Балтийский и международный морской совет предложил текст принципиально новой тайм-чартерной оговорки о праве судовладельца на замену экипажа и на девиацию в связи с ней.
В период пандемии и в течение неопределённого срока после ее завершения, судовладельцы, чьи суда находятся в работе, могут неизбежно столкнуться с ограничениями, вызванными закрытием порта или запретами на свободу перемещения. Такие ограничения объективно препятствуют процедурам смены экипажа, что особенно неприемлемо в случае, если на борту находятся больные моряки.
В результате, судовладельцу приходится выбирать между интересами экипажа, которому полагается отпуск и репатриация, и исполнением коммерческих контрактов. При выборе в пользу контрагента, судовладелец ухудшает свою репутацию работодателя, а если выбрать экипаж, то возникает риск претензий и требований со стороны заказчиков перевозки и фрахтователей.
В качестве меры разрешения сложившейся ситуации Балтийский и международный морской совет выпустил новую оговорку "BIMCO COVID-19 Crew Change Clause for Time Charter Parties 2020" о правах судовладельца при возникновении необходимости сменить экипаж, если в порту, куда фрахтователь направил судно, сделать это объективно невозможно. Текст оговорки:
"(a) В дополнение к любому другому праву на девиацию по настоящему договору, Судно имеет право отклониться от маршрута для смены экипажа, если ограничения, касающиеся вируса COVID-19 не позволяют сменить экипаж в тех портах или местах, куда судно следует по приказу, либо в рамках запланированного захода. Любая девиация по настоящему условию не будет считаться нарушением договора, а Судовладельцы не будут нести ответственность за любые убытки или ущерб, возникший в связи с ней.
(b) Судовладельцы пользуются правом, указанным в п. (а) с надлежащим учетом интересов Фрахтователей, и уведомляют Фрахтователей в письменной форме так скоро, как это разумно возможно, о любых намерениях уйти с маршрута для целей смены экипажа.
(c) Фрахтователи обязаны убедиться, что оговорка в п (а) внесена во всех субчартеры, коносаменты, накладные и другие документы, подтверждающие заключение договора перевозки, выданные в рамках настоящего договора.
(d) В период девиации Судно:
(i)* будет оставаться в найме, но с пониженной ставкой фрахта в размере USD ……….. за день. В отсутствие согласованной ставки сумма в размере 50% от ставки фрахта будет применяться. Стоимость затраченного бункера будет разделена между Судовладельцами и Фрахтователями в равных долях.
(ii)* будет вне-найма, со стоимостью бункера за счет Судовладельцев.
(e) Пока Судно находится в порту девиации, все портовые сборы, проводка и другие сопутствующие расходы в связи со сменой экипажа относятся на счет Судовладельцев.
*(d)(i) и (d)(ii) являются альтернативами. Удалить то, что не применяется. В случае отсутствия удаления применяется положение (d)(i)."
Исходя из содержания, оговорка является специфической для периода пандемии вируса COVID-19, однако допускается удаление ссылки на конкретный вирус и адаптация ее для любых причин, мешающих смене экипажа. Одновременно с этим, оговорка направлена на регулирование частных случаев: чтобы обосновать девиацию, Судовладельцам потребуется показать ее причину, обосновать невозможность смены экипажа в порту, указанном Фрахтователями, а также принять на себя сопутствующие расходы.
Оговорка может быть внедрена сторонами в любой момент, как при заключении нового чартера, так и в качестве дополнения к уже действующим соглашениям, путем заключения дополнительного соглашения между Судовладельцами и Фрахтователями.
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2020