В соответствии с положениями статей 204, 218 Кодекса торгового мореплавания РФ, фрахтователь оплачивает стоимость бункерного топлива и другие связанные с коммерческой эксплуатацией судна расходы. Дефолт фрахтователя по оплате бункеровки судна в период чартера может иметь негативные последствия для собственника, в том числе по окончании чартера. Собственник, не являясь, формально, стороной договора бункеровки, рискует оказаться ответственным по морскому требованию, в том числе, в результате ареста морского судна бункеровщиком.
В этом случае, собственники сталкиваются с необходимостью внесения обеспечения требований истца в размере суммы иска для освобождения судна, несения расходов за простой арестованного судна и защитой интересов против требований бункеровщика.
Частым стандартным условием договоров поставки топлива является сохранение права собственности на топливо до его оплаты и хранение топлива на борту судна. Более того, бункерные расписки, свидетельствующие о принятии топлива, подписываются капитаном, являющимся представителем судовладельца, что, безусловно, привязывает судоходную компанию к спору с бункеровщиком. Более того, объективно, топливо поставляется всегда в интересах эксплуатации судна в целом, независимо от того используется судно – собственником, фрахтователем или иным лицом. Соответственно, бункеровщику не составляет труда обосновать наличие требований ко всем лицам, связанным с судном.
Для того что бы собственнику снизить риски привлечения к ответственности по обязательствам фрахтователя либо иного эксплуатанта, собственнику рекомендуется в договоре с фрахтователем распределить ответственность по оплате за снабжение судна, что бы изменить диспозитивные положения закона, предусматривающие ответственность всех пользователей судна за его содержание. В качестве примера возможно предложить следующую оговорку.
1.1. Фрахтователь обязуется до момента заказа бункерного топлива уведомить поставщика в письменной форме о том, что заказ осуществляется исключительно в интересах Фрахтователя, за его счет, а так же о том, что собственник судна не является стороной договора поставки топлива / хранителем топлива / лицом, ответственным за его оплату, дающим право на арест судна поставщиком.
1.2. Собственник судна имеет право потребовать у Фрахтователя осуществить предварительную оплату бункерного топлива, а в случае отказа Фрахтователя от произведения такой оплаты, собственник имеет право отказаться от принятия топлива на борт судна. Такой отказ не будет считаться нарушением обязанностей собственника по настоящему договору. |
Указанное условие, признанное Балтийским и международным морским советом (БИМКО) в качестве существенного положения чартера для защиты интересов собственников судов, не является полной гарантией отсутствия ареста судна бункеровщиком в случае, если топливо поставлено. Однако судовладелец получает возможность избежать приема неоплаченного топлива, способного стать предметом спора, вообще, а вместе с ним и ареста. Дополнительно, собственникам судов рекомендуется отдельно устанавливать запрет на арест судна по любым обязательствам не заказанным собственником и оговорку о том, что он не является надлежащим ответчиком по любым требованиям снабженца по обязательствам фрахтователя в период чартера.
В случае привлечения судовладельца в качестве ответчика по иску снабженца, уведомление фрахтователем бункеровщика об отсутствии у собственника каких-либо обязанностей в отношении поставки, может служить еще одним существенным доказательством отсутствия у бункеровщика прав требования к собственнику. Так же, судовладельцам рекомендуется устанавливать в договорах на использование судна общие требования к договорам снабжения судна, во избежание внедрения туда условий, накладывающих на собственника дополнительную имущественную ответственность без его согласия.