Как мы уже писали ранее, этой осенью в Геленджике в рамках "Гидроависалона-2016" прошел круглый стол на тему "Водные круизные маршруты России. Перспективы развития", организованный главным редактором журнала "Корабел.ру" Николаем Ивакиным. На круглом столе собрались вместе люди, которые имеют реальное отношение к круизным перевозкам и прямо заинтересованы в их процветании. В таком формате, в отсутствии телекамер и высокого начальства не было необходимости пускать пыль друг в другу глаза, а можно было откровенно поговорить о делах насущных.
В качестве прелюдии к диалогу главред "Корабел.ру", взявший на себя роль ведущего и модератора, озвучил некоторые цифры, факты и тезисы, переданные ему накануне заместителем руководителя Федерального агентства по туризму Сергеем Корнеевым. Согласно этим данным, кризис и санкции обеспечили не только падение выездного туризма, но и рост числа россиян, путешествующих по стране. Внутренний турпоток вырос в 2015 году на 18 процентов. Что касается внутренних водных путей — всего на круизных маршрутах в 2016 году работало 90 теплоходов. Треть из них приходится на линию Москва — Санкт-Петербург, которая перевезла около 100 тысяч пассажиров.
Дальше слово по очереди брали докладчики, представляющие точки зрения круизных компаний, муниципалитетов, судостроителей, судоводителей и федеральных ведомств. Ниже мы постараемся передать суть каждого выступления.
В Доне нет воды, причальные стенки изношены
Для Ростовской области традиционно наиболее значимы аграрный и промышленный комплексы. Туризм тоже активно развивается — за год регион принимает около миллиона человек, являясь одним из лидеров российского туристического рынка. Но вот доля круизного туризма в этом "пироге" мизерна до неприличия — всего 0,03%! В границах Азово-Донского бассейна зарегистрированы 126 судоходных компаний, из которых лишь три занимаются круизными турами.
В качестве причины заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Николай Сапрунов обозначил, во-первых, всем известную проблему с аномальной маловодностью Дона. В прошлом году это привело к серьезным убыткам в сфере водных перевозок — компании, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками по воде, потеряли более 3 млрд рублей. Туристы, которые следовали в Ростов-на-Дону, были вынуждены высаживаться в станице Романовской Волгодонского района. Во-вторых, проблемой является колоссальный износ береговой инфраструктуры — в первую очередь всех причальных стенок.
Обе проблемы, отметил Николай Сапрунов, уже решаются благодаря прошедшему в августе заседанию Госсовета по внутренним водным путям. Бороться с маловодьем поможет Багаевский низконапорный гидроузел. Финансирование его строительства начнется с 2017 года, общая сумма проекта – 22 млрд рублей. Береговая инфраструктура на Госсовете тоже обсуждалась — было высказано предложение передать грузовые и пассажирские причалы в собственность муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
– На сегодняшний день ситуация такая, что даже если область или субъект нашли инвестора, они не могут софинансировать никакие затраты из собственных бюджетов, потому что собственность федеральная и просто начинается нецелевое использование собственных средств, – пояснил чиновник.
При этом благоустройство причальных стенок прямо приводит к увеличению туристического потока. Так, в станице Романовской в свое время были проведены работы по берегоукреплению и по дноуглублению. За счет областных средств была благоустроена набережная — это стоило 25 млн рублей. После этого показатель круизных судозаходов вырос с 5 в 2014 году до 22 в 2015-м. Эти 22 теплохода привезли с собой свыше 3000 туристов находилось, в том числе 120 туристов из Германии и 50 из Турции.
– Потенциал огромный! Таких станиц у нас в Российской Федерации вдоль всех рек очень много. И самое главное, за счет чего это удалось сделать? Благодаря усилиям местной администрации, региональных властей, речной причал перешел из частной собственности в муниципальную. И имеет паспорт безопасности причального сооружения, что немаловажно для того, чтобы все суда швартовали в соответствии с действующим законодательством, – доказывал Николай Сапрунов.
Пять пробных туров на Землю Франца-Иосифа
Если ситуацию с круизами на юге России проиллюстрировала Ростовская область, то за северные регионы нашей страны на круглом столе отвечала область Архангельская. Обладая прямым выходом в Белое, Баренцево и Карское море, она имеет все предпосылки для развития круизной отрасли и уже сегодня встроена в систему международных круизных маршрутов.
