У меня нет ни сил, ни желания сейчас предметно обсуждать мероприятия, предусмотренные к выполнению, но считаю целесообразным поделиться своими впечатлениями от прочтения, и в первую очередь, тем, что порадовало. Чтобы избежать обвинений в субъективизме, придется много цитировать текст документа. Цитаты я выделю курсивом, а выделенное черным шрифтом – это важнейшее на мой взгляд.
Во-первых, цель: «Федеральная целевая программа "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы (далее - Программа) направлена на создание конкурентоспособной отечественной гражданской морской техники путем преодоления научно-технического и технологического отставания России от промышленно развитых стран мира, а также на развитие производственного потенциала судостроительной промышленности». Сформулировано хорошо, нет шапкозакидательских призывов, показать как мы идем «впереди планеты всей», а ясно сказано – надо преодолеть отставание.
Во-вторых, впервые в документе правительственного уровня я увидел объективную оценку ситуации. «Динамика объема грузооборота российских портов по видам перевозок морским путем показывает абсолютно устойчивый рост, который создает возможность развития отечественного транспортного флота. Однако даже на внутреннем рынке грузовых перевозок доминируют сегодня иностранные перевозчики.
Транспортные суда, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации и принадлежащие российским судовладельцам, составляют по тоннажу около 2 процентов суммарного тоннажа флотов мира и имеют средний возраст более 18 лет, что требует принятия незамедлительных мер по его обновлению.
Российские судовладельцы ежегодно размещают за рубежом заказы на строительство морских судов на сумму около 1 млрд. долларов США. Доля же российских судостроительных заводов в объеме их заказов составляла за последние 10 лет всего около 6 процентов, хотя по техническим возможностям российского судостроения она могла бы быть около 30 процентов.
В России действует более 20 речных пароходств, многие из которых обеспечивают жизнедеятельность регионов Сибири, где реки являются практически единственными транспортными магистралями. Речной флот в настоящее время насчитывает свыше 9 тыс. судов, средний возраст которых составляет более 28 лет. В ближайшие 5 - 10 лет около 90 процентов этих судов будут списаны по техническому состоянию.
Среди факторов, препятствующих обновлению речного флота, выделяются прежде всего сезонность его работы, вследствие чего происходит увеличение срока окупаемости судов, а также неудовлетворительное состояние судоходных путей и гидросооружений.
Рыбопромысловый флот России состоит из более 2,5 тыс. судов различного назначения, причем возраст более половины из них превышает 20 лет, а около 60 процентов судов эксплуатируются сверх нормативного срока службы.
Отечественная промышленность практически не принимает участия в создании больших и средних рыбопромысловых судов, а малые строятся в очень ограниченном количестве. Так, в 2006 году заказчикам сдано всего 4 малых рыбопромысловых судна. При этом в период с 1991 по 2005 год ввезено из заграницы 1174 бывших в эксплуатации рыболовецких судна и списано за эти годы 2244 судна.
Основная часть востребованной на рынке гражданской морской техники выполнена по зарубежным проектам. Практически все сложное судовое комплектующее оборудование импортируется сейчас из стран ближнего и дальнего зарубежья.
Негативные последствия в развитии отечественного судостроения в наибольшей степени затронули научно-исследовательские работы и особенно фундаментальные и поисковые исследования. Снижение объемов проведения фундаментальных исследований и прикладных научно-технических разработок, задачей которых является обеспечение качественно нового уровня развития продукции как гражданского, так и военного назначения, привело к тому, что многие организации могут поставить только морально и технически устаревшую, более энергоемкую, сложную в эксплуатации и обслуживании, а также менее надежную продукцию.
Доля инвестиций в научные разработки в России уже почти 2 десятилетия на порядок ниже, чем в зарубежных странах. В эти годы научный задел, необходимый для проведения разработок любой перспективной техники, практически не создавался. Сопоставление зарубежного и отечественного уровней развития критических технологий в области создания гражданской морской техники выявило факты заметного отставания России от стран с развитым гражданским судостроением.
