Корпоративный блог РМРС В этом блоге собраны все новостные и аналитические материалы, касающиеся деятельности РМРС, и размещенные на Корабел.ру |
По словам заместителя начальника Управления развития промышленности и агропромышленного комплекса Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Александра Медведева, в городе на Неве сконцентрировано более 80% научно-технического потенциала судостроения РФ, поэтому проблема дефицита кадров по-прежнему актуальна. Сегодня в Петербурге на благо отрасли трудятся более 50 тысяч человек. Но этого, по оценкам экспертов, недостаточно.
- Во многих специальностях спрос превышает предложение. Система профессионального образования не в полной мере учитывает структуру реального спроса. Редко когда потребности в кадрах формулируются работодателями, - отметил Медведев.
Молодежь не стремиться получить инженерное образование или приобрести рабочую специальность
По словам председателя Комиссии по промышленности, экономике и собственности Законодательного собрания Санкт-Петербурга Юрия Гатчина, сегодня молодежь не очень охотно выбирает инженерные профессии, поэтому одна из основных задач - нацелить ее, показать, что есть потребность в инженерных кадрах. Как отметил проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, доктор технических наук Владимир Тряскин, с каждым годом ситуация все серьезней.
СПбГМТУ — единственный вуз в России, который готовит специалистов по всему спектру кораблестроительных специальностей. И здесь есть ряд проблем, связанных с подготовкой инженерных кадров, в частности, это связано с переходом на болонскую, двухступенчатую, систему обучения.
- Мы готовим сейчас специалистов по специальности инженер со сроком обучения 5 лет и переходим на подготовку специалистов по двухуровневой системе – 4+2 – бакалавр + магистр. Этот процесс сложный, требует переработки всего методического материала, учебных программ, планов, - рассказал в ходе встречи Владимир Тряскин.
Тем не менее, с 2011 года "Корабелка" принимает абитуриентов на программу бакалавриата по нескольким направлениям. Идет и подготовка магистров - в 20013-14 гг. около 45 человек обучаются по этим программам. В 2015 году заканчивает обучение первый набор бакалавров, предположительно около 50% этих выпускников подадут заявления в магистратуру университета.
Сегодня на предприятиях, которые связаны с оборонными заказами, наиболее востребованы дипломированные морские инженеры.
- Мы разработали планы по подготовке таких специалистов, но, к сожалению, до сих пор они не утверждены из-за того, что в Министерстве образования меняются требования к этим стандартам. Сейчас мы находимся на этапе очередной переработки, хотя могли начать их подготовку еще в 2012 году. Нам предлагают сделать предложение по приему на 2015 год, а стандарты не готовы, - поделился своим видением проблемы проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.
Что касается подготовки рабочих кадров, то на базе Колледжа судостроения и прикладных технологий, объединившего четыре лицея, готовят специалистов по необходимым специальностям. Отчасти этот шаг помог решить проблему, но по словам Геннадия Проценко, декана кафедры целевой контрактной подготовки СПбГМТУ, есть еще с чем работать.
- Есть по-прежнему проблема в подготовке кадров, проблема престижа. В колледж идут после 8-9 классов, в основном это сложные дети, есть и 11-классники, которые не попали в вузы и пытаются получить рабочую профессию. Колледж готовит и взрослое население. Это программа "Адмиралтейских верфей", она интересная, но не является системным решением проблемы подготовки всех уровней, - отметит Проценко.
В процессе подготовки рабочих кадров есть еще нюансы. По словам декана факультета целевой контрактной подготовки СПбГМТУ, в Петербурге почти не остается возможностей для прохождения полноценной производственной практики учениками колледжа. Так, на Адмиралтейских верфях, как отметил Геннадий Проценко, уже какое-то время нет гражданских заказов, только оборонные, поэтому привести молодых ребят на практику просто не возможно. Северная верфь — это тоже военное кораблестроение.
И здесь нашелся выход. Как рассказал Геннадий Проценко, ребята из колледжа смогут получать в последствии высшее образование по инженерным специальностям, при этом, работая на предприятии уже по освоенной рабочей специальности.
- Сейчас у нас по этой схеме учатся примерно 90 человек. Из таких техников сделали инженеров для "Рубина", "Айсберга", Адмиралтейских верфей и Северной верфи.
Кроме того, комитет по промышленной политике и инновациям проводит работу в целях популяризации профессий рабочих специальностей среди школьников – организует совместно с дирекциями школ открытие уроки и дни открытых дверей на предприятиях. В 2013 году в подобных мероприятиях были задействованы около 1700 учащихся.