– За последнее десятилетие Архангельская область приняла около 30 пассажирских иностранных судов, которые осуществили 120 заходов в туристических, экскурсионных целях. Конечно, масштабы могут показаться небольшими, но для нашего региона это довольно значительная цифра. Заметного роста удалось достичь в 2015 году, когда впервые состоялось 23 захода в морские порты, а общее количество обслуженных пассажиров превысило 4,5 тыс человек. Для сравнения, по нашему региону в среднем принимается около 2 тыс. круизных туристов, и их доля, как правило, достигает 20-30% в общем въездном потоке, – привела статистические данные министр культуры Архангельской области Вероника Яничек.
Темпы развития морского туризма, по ее словам, сдерживают ограничения по осадке для приема судов в Архангельском порту. Максимально разрешенный показатель — чуть более 9 метров. Из-за этого ряд заявок от иностранных судоходных компаний приходится отклонять. В 2015 году, к примеру, крупный круизный лайнер "Crystal Symphony", на борту которого находилось 900 человек, не смог встать на стоянку в Архангельске. Еще более жесткие ограничения по осадке имеет причальный комплекс Соловецких островов — не более 5 метров. Между тем это одна из главных точек притяжения для туристов в регионе.
Еще одним минусом является, как и во многих других регионах, недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры. Правительство надеется улучшить ситуацию, создав возможности для приема круизных судов на причалах Красной пристани, которая находится в живописном историческом месте в черте города. Сегодня уже завершена реконструкция причальных сооружений. На Соловках в рамках госпрограммы до 2020 года запланированы масштабные реконструкции причального комплекса, в том числе и строительство причала для маломерного флота.
Кроме того, проблему создает несовершенство нормативно-правовой базы. Там, где удается решить юридические вопросы, в первую очередь с пограничниками, сразу появляется потенциал для роста. Так, к числу своих недавних успехов в сфере морского туризма область относит запуск нового маршрута на Землю Франца-Иосифа для иностранцев, едущих с норвежского Шпицбергена. При этом предусмотрено открытие участка российской морской границы без захода в Мурманск, что позволило сократить путь, время и стоимость таких круизов. В 2015 — 2016 гг. прошло пять пробных туров.
Если перейти к речным круизам, то особой популярностью у туристов пользуется путешествие по Беломорско-Балтийскому каналу с заходом на Соловецкие острова и посещением Архангельска и Каргополя. В этом году за летний сезон Архангельская область приняла 28 круизов, что стало лучшим показателем за все последние годы. В 2014 году, к примеру, было реализовано всего 13 круизных программ. Правда, прогноз на будущий год не очень оптимистичен — ожидается прием 18 круизов. При этом спрос есть, людям интересны эти направления. Но пока область не готова к массовому турпотоку
— К сожалению, отсутствие в регионе достаточного пассажирского флота не позволяет в полной мере использовать весь потенциал для развития водного туризма, — объяснила проблему Вероника Яничек.
На Волге полное спокойствие
Точку зрения судоводителей на круглом столе представил человек, хорошо знакомый читателям "Корабел.ру", — волжский капитан с громадным опытом, член наблюдательного совета "Ространстур" Николай Баженов. На нашем сайте он регулярно публикует авторские статьи на тему судоходства по внутренним водным путям, где высказывается порой резко, но зато всегда откровенно и аргументированно. Последний пример — его недавняя публикация "Лед тронулся... не было бы заторов!".
Выступление свое капитан начал, что называется, "за упокой", обрисовав печальную картину речной отрасли на Волге — нет дебаркадеров, нет причальных стенок, умирает флот. Еще недавно, по его словам, стоя на набережной где-нибудь в Саратове или в Нижнем Новгороде, можно было наблюдать, как мимо постоянно проносятся "Ракеты" и "Метеоры", а сейчас часами на реке царит полное спокойствие, не нарушаемое ни одним судном.
— Раньше от Нижнего Новгорода отходило до десятка теплоходов вверх-вниз. Была и огромная, я не боюсь этого слова, армия туристов-пассажиров, которые привыкли отдыхать на судах так называемых транспортных линий. В Москве "пассажиры-обратники" брали билеты туда-сюда и отправлялись до Астрахани, — вспоминал Николай Баженов. — Было огромное количество людей, которые брали билет от Москвы, скажем, до Саратова, где у них родственники, а обратно они возвращались поездом. И у меня, как и у большинства моих коллег, возникает вопрос: когда по Волге пойдут пароходы?
