Приказами Минтранса России от 18.01.2017 года №18 и №19 утверждены Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу и Порядок рассмотрения жалоб моряков на борту судна. До принятия указанных актов, судовладельцы своими силами должны были осуществлять разработку, принятие и внедрение процедур рассмотрения жалоб членов экипажа морских судов, возникших в процессе работы на борту.
Обязанность судовладельца осуществлять оперативное и регламентированное локальными документами рассмотрение жалоб закреплено в разделе А5.2.2 «Процедуры рассмотрения жалоб моряков на берегу» Конвенции 2006 года о труде в морском судоходстве. Таким образом, не только содержание трудовых договоров с моряками должно соответствовать нормам указанной Конвенции, но так же и внутренние процедуры, применяющиеся судовладельцем в рамках исполнения им обязанностей работодателя.
Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу применяется, если жалоба подана членом экипажа в порту захода судна. Положения порядка предусматривают перечень действий капитана морского порта, как лица, ответственного за своевременное и всестороннее рассмотрение жалобы.
Жалоба может направляться моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов, а также может быть подана лично.
Пункт 6 Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу устанавливает требования к содержанию жалобы, который включает в себя: наименование порта подачи жалобы, личные и контактные данные моряка, название судна, сведения о судовладельце, а также лице или организации, которые осуществляли трудоустройство моряка на судно, сведения о нарушении прав моряка и результат рассмотрения его жалобы на борту судна, а так же касается ли жалоба всех моряков на борту, либо она представляет собой индивидуальное дело моряка.
К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе.
Порядок устанавливает срок на рассмотрение жалобы моряка на берегу в течение 20 дней с даты ее регистрации. Отказ от приема жалобы капитаном морского порта может быть обжалован моряком в суде.
Пункт 10 Порядка предусматривает, что рассмотрение жалоб на борту судна является приоритетным перед рассмотрением жалоб на берегу, и моряку должно быть предложено осуществить урегулирование жалобы с судовладельцем на судне в случае, если попытка такого урегулирования не имела место.
Одним из механизмов по защите прав моряка, обратившегося с жалобой, которая касается не только его одного, но и иных членов экипажа судна, является осмотр и проверка капитаном морского порта в рамках государственного портового контроля судна в соответствии со разделом А5.2.1 «Контроль судов в порту» Конвенции, ст. 79 Кодекс торгового мореплавания РФ. Если после контрольного осмотра установлено, что условия труда и жизни моряков на борту судна не соответствуют требованиям Конвенции, капитан морского порта информирует капитана судна о необходимости устранения обнаруженных нарушений и сроках их устранения.
Таким образом, по жалобе моряка, имеющей коллективный характер, судно может быть осмотрено, а так же, в случае обнаружения существенных нарушений, задержано, а в выходе судна из порта отказано в соответствии со ст. 80 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Судовладелец, в отношении которого моряком подана жалоба, может предложить капитану морского порта план совершения действий по урегулированию жалобы, при признании которого надлежащим капитан порта более не участвует в разрешении жалобы (п. 15 Порядка).
Порядок рассмотрения жалоб моряка на борту применяется, если указанная жалоба подана членом экипажа морского судна, плавающего под флагом РФ начальнику службы, в которой работает моряк, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна, или лицу его замещающему, судовладельцу, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта.
Исходя из буквального толкования п. 3 Порядка, он является основным документом, регулирующим процедуру рассмотрения жалоб моряков на борту. Между тем, в соответствии с п. 4 Порядка, судовладелец обязан дополнительно разработать и ознакомить моряка с копией процедур рассмотрения жалоб на борту судна. Такой документ включает информацию о контактах с компетентным органом в государстве флага или в стране постоянного места жительства моряка, если они не совпадают, а также фамилию лица или фамилии лиц на борту судна, которые могут на конфиденциальной основе предоставить морякам консультации по поводу их жалобы или помочь им каким-либо иным образом в осуществлении процедуры рассмотрения жалобы, имеющейся в их распоряжении на борту судна.
Пункты 5-7 Порядка устанавливают требования к содержанию жалобы члена экипажа, в зависимости от лица, которому она подается. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе.
Жалоба регистрируется в день ее поступления, в судовом журнале или в иных журналах (базах) учета, предусмотренных разработанной судовладельцем и применяемой на судне системой управления безопасностью. После регистрации копия жалобы с указанием сведений о дате регистрации и журнале, в котором осуществлена регистрация (наименование журнала, его номер и номер страницы журнала, на которой сделана запись о регистрации жалобы), в день регистрации возвращается моряку.
Сроки рассмотрения жалоб моряков на борту зависят от лица, которому поданы такие жалобы: начальнику службы или непосредственному начальнику моряка из числа командного состава - в течение 2 дней с даты ее регистрации, капитану судна - в течение 3 дней с даты ее регистрации, судовладельцу - в течение 7 дней с даты ее регистрации. Жалоба в компетентный орган рассматривается в течение 30 дней с даты ее регистрации.
