Полностью готовое судно – это судно, получившее "свободную практику", то есть допущенное в порт, в том числе, по его санитарному состоянию. Общее правило устанавливает, что нотис о готовности судна может быть подан судовладельцем либо при наличии "свободной практики", либо до ее получения, но только в случае, если для получения требуется лишь выполнение общих формальностей.
Исходя из изложенного, если эпидемиологическая и санитарная обстановка на судне находится в пределах нормы, а также отсутствуют разумные основания полагать, что судно не получит "свободную практику", судовладелец может законно подавать нотис, не опасаясь, что судно будет признано неготовым к погрузке. Однако ситуация будет иной, если на борту имеются заболевшие пассажиры или члены экипажа: судно не может в этой ситуации считаться во всех отношениях готовых к совершению грузовых операций до получения "свободной практики" (The Delian Export [1972] 1 QB 103).
Дополнительно, необходимо обратить внимание, что для судов, следующих из регионов и портов заражения, "свободная практика" может быть признана существенным условием для оценки готовности судна. Судовладельцам не рекомендуется пренебрегать получением "свободной практики" во избежание споров о неготовности судна к погрузке по формальным основаниям. В случае, если судно признается неготовым, нотис владельца аннулируется, а течение сталийного времени по чартеру не начинается.
Рекомендация действует даже в случае, если чартер прямо предусматривает право подать нотис "со свободной практикой или без нее", так как к таким оговоркам также будет применяться принцип, установленный в The “Delian Export” [1972] 1 QB 103. Таким образом, письменное условие договора освобождает судовладельца от обязанности получить "свободную практику" только в случае, если судну она и так была бы выдана без препятствий (Решение лондонского арбитража 11/00 (2000) 545 LMLN 3).
Следующим препятствием к указанию судна, как готового во всех отношениях, будет помещение его на карантин, если грузовые операции не могут проводиться без препятствий (The Austin Friars (1894) 10 TLR 633). В случае, если судовладелец понимает, что судну предстоит карантин, подача нотиса о готовности им бесполезна. Допускается, что стороны согласуют принятие фрахтователем рисков в связи с нахождением судна в карантине, однако в отсутствие доказательств, такое разделение не подразумевается. Основываясь на вышеизложенном, судовладельцам необходимо четко оценивать риски, связанные с работой и состоянием судна в период пандемии. Именно на судовладельце лежит обязанность спланировать и организовать готовность судна к погрузке по условиям чартера.
Старший партнер Жданова Виктория Дмитриевна
© Адвокатское бюро Санкт-Петербурга "Инмарин", 2020