Как пояснил он далее, было бы правильно вернуть на российские реки загубленные во многих местах регулярные транспортные линии, которые в итоге дадут поток не просто деловых пассажиров, но и пассажиров, едущих с туристическими целями, пусть и не в круизном формате. Для этого надо восстанавливать дебаркадеры и плашкоуты, обеспечивая судам возможность делать по полтора десятка стоянок в день. Массовому туристу, считает он, это нравилось:
— Стоянки по 15 минут, но за это время успевает подтянуться народ. Бабушки с солеными огурчиками и ягодами подходили. Кто-то прошелся через рынок, кто-то успел искупаться, кто-то просто познакомился с красотами Васильсурска, Сомовки, Разнежья.
Отдельное внимание Николай Баженов уделил планам по постройке российских пассажирских судов класса "река-море", одно из которых уже сейчас заложено на астраханском "Лотосе". Проект, по его мнению, замечательный, но ситуацию на Волге он не исправит, поскольку готовый теплоход отправят на коммерчески более выгодную линию Москва — Санкт-Петербург, куда и так уходят суда из остальных регионов.
— Река Ока окажется неохваченной, окажется неохваченной река Белая. Там тоже со слезами говорят: такие красоты мы не можем показать! Я хочу, чтобы задумались и судостроители, и крупные операторы над тем, как возродить традиции, как заменить наши старые суда, которые ходили по рекам. Я за то, чтобы по Волге, по сибирским рекам, по дивной Северной Двине, ходили пассажирские теплоходы регулярно, а не от случая к случаю! — завершил свою речь капитан.
Можно обойтись без причалов
Отстаивать позицию российских круизных операторов на круглый стол был приглашен председатель Совета директоров компании "Инфофлот" Александр Соснин — тоже регулярно сотрудничающий с порталом "Корабел.ру". В принципе, с тезисами его выступления наши читатели могли недавно ознакомиться в материале "Круизный туризм в России: вызовы и возможности".
Коротко напомним: там говорилось о потребностях в реконструкции флота, открытии новых речных маршрутов и новых экскурсионных программ, развеивались мифы об устаревшием сервисе и предлагалось продлить по возможности сезон навигации. Кроме того, были обозначены критичные для отрасли факторы. Необходимо, во-первых, учитывать доходы потенциальных клиентов, во-вторых, повысить информированность населения о таком виде отдыха, а в-третьих, обеспечить удовлетворенность покупателей после возвращения из поездки.
Расскажем здесь о тех моментах выступления представителя "Инфофлота", которые не нашли отражения в уже опубликованной статье. Речь идет о его отношении к вопросу строительства круизных судов в России и проблеме с причалами.
— Я не сторонник того, чтобы новые суда строило государство для круизных компаний. Я считаю, что экономическая ситуация должна быть такая, чтобы их было выгодно строить самим круизным компаниям. В Европе это происходит, там увеличилось в шесть раз количество круизного флота за последние 10 лет. Но вопрос исключительно в экономической ситуации в целом, — считает Александр Соснин.
Поэтому его компания не рассчитывает на то, что завтра на рынке появится серия новоиспеченных отечественных лайнеров. "Инфофлот" отдает предпочтение максимально эффективной реконструкции уже имеющегося у него в распоряжении флота. На судах увеличивают площадь пассажирских помещений, меняют оборудование, превращают каюты купейного типа в полноценные гостиничные номера, проводят современный ремонт общественных помещений, ресторанов и баров. На месте обычных салонов открывают кинотеатры или спа-центры. В итоге судно становится настоящим плавучим домом отдыха.
Что касается причалов, то их отсутствие не должно служить поводом для отказа от круизов. Всегда есть свои варианты.
— На реке Вятка нет ни одного причала, нигде, никакого, даже подобия. Несмотря на это наша компания стала ходить по Вятке — первая! Что мы делали? Мы вместе с путейцами, с бассейным управлением смотрим, где есть удобные места подходов, высадки туристов, чтобы мог подъехать береговой транспорт. Заказываем троллей до этого места, и все — можем подходить и можем высаживать людей, — привел пример глава "Инфофлота". — Кстати, на сибирских реках только так и работает флот. На Енисее есть максимум четыре-пять причалов в Красноярске или Дудинке, а во всех остальных местах суда стоят прямо у берега.