К настоящему времени научно-технический и технологический потенциал в области гражданского судостроения в значительной степени исчерпан. Государственная поддержка научных исследований и разработок недостаточна, происходит старение экспериментальной базы, ощущается недостаток научных кадров, основные производственные фонды устарели.». «По сравнению с зарубежными испытательными центрами наша научно-экспериментальная база с ее устаревшим оборудованием оказывается неконкурентоспособной. Без широкого использования объектов стендовой базы, а сегодня в ремонте и модернизации нуждаются более 50 процентов объектов, невозможно создание конкурентоспособной наукоемкой гражданской морской техники. Более того, ряд задач остается нерешенным из-за невозможности смоделировать ситуацию на имеющихся установках.»
«Низкий уровень технологического потенциала отечественного судостроения обусловлен существенным отставанием российских организаций от зарубежных в развитии производственных технологий и организации работ. В результате удельная трудоемкость судостроительного производства в отрасли в 3 - 5 раз выше, чем за рубежом, и суда строятся в 2 - 2,5 раза дольше.
В этих условиях крайне актуальной является разработка новых производственных технологий строительства и ремонта гражданской морской техники, технологий и средств механизации и автоматизации производственных процессов, новых технологий производства судового комплектующего оборудования, адаптированных к отечественным условиям. Требуются также модернизация и переоснащение большинства созданного в 1970 - 1980 годах отечественного уникального стендового и испытательного оборудования для отработки различных судовых комплексов и систем.
Непринятие срочных мер по устранению проблем развития отечественного гражданского судостроения может с высокой степенью вероятности привести уже в ближайшие годы к весьма серьезным следующим негативным последствиям:
вытеснение российских производителей с мирового и внутреннего рынков гражданского судостроения;
переоснащение парка российских судоходных компаний судами зарубежной постройки;
ослабление научно-технического и технологического потенциала страны из-за крайне низкого объема исследований на важных направлениях научно-технического развития, к которым относится развитие гражданской морской техники».
В этой ФЦП определены 7 направлений инвестиций, достаточно много мероприятий и, надеюсь, она действительно поможет выздоровлению нашего, находящегося в коме, судостроения.
Понимаю, что в одном документе невозможно описать все, что надо сделать для преодоления отставания, но, по-моему, все же упущен как минимум один раздел. И это очень важный раздел инвестиций, потому что без решения проблемы кадров все благие начинания могут остаться только на бумаге. Все, кто связан с судостроением, знают, что работать сейчас просто некому. Нет конструкторов, нет технологов, нет сборщиков и сварщиков, низок уровень отечественных машиностроителей и пр. и пр. Те кот есть – весьма невысокого уровня и уровень этот продолжает снижаться. А квалифицированные, умелые и знающие специалисты в один день и даже год не возникают. На протяжении, как минимум, двух десятилетий не ведется ни квалифицированная современная подготовка, ни переподготовка специалистов, живем тем, чему научились в 70-х – 80-х годах прошлого века. А мир не стоит на месте, он уходит вперед со все нарастающей скоростью. Беда в том, что даже желающему учиться, строго говоря, учиться просто негде и не у кого. При таком положении дел, даже закупив самое современное оборудование и оснастив исследовательские центры, мы рискуем просто попусту потратить деньги. Не хочется проводить таких аналогий, но взглянем на автопром. Кто-то еще верит, что наши родные конструкторы сумеют разработать, а производственники построить автомобиль не хуже, хотя бы, румынской «Дачи», то есть в нашем понимании «Логана»? Я не верю. Но и не хочу, чтобы наше судостроение повторило судьбу автопрома. А для этого необходимо срочно учиться современным технологиям, методам работы и управления. Лишь освоив то, что уже есть в мире можно говорить о развитии и занятии передовых позиций. Поэтому, убежден, что зря не появилось в программе восьмого раздела – «Подготовка и переподготовка специалистов».
В целом документ, по-моему, нужный, теперь важно чтобы он заработал и при его реализации думали не только о выделенных миллиардах, но и о судьбе морского бизнеса и безопасности страны.