Головной атомоход проекта "Лидер" по имени "Россия" VS головной атомоход проекта 22220 "Арктика"
Имя свое ледокол проекта "Лидер" заслужил не зря. Мощность на гребных валах превосходит показатели "младшего брата" – "Арктики" – в два раза. И это с учетом того, что "младший брат" на данный момент самый мощный достроенный атомный ледокол. Уникальная в своем роде двухреакторная установка РИТМ-200 позволяет "Арктике" достигать мощности на трех гребных валах до 60 МВт и скорости по чистой воде – 22 узла, по льду 1,5 м – 12 узлов, по льду 2,8 м – 2 узла.
"Россия" получит два атомных реактора типа РИТМ-400 с четырьмя турбинами и четырьмя гребными электродвигателями, что позволит ей выйти на мощность до 120 МВт, а это и другие ходовые возможности: по чистой воде – 24 узла, по льду 2 м – 12 узлов, по льду 4,3 м – 2 узла.
При этом длина "Арктики" – 173,3 м (по КВЛ – 160 м), ширина – 34 м (по КВЛ – 33 м), высота борта на миделе – 15,2 м, максимальная ледопроходимость – 2,8 м, осадка по КВЛ – 10,5 м (минимальная рабочая – 8,5 м). "Россия" достигнет длины 209 м (по КВЛ – 200 м), ширины – 47 м (по КВЛ – 46 м), высоты борта на миделе 18,9 м осадки по КВЛ – 13 м (минимальной рабочей – 11,5 м).
Водоизмещение "Арктики" стандартное составляет 22 540 тонн (по КВЛ – 33 540 тонн), а водоизмещение "России" побьет указанные цифры по стандартному показателю на 24 858 тонн и составит 50 398 тонн, по КВЛ превзойдет на 37 840 тонн, составит – 71 380 тонн. Экипажа, конечно, тоже станет больше: 127 против 52 человек.
Ледоколов проекта 22220 планируется еще выпустить четыре: "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка". Интересно, что "Урал" повторяет конструкции предыдущих "машин", но при этом увеличен спусковой вес корабля, и со стапелей он сошел с тремя ярусами надстройки, что позволит сократить сроки строительства и конечные затраты. Ледоколов проекта "Лидер" всего запланировано три, однако, по последней информации на данный момент, финансы выделены на строительство только головного атомохода, финансирование двух последующих пока не анонсировалось.
Зачем строить?
Зачем создавать такого класса ледокол, если на данный момент уже почти сдана в эксплуатацию универсальная "Арктика", к тому же в обозримом будущем появятся идентичные ледоколы "Сибирь", "Урал", "Якутия" и "Чукотка", что напрочь изменит расстановку экономических сил на Северном морском пути? Ответ прост – за СМП будущее торговли, а потому Путиным была поставлена конкретная задача – достигнуть к 2024 году грузопотока по Северному морскому пути в 80 млн тонн. Как полушутя констатируют на сайте госкорпорации "Росатом", Северный морской путь – кратчайший между Западом и Востоком, быстрый и экономически выгодный, нет очередей и пиратов. И если в 1998 г. перевозки по СМП опустились до минимума в 1,46 млн тонн, то уже к 2015 г. грузопоток вырос до 4 млн, к 2016 до 7,3 млн, в 2017 г. под проводкой атомных ледоколов прошло 492 судна по сравнению с 410 в предыдущий. И хотя недавно "Росатом" предложил снизить на 25% запланированные объемы грузов на 2024 г. по причине снижения прогнозов поставки нефти, СПГ и угля по Арктике, задача дальнейшей разработки СМП – актуальна.
Вывод – необходимо наращивать мощности. Можно, конечно, возразить и сказать, что и ледоколов проекта 22220 хватит на многие годы вперед, однако будем учитывать, что данные ледоколы неспроста созданы двухосадочными: их будут эксплуатировать не только на глубоководных трассах Северного морского пути, но и на мелководных участках в устьях рек. "Россия" же создается для использования именно в океане, и ко времени выхода атомохода в плавание он окажется жизненно необходим. Атомоходы проекта "Лидер" смогут прокладывать канал шириной около пятидесяти метров, что позволит осуществлять круглогодичную навигацию крупнотоннажных транспортных судов (от 50 тыс. тонн), а также газовозов класса Arc7 шириной корпуса 50 метров с коммерчески приемлемой скоростью. Кстати, небольшой нюанс, – на "России" провизии хватает на 8 месяцев, а на "Арктике" только на 6. Мелочь – а приятно.