Продолжение следует
Николай Ивакин, главный редактор журнала "Корабел.ру" / Корабел.ру |
Дальше слово по очереди брали докладчики, представляющие точки зрения круизных компаний, муниципалитетов, судостроителей, судоводителей и федеральных ведомств. Ниже мы постараемся передать суть каждого выступления.
В Доне нет воды, причальные стенки изношены
Для Ростовской области традиционно наиболее значимы аграрный и промышленный комплексы. Туризм тоже активно развивается — за год регион принимает около миллиона человек, являясь одним из лидеров российского туристического рынка. Но вот доля круизного туризма в этом "пироге" мизерна до неприличия — всего 0,03%! В границах Азово-Донского бассейна зарегистрированы 126 судоходных компаний, из которых лишь три занимаются круизными турами.
В качестве причины заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области Николай Сапрунов обозначил, во-первых, всем известную проблему с аномальной маловодностью Дона. В прошлом году это привело к серьезным убыткам в сфере водных перевозок — компании, занимающиеся пассажирскими и грузоперевозками по воде, потеряли более 3 млрд рублей. Туристы, которые следовали в Ростов-на-Дону, были вынуждены высаживаться в станице Романовской Волгодонского района. Во-вторых, проблемой является колоссальный износ береговой инфраструктуры — в первую очередь всех причальных стенок.
Обе проблемы, отметил Николай Сапрунов, уже решаются благодаря прошедшему в августе заседанию Госсовета по внутренним водным путям. Бороться с маловодьем поможет Багаевский низконапорный гидроузел. Финансирование его строительства начнется с 2017 года, общая сумма проекта – 22 млрд рублей. Береговая инфраструктура на Госсовете тоже обсуждалась — было высказано предложение передать грузовые и пассажирские причалы в собственность муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Николай Сапрунов, заместитель директора департамента инвестиций и предпринимательства Ростовской области / Корабел.ру |
– На сегодняшний день ситуация такая, что даже если область или субъект нашли инвестора, они не могут софинансировать никакие затраты из собственных бюджетов, потому что собственность федеральная и просто начинается нецелевое использование собственных средств, – пояснил чиновник.
При этом благоустройство причальных стенок прямо приводит к увеличению туристического потока. Так, в станице Романовской в свое время были проведены работы по берегоукреплению и по дноуглублению. За счет областных средств была благоустроена набережная — это стоило 25 млн рублей. После этого показатель круизных судозаходов вырос с 5 в 2014 году до 22 в 2015-м. Эти 22 теплохода привезли с собой свыше 3000 туристов находилось, в том числе 120 туристов из Германии и 50 из Турции.
– Потенциал огромный! Таких станиц у нас в Российской Федерации вдоль всех рек очень много. И самое главное, за счет чего это удалось сделать? Благодаря усилиям местной администрации, региональных властей, речной причал перешел из частной собственности в муниципальную. И имеет паспорт безопасности причального сооружения, что немаловажно для того, чтобы все суда швартовали в соответствии с действующим законодательством, – доказывал Николай Сапрунов.
Пять пробных туров на Землю Франца-Иосифа
Если ситуацию с круизами на юге России проиллюстрировала Ростовская область, то за северные регионы нашей страны на круглом столе отвечала область Архангельская. Обладая прямым выходом в Белое, Баренцево и Карское море, она имеет все предпосылки для развития круизной отрасли и уже сегодня встроена в систему международных круизных маршрутов.
– За последнее десятилетие Архангельская область приняла около 30 пассажирских иностранных судов, которые осуществили 120 заходов в туристических, экскурсионных целях. Конечно, масштабы могут показаться небольшими, но для нашего региона это довольно значительная цифра. Заметного роста удалось достичь в 2015 году, когда впервые состоялось 23 захода в морские порты, а общее количество обслуженных пассажиров превысило 4,5 тыс человек. Для сравнения, по нашему региону в среднем принимается около 2 тыс. круизных туристов, и их доля, как правило, достигает 20-30% в общем въездном потоке, – привела статистические данные министр культуры Архангельской области Вероника Яничек.