Качество образования
Как отметил начальник Управления развития промышленности и агропромышленного комплекса Комитета по промышленной политике и инновациям Санкт-Петербурга Александр Медведев, знания, полученные выпускниками во время учебы, не всегда позволяют им сразу после окончания вуза приступить к работе на предприятии – требуется дополнительная адаптация.
- Чтобы изменить ситуацию, предприятиям необходимо формировать единый заказ на подготовку специалистов, участвовать в разработке профессиональных стандартов. Необходимо провести работу по мониторингу потребности в кадрах с конкретной разбивкой по специальностям и по годам, - заявил Медведев.
Результаты такого мониторинга могут быть подготовлены и переданы комитету уже во второй половине этого года.
В то же время, необходимо повышать качество кораблестроительного образования путем совершенствования лабораторной базы, а также создания базовых кафедр. Например, в СПбГМТУ в рамках реализации пилотного проекта создана базовая кафедра в Крыловском ГНЦ, планируется, что в ближайшее время такие кафедры будут созданы на большинстве судостроительных предприятий, для этого ведутся переговоры.
В свою очередь советник ректора ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, заведующий кафедрой "Теплотехника, судовые котлы и вспомогательные установки" Иван Костылев также отметил важность практики для моряков.
- Нужна практическая база. Раньше были учебно-производственные суда, а сегодня у нас есть только парусник "Мир", но профессионально это дает не очень много. Практика, вероятно, может проходить на судах разных компаний, тем более, что в стране их сегодня около 3000. В этом направлении стоит работать, - сказал Костылев.
Особняком стоят вопросы по профессорско-преподавательским составам вузов.
- Старение ППС - ситуация тупиковая на протяжении 20-30 лет. Решения проблемы пока нет. Естественно молодежь не идет на места ассистентов с зарплатой 9-12 тыс руб. без степени и со степенью соответственно, это в 2-3 раза меньше, чем на предприятиях. Рассчитывать на то, что резко будет увеличено бюджетное финансирование тоже не приходится, поэтому мы сами стараемся решить эти проблемы, хотя вариантов мало, - поделился Владимир Тряскин.
Обновление преподавательского состава — это больное место и для "Макаровки". По словам советника ректора ГУМРФ им. адм. С.О. Макарова, моряка должен учить моряк. Но, что может предложить вуз специалистам, чья заработная плата в компании была в несколько раз выше, чем та, что будет выплачиваться в учебном заведении. Тем более, что так необходимые опытные люди из числа плавсостава, естественно, в период работы на судах не мели возможность получить ученой степени.
- Практики, вошедшие в профессорско-преподавательский состав вуза, должны иметь сопоставимые зарплаты с теми, что получают доценты и профессора с соответствующими надбавками за ученую степень. То есть, для них должны быть введены соответствующие коэффициенты, - подчеркнул Иван Костылев.
Необходимо совершенствовать и методику оценки транспортных вузов в общей схеме эффективности высшего образования. Так, по мнению Ивана Костылева, должны быть понижены пороговые значения по процентному отношению остепененности преподавательского состава.
Сегодняшний абитуриент
Уровень подготовки абитуриентов тоже вызывает сомнения. Ведь, чтобы поступить, в частности, в технический вуз, требуется отличное знание физики. Но сегодня очень малый процент выпускников школ может похвастать отличным уровнем знания предмета. Да и в общем, по словам представителя СПбГМТУ, число абитуриентов, выбирающих физику как профилирующий предмет, уменьшается с каждым годом, сегодня их меньше, чем мест в техвузах Петербурга.
Вузы делают все возможное, чтобы привлечь молодежь из регионов, но здесь как по цепочке возникает и другая проблема — приезжим необходимы условия для жизни и учебы в Северной столице. В связи с этим стоит еще задача — содержать в порядке все общежития.
Освоение Севморпути и Арктики
- Нужно сказать и об освоении арктического шельфа, так как эта задача стоит на геополитическом уровне. Мы должны готовить для этого транспорт и специалистов, судостроители здесь должны сыграть большую роль, тем более, что желающих заниматься добычей углеводородов в Арктике достаточно, - заявил в ходе заседания Юрий Гатчин.
