Неделю назад, 23 – 25 мая, в московском Гостином Дворе прошел очередной, третий по счету международный форум «Морская индустрия России – 2012». Я посетил первое такое мероприятие в 2010 году, пропустил форум 2011 года, и провел два первых дня на экспозиции в этом году. Мы договорились с PR-службой организаторов о том, что они предоставят нам для публикации свои материалы о проделанной работе, но по прошествии недели, не получив отклика с той стороны, я вынужден изложить свои впечатления об увиденном, пока они не потеряли актуальность.
Регулярность и место проведения форума, перечень его организаторов и спонсоров, безусловно, дают основания ожидать эксклюзивного характера мероприятия. Однако эти ожидания, по-моему, не оправдываются.
Первый день, как и следовало ожидать, собрал значительную часть судостроительного истеблишмента. Здесь были и заместители министров промышленности и торговли, и транспорта, и ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ, Балыбердин А.Л., и руководители ряда промышленных предприятий, и представители отраслевой науки. Не на открытии, но всё же были замечены: Президент «ОСК» Троценко Р.В. и директор департамента судостроения Минпромторга Стругов Л.В.
Короче народу было много. Но основную нагрузку уже не первый раз принял на себя Лев Михайлович Клячко – генеральный директор ЦНИИ «Курс» - он был везде: вел церемонию открытия, пленарное заседание, модерировал круглые столы. Что поделаешь – кто везет, на того и грузят.
Форум начался под традиционные речи о невиданных, грядущих в недалеком будущем, успехах российских судостроителей, десятках буровых установок, которые будут качать нефть и газ из шельфа, флотилиях газовозов и танкеров, предназначенных для вывоза этого богатства в цивилизованные страны. И почему-то ни слова не было сказано о том, что обещанные два года тому назад «успехи» так нас и не накрыли, дальневосточные суперверфи, которые с этого года должны были начать свою работу, так и не построены, вторую «двойку» газовозов для «Совкомфлота», заказанную «ОСК», будут строить корейцы, а не прошедшие всестороннее обучение и практику российские корабелы. А как красиво об этом рассказывал нам в интервью заместитель генерального директора ОАО «ДЦСС» Фильченок Ю.А.. Правда было это в 2010 году, можно было говорить в будущем времени.
Нет нужды пересказывать все услышанное. Каждый, кто бывал на выставках в последние годы, слышал подобные доклады не раз. Некоторым диссонансом показались мне слова заместителя министра транспорта Олерского В.А., который обратил внимание прежде всего на то, что проблем у судостроителей «выше крыши» - и проектов нет, и сроки неконкурентные, цены тоже оставляют пищу для размышлений. Но, может быть, на таких мероприятиях и надо не столько рассказывать, как будет хорошо (но в будущем), а больше обращать внимание на проблемы и искать пути их преодоления?
Поразило меня и полное отсутствие стендов хоть каких-то судоходных компаний, за исключением «Росморпорта». Но ему по определению там надо было быть – роль организатора форума обязывает. Может быть, отсутствие моряков на форуме вызвано неверием в отечественную промышленность?
Не хочу, чтобы у читателей сложилось впечатление, что моей задачей было - слить негатив об этом мероприятии. Конечно же, там были и позитивные моменты. Мне показалось, что, по сравнению с первым «МИРом», было больше иностранцев: немцы, хорваты, ряд совместных предприятий. Хороша идея организовать региональные стенды, ведь значительная часть российских регионов живет около воды. Кто-то у моря, кто-то у рек и озер. Жаль, что эти хорошо оформленные стенды не были насыщены реальной информацией, потребностями жителей и правительств регионов в морском и речном транспорте, рабочем флоте и всем сопутствующем.
Полагаю, что в дальнейшем это направление будет лучше проработано. Ведь, если будут сформулированы потребности, то неизбежно появится и предложение. Может быть, именно это и станет морской индустрией России, из которой родятся и буровые, и газовозы, и прочие обещанные невиданные свершения?
Первый день, как и следовало ожидать, собрал значительную часть судостроительного истеблишмента. Здесь были и заместители министров промышленности и торговли, и транспорта, и ответственный секретарь Морской коллегии при Правительстве РФ, Балыбердин А.Л., и руководители ряда промышленных предприятий, и представители отраслевой науки. Не на открытии, но всё же были замечены: Президент «ОСК» Троценко Р.В. и директор департамента судостроения Минпромторга Стругов Л.В.
Короче народу было много. Но основную нагрузку уже не первый раз принял на себя Лев Михайлович Клячко – генеральный директор ЦНИИ «Курс» - он был везде: вел церемонию открытия, пленарное заседание, модерировал круглые столы. Что поделаешь – кто везет, на того и грузят.
Форум начался под традиционные речи о невиданных, грядущих в недалеком будущем, успехах российских судостроителей, десятках буровых установок, которые будут качать нефть и газ из шельфа, флотилиях газовозов и танкеров, предназначенных для вывоза этого богатства в цивилизованные страны. И почему-то ни слова не было сказано о том, что обещанные два года тому назад «успехи» так нас и не накрыли, дальневосточные суперверфи, которые с этого года должны были начать свою работу, так и не построены, вторую «двойку» газовозов для «Совкомфлота», заказанную «ОСК», будут строить корейцы, а не прошедшие всестороннее обучение и практику российские корабелы. А как красиво об этом рассказывал нам в интервью заместитель генерального директора ОАО «ДЦСС» Фильченок Ю.А.. Правда было это в 2010 году, можно было говорить в будущем времени.
Нет нужды пересказывать все услышанное. Каждый, кто бывал на выставках в последние годы, слышал подобные доклады не раз. Некоторым диссонансом показались мне слова заместителя министра транспорта Олерского В.А., который обратил внимание прежде всего на то, что проблем у судостроителей «выше крыши» - и проектов нет, и сроки неконкурентные, цены тоже оставляют пищу для размышлений. Но, может быть, на таких мероприятиях и надо не столько рассказывать, как будет хорошо (но в будущем), а больше обращать внимание на проблемы и искать пути их преодоления?
Поразило меня и полное отсутствие стендов хоть каких-то судоходных компаний, за исключением «Росморпорта». Но ему по определению там надо было быть – роль организатора форума обязывает. Может быть, отсутствие моряков на форуме вызвано неверием в отечественную промышленность?
Не хочу, чтобы у читателей сложилось впечатление, что моей задачей было - слить негатив об этом мероприятии. Конечно же, там были и позитивные моменты. Мне показалось, что, по сравнению с первым «МИРом», было больше иностранцев: немцы, хорваты, ряд совместных предприятий. Хороша идея организовать региональные стенды, ведь значительная часть российских регионов живет около воды. Кто-то у моря, кто-то у рек и озер. Жаль, что эти хорошо оформленные стенды не были насыщены реальной информацией, потребностями жителей и правительств регионов в морском и речном транспорте, рабочем флоте и всем сопутствующем.
Полагаю, что в дальнейшем это направление будет лучше проработано. Ведь, если будут сформулированы потребности, то неизбежно появится и предложение. Может быть, именно это и станет морской индустрией России, из которой родятся и буровые, и газовозы, и прочие обещанные невиданные свершения?