Вероника Яничек, министр культуры Архангельской области / Корабел.ру |
Темпы развития морского туризма, по ее словам, сдерживают ограничения по осадке для приема судов в Архангельском порту. Максимально разрешенный показатель — чуть более 9 метров. Из-за этого ряд заявок от иностранных судоходных компаний приходится отклонять. В 2015 году, к примеру, крупный круизный лайнер "Crystal Symphony", на борту которого находилось 900 человек, не смог встать на стоянку в Архангельске. Еще более жесткие ограничения по осадке имеет причальный комплекс Соловецких островов — не более 5 метров. Между тем это одна из главных точек притяжения для туристов в регионе.
Еще одним минусом является, как и во многих других регионах, недостаточный уровень развития туристической инфраструктуры. Правительство надеется улучшить ситуацию, создав возможности для приема круизных судов на причалах Красной пристани, которая находится в живописном историческом месте в черте города. Сегодня уже завершена реконструкция причальных сооружений. На Соловках в рамках госпрограммы до 2020 года запланированы масштабные реконструкции причального комплекса, в том числе и строительство причала для маломерного флота.
Кроме того, проблему создает несовершенство нормативно-правовой базы. Там, где удается решить юридические вопросы, в первую очередь с пограничниками, сразу появляется потенциал для роста. Так, к числу своих недавних успехов в сфере морского туризма область относит запуск нового маршрута на Землю Франца-Иосифа для иностранцев, едущих с норвежского Шпицбергена. При этом предусмотрено открытие участка российской морской границы без захода в Мурманск, что позволило сократить путь, время и стоимость таких круизов. В 2015 — 2016 гг. прошло пять пробных туров.
Если перейти к речным круизам, то особой популярностью у туристов пользуется путешествие по Беломорско-Балтийскому каналу с заходом на Соловецкие острова и посещением Архангельска и Каргополя. В этом году за летний сезон Архангельская область приняла 28 круизов, что стало лучшим показателем за все последние годы. В 2014 году, к примеру, было реализовано всего 13 круизных программ. Правда, прогноз на будущий год не очень оптимистичен — ожидается прием 18 круизов. При этом спрос есть, людям интересны эти направления. Но пока область не готова к массовому турпотоку
— К сожалению, отсутствие в регионе достаточного пассажирского флота не позволяет в полной мере использовать весь потенциал для развития водного туризма, — объяснила проблему Вероника Яничек.
На Волге полное спокойствие
Точку зрения судоводителей на круглом столе представил человек, хорошо знакомый читателям "Корабел.ру", — волжский капитан с громадным опытом, член наблюдательного совета "Ространстур" Николай Баженов. На нашем сайте он регулярно публикует авторские статьи на тему судоходства по внутренним водным путям, где высказывается порой резко, но зато всегда откровенно и аргументированно. Последний пример — его недавняя публикация "Лед тронулся... не было бы заторов!".
Выступление свое капитан начал, что называется, "за упокой", обрисовав печальную картину речной отрасли на Волге — нет дебаркадеров, нет причальных стенок, умирает флот. Еще недавно, по его словам, стоя на набережной где-нибудь в Саратове или в Нижнем Новгороде, можно было наблюдать, как мимо постоянно проносятся "Ракеты" и "Метеоры", а сейчас часами на реке царит полное спокойствие, не нарушаемое ни одним судном.
Николай Баженов, член наблюдательного совета "Ространстур" / Корабел.ру |
— Раньше от Нижнего Новгорода отходило до десятка теплоходов вверх-вниз. Была и огромная, я не боюсь этого слова, армия туристов-пассажиров, которые привыкли отдыхать на судах так называемых транспортных линий. В Москве "пассажиры-обратники" брали билеты туда-сюда и отправлялись до Астрахани, — вспоминал Николай Баженов. — Было огромное количество людей, которые брали билет от Москвы, скажем, до Саратова, где у них родственники, а обратно они возвращались поездом. И у меня, как и у большинства моих коллег, возникает вопрос: когда по Волге пойдут пароходы?