Моряк имеет право на участие в процессе рассмотрения жалобы на борту судна, на предоставление дополнительных материалов по жалобе в период ее рассмотрения, а также на гарантии от возможного преследования в связи с подачей жалобы. Результаты рассмотрения жалобы на борту судна вручаются моряку не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
Порядок рассмотрения жалоб моряков на берегу применяется, если жалоба подана членом экипажа в порту захода судна. Положения порядка предусматривают перечень действий капитана морского порта, как лица, ответственного за своевременное и всестороннее рассмотрение жалобы.
Жалоба может направляться моряком по почте, электронной почте или посредством официального сайта соответствующей администрации морских портов, а также может быть подана лично.
Пункт 6 Порядка рассмотрения жалоб моряков на берегу устанавливает требования к содержанию жалобы, который включает в себя: наименование порта подачи жалобы, личные и контактные данные моряка, название судна, сведения о судовладельце, а также лице или организации, которые осуществляли трудоустройство моряка на судно, сведения о нарушении прав моряка и результат рассмотрения его жалобы на борту судна, а так же касается ли жалоба всех моряков на борту, либо она представляет собой индивидуальное дело моряка.
К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе.
Порядок устанавливает срок на рассмотрение жалобы моряка на берегу в течение 20 дней с даты ее регистрации. Отказ от приема жалобы капитаном морского порта может быть обжалован моряком в суде.
Пункт 10 Порядка предусматривает, что рассмотрение жалоб на борту судна является приоритетным перед рассмотрением жалоб на берегу, и моряку должно быть предложено осуществить урегулирование жалобы с судовладельцем на судне в случае, если попытка такого урегулирования не имела место.
Одним из механизмов по защите прав моряка, обратившегося с жалобой, которая касается не только его одного, но и иных членов экипажа судна, является осмотр и проверка капитаном морского порта в рамках государственного портового контроля судна в соответствии со разделом А5.2.1 «Контроль судов в порту» Конвенции, ст. 79 Кодекс торгового мореплавания РФ. Если после контрольного осмотра установлено, что условия труда и жизни моряков на борту судна не соответствуют требованиям Конвенции, капитан морского порта информирует капитана судна о необходимости устранения обнаруженных нарушений и сроках их устранения.
Таким образом, по жалобе моряка, имеющей коллективный характер, судно может быть осмотрено, а так же, в случае обнаружения существенных нарушений, задержано, а в выходе судна из порта отказано в соответствии со ст. 80 Кодекса торгового мореплавания РФ.
Судовладелец, в отношении которого моряком подана жалоба, может предложить капитану морского порта план совершения действий по урегулированию жалобы, при признании которого надлежащим капитан порта более не участвует в разрешении жалобы (п. 15 Порядка).
Порядок рассмотрения жалоб моряка на борту применяется, если указанная жалоба подана членом экипажа морского судна, плавающего под флагом РФ начальнику службы, в которой работает моряк, непосредственному начальнику моряка из числа командного состава судна, капитану судна, или лицу его замещающему, судовладельцу, а также в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского и речного транспорта.
Исходя из буквального толкования п. 3 Порядка, он является основным документом, регулирующим процедуру рассмотрения жалоб моряков на борту. Между тем, в соответствии с п. 4 Порядка, судовладелец обязан дополнительно разработать и ознакомить моряка с копией процедур рассмотрения жалоб на борту судна. Такой документ включает информацию о контактах с компетентным органом в государстве флага или в стране постоянного места жительства моряка, если они не совпадают, а также фамилию лица или фамилии лиц на борту судна, которые могут на конфиденциальной основе предоставить морякам консультации по поводу их жалобы или помочь им каким-либо иным образом в осуществлении процедуры рассмотрения жалобы, имеющейся в их распоряжении на борту судна.
Пункты 5-7 Порядка устанавливают требования к содержанию жалобы члена экипажа, в зависимости от лица, которому она подается. К жалобе прилагаются документы и материалы, подтверждающие сведения, приведенные в жалобе.
Жалоба регистрируется в день ее поступления, в судовом журнале или в иных журналах (базах) учета, предусмотренных разработанной судовладельцем и применяемой на судне системой управления безопасностью. После регистрации копия жалобы с указанием сведений о дате регистрации и журнале, в котором осуществлена регистрация (наименование журнала, его номер и номер страницы журнала, на которой сделана запись о регистрации жалобы), в день регистрации возвращается моряку.
Сроки рассмотрения жалоб моряков на борту зависят от лица, которому поданы такие жалобы: начальнику службы или непосредственному начальнику моряка из числа командного состава - в течение 2 дней с даты ее регистрации, капитану судна - в течение 3 дней с даты ее регистрации, судовладельцу - в течение 7 дней с даты ее регистрации. Жалоба в компетентный орган рассматривается в течение 30 дней с даты ее регистрации.
Моряк имеет право на участие в процессе рассмотрения жалобы на борту судна, на предоставление дополнительных материалов по жалобе в период ее рассмотрения, а также на гарантии от возможного преследования в связи с подачей жалобы. Результаты рассмотрения жалобы на борту судна вручаются моряку не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия решения.
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга «Инмарин», 2017