Большому ледоколу – большой завод. Информационная справка
1 сентября 2016 г. на Дальневосточном регионе состоялся торжественный запуск новой верфи "Звезда", первой в России, которая станет способной выпускать крупнотоннажные суда. Несмотря на то, что поэтапный ввод в эксплуатацию всего комплекса планируется только к 2024 г., на нем уже ведется производственная деятельность среднетоннажных судов и морской техники, а в 2019 г. верфь получила весомый заказ на ледокол проекта "Лидер" – атомоход "Россия", обещающий стать новым флагманом среди атомных ледоколов. Как сообщила для нашего издания пресс-служба ССК "Звезда", прикрутят закладную доску к первой секции судна не позже конца нынешнего года, контракт подписан, проекту быть!
"Виктор Черномырдин" – политик? Нет. Универсальный дизель-электрический ледокол мощностью 25 МВт
Мог ли знать известный российский политический деятель, что его именем назовут ледокол? Наверное, он бы по поводу всего этого сказал: "Здесь вам не тут!" И оказался хотя бы отчасти, но прав.
У "Виктора Черномырдина" сложилась непростая судьба. Спущен на воду в 2016 г. на Балтийском заводе, а завершали его уже на "Адмиралтейских верфях". По официальной информации от ОСК, сдатчиком проекта все равно остается Балтийский завод, а перевод осуществили из логистических соображений.
"ОСК рассматривает такой вопрос прежде всего с точки зрения балансирования загрузки предприятий с целью соблюдения актуальных сроков строительства", – еще в 2017 г. высказывался официальный представитель корпорации Роман Черниговцев.
Позже, в 2018 г., судну не повезло, и на нем из-за взрыва горючих паров произошел пожар. Пострадали третья и четвертая палубы, выгорела площадь в 300 м². Однако уже в конце 2019 г. ледокол прошел морской этап испытаний и успешно подтвердил все технические характеристики. Уже сегодня будет подписан акт приема-передачи с закачиком, а на 3 ноября запланирован подъем флага. Кстати, ледовые испытания "Виктора Черномырдина" ожидают уже после того, как он покинет своих создателей.
А теперь заглянем, так сказать, под капот этой серьезной "машины".
"Виктор Черномырдин" – самый большой в мире дизель-электрический ледокол. В России подобные ледоколы не строились более 40 лет.
Технические характеристики:
- Водоизмещение 22258 т
- Длина максимальная 146.8 м
- Длина между перпендикулярами 132.8 м
- Ширина 29.0 м
- Осадка наименьшая 8.5 м
- Осадка наибольшая 9.5 м
- Мощность силовой установки 25 МВт
- Скорость около 17 узлов
- Автономность 60 суток
- Ледопроходимость 2 м
- Экипаж 38 чел.
- Спецперсонал 90 чел.
Его задачи – обеспечивать круглогодичную навигацию на северных широтах в том числе буксировку, выполнять функции научно-исследовательского судна. Изюминка этого ледокола в том, что он может обеспечивать подводные работы на буровых и нефтедобывающих платформах, прокладку подводных трубопроводов, исследование морского дна. Благодаря высокой автономности судна (61 день), ледокол может перевозить и снабжать научные экспедиции в Арктике и Антарктике. На нем размещается до 90 человек, помимо основного экипажа. Есть лаборатории для научного оборудования. "Виктор Черномырдин" может тушить пожары и имеет три пожарных ствола для тушения как пеной, так и водой. Ледокол примечателен высокой маневренностью, он оснащен системой пневмообмыва корпуса против образования снежно-ледовой корки.
Завод "Пелла" будет строить ледоколы проекта 21900М2
Еще одно интересное событие минувшего года – уверенная и для некоторых неожиданная победа компании "Пелла" в открытом конкурсе, по итогам которого она будет выпускать ледоколы мощностью 18 МВт класса icebreaker7 для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна
Технические характеристики:
- Класс судна – КМ Icebreaker7 [2] AUT1-ICS FF2 EPP ECO BWM
- HELIDECK Special purpose ship
- Длина наибольшая – 119,8 метров
- Ширина наибольшая – 27,5 метров
- Осадка – 8,5 метров
- Скорость хода – 17 узлов
- Водоизмещение – 14 300 тонн
- Мощность на винтах – 18 МВт
Новый 21900М2 появится на основе 21900М и эскизного проекта ледокола. Какие именно изменения внесут пока неизвестно, однако мы держим руку на пульсе и обязательно расскажем о всех новшествах первыми.
Кстати, как удалось выяснить нашей редакции у маркетингового отдела "Пелла", проекту – быть! И совсем скоро ожидается закладка судна на германской верфи, располагающей достаточной мощностью для такой постройки. А тем временем немецкие СМИ рапортует, что ледокол проекта 21900М2 станет самым крупным ледоколом, построенным на территории Германии.
Выводы
Рождение на свет целого цикла ледоколов неслучайно. Это – вызов времени и экономическая необходимость. А, значит, что смена старым ледоколам будет, что морская торговля в Российской Федерации развивается, осваиваются новые технологии, а, значит, будут и новые достижения. И в обозримом будущем мы сможем увидеть, как не одна сотня судов и кораблей будут бороздить Северный морской путь.