Как пояснил он далее, было бы правильно вернуть на российские реки загубленные во многих местах регулярные транспортные линии, которые в итоге дадут поток не просто деловых пассажиров, но и пассажиров, едущих с туристическими целями, пусть и не в круизном формате. Для этого надо восстанавливать дебаркадеры и плашкоуты, обеспечивая судам возможность делать по полтора десятка стоянок в день. Массовому туристу, считает он, это нравилось:
— Стоянки по 15 минут, но за это время успевает подтянуться народ. Бабушки с солеными огурчиками и ягодами подходили. Кто-то прошелся через рынок, кто-то успел искупаться, кто-то просто познакомился с красотами Васильсурска, Сомовки, Разнежья.
Отдельное внимание Николай Баженов уделил планам по постройке российских пассажирских судов класса "река-море", одно из которых уже сейчас заложено на астраханском "Лотосе". Проект, по его мнению, замечательный, но ситуацию на Волге он не исправит, поскольку готовый теплоход отправят на коммерчески более выгодную линию Москва — Санкт-Петербург, куда и так уходят суда из остальных регионов.
— Река Ока окажется неохваченной, окажется неохваченной река Белая. Там тоже со слезами говорят: такие красоты мы не можем показать! Я хочу, чтобы задумались и судостроители, и крупные операторы над тем, как возродить традиции, как заменить наши старые суда, которые ходили по рекам. Я за то, чтобы по Волге, по сибирским рекам, по дивной Северной Двине, ходили пассажирские теплоходы регулярно, а не от случая к случаю! — завершил свою речь капитан.
Можно обойтись без причалов
Отстаивать позицию российских круизных операторов на круглый стол был приглашен председатель Совета директоров компании "Инфофлот" Александр Соснин — тоже регулярно сотрудничающий с порталом "Корабел.ру". В принципе, с тезисами его выступления наши читатели могли недавно ознакомиться в материале "Круизный туризм в России: вызовы и возможности".
Коротко напомним: там говорилось о потребностях в реконструкции флота, открытии новых речных маршрутов и новых экскурсионных программ, развеивались мифы об устаревшием сервисе и предлагалось продлить по возможности сезон навигации. Кроме того, были обозначены критичные для отрасли факторы. Необходимо, во-первых, учитывать доходы потенциальных клиентов, во-вторых, повысить информированность населения о таком виде отдыха, а в-третьих, обеспечить удовлетворенность покупателей после возвращения из поездки.
Расскажем здесь о тех моментах выступления представителя "Инфофлота", которые не нашли отражения в уже опубликованной статье. Речь идет о его отношении к вопросу строительства круизных судов в России и проблеме с причалами.
Александр Соснин, председатель Совета директоров компании "Инфофлот" / Корабел.ру |
— Я не сторонник того, чтобы новые суда строило государство для круизных компаний. Я считаю, что экономическая ситуация должна быть такая, чтобы их было выгодно строить самим круизным компаниям. В Европе это происходит, там увеличилось в шесть раз количество круизного флота за последние 10 лет. Но вопрос исключительно в экономической ситуации в целом, — считает Александр Соснин.
Поэтому его компания не рассчитывает на то, что завтра на рынке появится серия новоиспеченных отечественных лайнеров. "Инфофлот" отдает предпочтение максимально эффективной реконструкции уже имеющегося у него в распоряжении флота. На судах увеличивают площадь пассажирских помещений, меняют оборудование, превращают каюты купейного типа в полноценные гостиничные номера, проводят современный ремонт общественных помещений, ресторанов и баров. На месте обычных салонов открывают кинотеатры или спа-центры. В итоге судно становится настоящим плавучим домом отдыха.
Что касается причалов, то их отсутствие не должно служить поводом для отказа от круизов. Всегда есть свои варианты.
— На реке Вятка нет ни одного причала, нигде, никакого, даже подобия. Несмотря на это наша компания стала ходить по Вятке — первая! Что мы делали? Мы вместе с путейцами, с бассейным управлением смотрим, где есть удобные места подходов, высадки туристов, чтобы мог подъехать береговой транспорт. Заказываем троллей до этого места, и все — можем подходить и можем высаживать людей, — привел пример глава "Инфофлота". — Кстати, на сибирских реках только так и работает флот. На Енисее есть максимум четыре-пять причалов в Красноярске или Дудинке, а во всех остальных местах суда стоят прямо у берега.
Продолжение следует
Подготовил Ренарт Фасхутдинов
Материалы по теме:
20 лет: полет нормальный (о "Гидроавиасалоне-2016")
Прошлись по воде (о Госсовете по внутренним водным путям)