В конце октября произошло затопление плавучего дока "ПД-50", где ремонтировался единственный российский авианосец "Адмирал Кузнецов". Прошло больше месяца, а обсуждения все не кончаются. По горячим следам наша редакция искала экспертов, которые могли бы помочь нам разобраться - что же случилось в Мурманске? Предлагаем вашему вниманию небольшое расследование, проведенное по нашей инициативе, от опытного докмейстера с Дальнего Востока Владислава Головешкина.
Пересказывать хронологию и суть произошедшего нет смысла - об этом известно каждому сочувствующему и переживающему за судьбу отрасли. Поэтому предлагаем перейти сразу к комментарию Владислава Головешкина о катастрофе:
"Катастрофа была неизбежна - плавдок был технически неисправен и эксплуатировался с грубейшими нарушениями РД.31.52.22-88 "Правил технической эксплуатации судоподъемных сооружений". Плавучий док согласно "Правилам проектирования.." должен иметь запас плавучести, обеспечивающий его непотопляемость при затоплении одного СО (сухого отсека). Плавучесть обеспечивается воздушной подушкой в балластных отсеках, формируемой длиной выступающих ниже палубы безопасности воздушных труб и объемами выше палубы безопасности.
Технически исправный плавучий док утопить практически невозможно. Все системы дока дублированы и обязательно имеют ручной привод. Как сообщил докмейстер и командир первого экипажа Валерий Ларионов, клинкетные задвижки балластных отсеков имеют 130 оборотов. На доке имелось семь дизель-генераторов: четыре основных мощностью по 1850 квт, два аварийных дизель-генератора и один вспомогательный.
Теперь о величине воздушной подушки и ее роли. Прежде всего, она определяет предельную глубину погружения дока в "свободном плавании" с полными запасами. Зависит она как от плотности воды (солености), так и от длины труб в балластных отсеках. Например, при первом погружении ПД-73 в Губе Пала в 1974 году мы не смогли достичь расчетной осадки, а основания раздвижных кильблоков, имевших отсеки плавучести, поплыли. Все было банально просто: док, спроектированный ЦКБ "Изумруд", рассчитывался на плотность 1,016, а соленость в Губе Пала составляла 1.035. Отсюда и дополнительная плавучесть. Пришлось подрезать воздушные трубы балластных отсеков.
Об отсутствии воздушной подушки во всех балластных отсеках ПД-50 свидетельствует факт невозможности находиться в "свободном плавании" без работающих главных водоотливных насосов. Прежде всего, воздушные трубы прогнили или полностью отвалились. Могла быть разгерметизация и по горловинам бортовых балластных отсеков (размер 5х52 метра, по две горловины на отсек).
|
Авианосец "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" / Корабел.ру |
Повторюсь. Катастрофа была неизбежна, и просто повезло, что обошлось малой кровью. Могли потерять гораздо больше людей и утопить тяжелый авианесущий крейсер.
Доковая операция - это сложный процесс, особенно по выводке отремонтированного объекта. Она может занимать десятки часов особенно при работе с таким сложным объектом как авианосец. Выявленные при осмотрах течи по донно-запорной арматуре, заглушкам, сварочным швам, валолиниям (а они были выгружены) и прочим и их устранение. Все это время док должен находиться в погруженном на заданную осадку положении, не меняя ее. Однако, как свидетельствуют очевидцы, поддерживать заданное положение док мог только на работающих главных водоотливных насосах.
За 39 лет док не самодоковался. "Жилая" левая башня, как и правая, прокоррозировали по сварным швам и многократно подваривались, что снижало местную прочность. С очень высокой степенью вероятности могло произойти следующее: док поддерживал расчетную осадку на одном главном водоотливном насосе при откачке из одного балластного отсека левой башни. И разница уровней в отсеке и за бортом превысила критический уровень. Произошло схлопывание башни, разрыв обшиви в балластном отсеке, хлынула вода, крен стремительно возрос и краны упали правый на полетную палубу авианосца, левый за борт.
Схлопывание башни на ПД-50 было во время пробного погружения в Швеции. При демонстрации производительности насосов производилась откачка из балластных отсеков правого и левого бортов и при достижении разницы уровней в балластных отсеках и за бортом более 1,4 м произошло схлопывание. Об этом свидетельствует капитан 1 ранга в отставке Коняхин Владислав Владимирович. По его словам, есть подтверждающая запись в инструкции по эксплуатации, ограничивающее перепад 1,2 м. Но как свидетельствуют бывшие работники дока, док гнилой, система контроля уровней неисправна и прочее, и даже этот перепад критичен.
Теперь о грубейших нарушениях руководящего документа. На доке была сокращена моторная группа, так как неисправные дизель-генераторы не ремонтировали и тупо сдали в утиль. Док проводил операции на питании с берега, а не на своем питании. А дальше все как Роскосмосе и других отраслях - "Эффективные менеджеры" проводят оптимизации без малейшего представления о предмете".
Материалы по теме:
О ситуации с затонувшим доком ПД-50 (онлайн-трансляция)