV,V класса опасности.
Из анализа судебной практики следует, что оставление в акватории выведенного из эксплуатации судна не способствует нормальному функционированию экологической системы и представляет собой загрязнение (захламление, засорение) водного объекта.
Суды указывают, что факт причинения ущерба окружающей среде презюмируется фактом нахождения пришедшего в негодность в результате какого – либо происшествия судна, в акватории водного объекта, а также тем обстоятельством, что с момента, например, посадки на мель судовладельцем не предпринималось мер по его изъятию из акватории водного объекта и, соответственно, предотвращению вреда водному объекту.
Склонить чашу весом Фемиды в пользу судовладельца возможно, доказав, что судно погибло при чрезвычайных и стихийных обстоятельствах; судовладелец принял все возможные и зависящие он него меры по недопущению или предотвращению наступления вреда и, что оставление судна не оказало негативного влияния на экосистему.
В соответствии с частью 1 статьи 77 Федерального закона от 10.01.2002 № 7- ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее по тексту – Закон №7-ФЗ) юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" ломом и отходами цветных и (или) черных металлов признаются пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы, образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе производства указанных изделий. Таким образом, если судно выведено из эксплуатации в связи с конструктивной гибелью в результате полученных повреждений, то есть утратило свои потребительские свойства, такое судно признается отходом – ломом цветных и черных металлов, что относится к опасным отходам III,IV,V класса опасности.
Из анализа судебной практики следует, что оставление в акватории выведенного из эксплуатации судна не способствует нормальному функционированию экологической системы и представляет собой загрязнение (захламление, засорение) водного объекта.
Суды указывают, что факт причинения ущерба окружающей среде презюмируется фактом нахождения пришедшего в негодность в результате какого – либо происшествия судна, в акватории водного объекта, а также тем обстоятельством, что с момента, например, посадки на мель судовладельцем не предпринималось мер по его изъятию из акватории водного объекта и, соответственно, предотвращению вреда водному объекту.
Склонить чашу весом Фемиды в пользу судовладельца возможно, доказав, что судно погибло при чрезвычайных и стихийных обстоятельствах; судовладелец принял все возможные и зависящие он него меры по недопущению или предотвращению наступления вреда и, что оставление судна не оказало негативного влияния на экосистему.
Младший партнер Дремова Стефания Сергеевна
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2019
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2019