По словам Ивана Костылева, в Арктике должны работать наши люди, которые болели бы и за промышленность и за страну в целом. И сегодня ГУМРФ активно готовит специалистов, которые могут обеспечить проход судов по Севморпути.
- Мы заключили соглашение с Северным (Арктическим) федеральным университетом имени М.В. Ломоносова в Архангельске, чтобы понять, что сегодня нужно Северу, чтобы обеспечить нормальную работу на Севморпути, и кто там будет работать. Конечно, мы должны коренное население крайнего Севера подтянуть и подготовить, чтобы они могли трудиться у себя дома. Но здесь есть вопросы. Сегодня Министерство образования ставит такие пороговые значения для поступления по ЕГЭ, в частности, которые люди с крайнего Севера преодолеть зачастую не могут, - рассказал советник ректора "Макаровки".
Специалисты на встрече также упомянули о проблеме подготовки кадров для атомных плавучих объектов. Этим вопросом ГУМРФ имени адм. С.О. Макарова занимается совместно с Морской коллегией. За подготовку специалистов будет отвечать специализированный центр. К слову о специализированных центрах. По словам Александра Медведева, сегодня есть все возможности и условия, чтобы в городе создать отраслевой учебный центр для судостроительной промышленности при участии "Корабелки" и Фонда промышленности. Вероятно, что это произойдет уже в 2014 году.
Также на встрече затронули и вопрос оттока кадров за границу. На данный момент нет никаких механизмов препятствующих этому. Но, по мнению Ивана Костылева, стоит задуматься над тем, чем можно заинтересовать работников, чтобы они оставались на российских судах и предприятиях.
Один из главных аспектов — это условия труда. Представитель профсоюза судостроителей подчеркнул, что по итогам 4 квартала прошлого года средняя зарплата в сфере судостроения и судоремонта в Петербурге составила 49,5 тысяч рублей, но есть предприятия, где значительно выше показатель, а где значительно ниже. И в связи с этим в 2014 году году профсоюзная организация с Ассоциацией судостроителей и Комитетом по промышленной политике и инновациям подписали соглашение, которое распространяется на все судостроительные предприятия, которое подразумевает наличие коллективного договора и определенного зарплатного минимума, а также соцпакета.
На какие меры идём
Чтобы решать проблемы подготовки и переподготовки кадров для судостроения, вузы сегодня стараются создать новые учебные программы. Так, например, СПбГМТУ возможно, внедрит такой формат как дистанционное обучение для предприятий в других регионах. Кроме того, вуз занимается подготовкой курсантов. В связи с тем, что образовательные стандарты по подготовке бакалавров не обеспечивают подготовку офицеров для службы в ВМФ, университетом в инициативном порядке разработаны совместно с военным учебно-научным центром ВМФ проекты государственных образовательных стандартов обучения по некоторым специальностям.
Российский морской регистр судоходства не остался в стороне. По просьбе Государственного университета морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова РС подготовил и в начале 2014 года передал вузу модульный курс, информирующий о роли классификационных обществ в вопросах обеспечения безопасности судоходства. По словам заместителя гендиректора Российского морского регистра судоходства Павла Шихова, модульный курс "Общие сведения о классификационных обществах" создан для того, чтобы курсанты с самого начала обучения знали о существовании классификационных обществ и их роли в морском бизнесе. Также по просьбе университета Регистр пишет модуль по энергетической эффективности судов.
В свою очередь Правительство Петербурга и дальше будет поддерживать промышленные предприятия города. В 2013 году 20 организаций получили субсидии в размере 15 млн рублей, среди них: "Океанприбор", "Средне-Невский судостроительный завод", "Крыловский ГНЦ", Адмиралтейские верфи. В этом году работа будет продолжена. А в 2015 году, в рамках создания новой госпрограммы, планируется увеличение средств на подготовку и переподготовку кадров.
По итогам заседания Юрий Гатчин отметил, что предложения и проблемы вынесенные на обсуждение будут рассмотрены. Депутаты ЗАКСа продолжат принимать меры для поддержки кадрового обеспечения судостроительной отрасли Санкт-Петербурга.
|
В Северном Ледовитом океане идет процесс ледообразования, чистыми остаются лишь два моря 21:15 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
В Архангельске с 21 ноября пассажирские теплоходы уступят место буксирам 21:00 , 20 Ноября 2024 / судоходство |
За шесть лет мощности морских портов РФ вырастут на 200 млн тонн - Михаил Мишустин 20:45 , 20 Ноября 2024 / порты |