На основании обращений читателей вносятся дополнения в статью от 04.09.2015 года под заголовком: "При не обращении за расследованием аварии к капитану порта, администрация порта ответственности не несет".
Указанная статья содержит обзор правовых позиций, содержащихся в пункте 1 Информационного письма от 13.08.2004 года № 81, в котором Президиум ВАС РФ исследует вопрос ответственности администрации морского порта за ущерб, нанесенный судовладельцу в морском порту, при отсутствии участия капитана морского порта в расследовании случая причинения ущерба.
Президиум ВАС РФ указывает, что в соответствии со статьей 76 КТМ РФ и Положением о порядке классификации, расследования и учета аварийных случаев с судами, утвержденным Приказом Министерства морского флота СССР от 29 декабря 1989 года N 118, аварийное происшествие должно расследоваться капитаном морского порта. Между тем, при правомерности сделанного Президиумом вывода, Приказ Министерства морского флота СССР от 29.12.1989 года N 118 был отменен 14.05.2009 года, в соответствии с приказом Минтранса России N 75.
В период действия вышеуказанных нормативных правовых актов, расследование аварийного случая осуществлялось капитаном морского порта, который в необходимых случаях под своим председательством организовывал комиссию по расследованию или же принимал участие в комиссии по расследованию, образованной министерством (ведомством), а после завершения расследования направлял соответствующие материалы судовладельцу, министерству (ведомству) по принадлежности судна и транспортному прокурору.
В настоящее время порядок расследования аварийных случаев на море установлен Приказом Минтранса России от 08.10.2013 года N 308 "Об утверждении Положения о расследовании аварий или инцидентов на море" (далее – Положение).
Пунктом 9 указанного Положения установлено, что для расследования аварии Ространснадзор создает комиссию, в состав которой включаются представители организаций, уполномоченных на классификацию и освидетельствование судов, представители капитана морского порта, расположенного вблизи места аварийного случая, и / или представители капитана морского порта регистрации судна / судов, с которым/которыми произошел аварийный случай.
Пунктом 12 указанного Положения установлено, что капитан судна обязан незамедлительно сообщить о произошедшем аварийном случае капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации.
Часть 23 статьи 16 Положения о капитане морского порта предусматривает, что капитан порта участвует в расследовании аварий или инцидентов на море.
Основываясь на вышеизложенном, на основании пункта 12 Положения, о произошедшем аварийном случае капитан судна обязан незамедлительно сообщить капитану ближайшего морского порта Российской Федерации и/или капитану планируемого морского порта захода в Российской Федерации, а так же судовладельцу и в Ространснадзор. Дополнительно, в зависимости от типа судна и места происшествия, капитан судна так же обязан уведомить Росрыболовство (в случае аварии с рыболовным судном) и администрацию Северного морского пути (при аварийном случае в акватории Северного морского пути).
В сообщении об аварийном случае содержится следующая информация (пункт 15 Положения): тип, название и ИМО номер судна; фамилия, имя, отчество (при наличии) капитана судна; судовладелец и его номер ИМО (при его наличии), адрес, телефон, факс; морской порт (место) регистрации судна; дата и время аварийного случая; место аварийного случая (порт, причал, пролив, залив, рейд, внутренние морские воды, территориальное море, открытое море); географические координаты места аварийного случая; географические координаты местонахождения судна, дата и время составления сообщения об аварийном случае; краткое описание аварийного случая; число получивших тяжкие телесные повреждения и/или погибших людей; идентификационные данные любого другого вовлеченного в аварийный случай судна; дата и время составления сообщения об аварийном случае.
В отсутствие сообщения об аварии, событие не фиксируется и не расследуется уполномоченными лицами, в связи с чем у судовладельца отсутствуют материалы, официально устанавливающие причины происшествия для дальнейшего использования в целях возмещения возможного ущерба. Дополнительно, несообщение об аварии может быть квалифицировано, как сокрытие или искажение информации о событиях, фактах или явлениях, создающих опасность для жизни или здоровья людей либо для окружающей среды, совершенные лицом, обязанным обеспечивать население и органы, уполномоченные на принятие мер по устранению такой опасности, указанной информацией (статья 237 Уголовного кодекса РФ).
Старший партнер Виктория Жданова
Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин"